Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 14:22, реферат
Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физи́ческая культу́ра — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
Тема: Физкультура и основные понятия |
Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности. Основные понятия
:физкультура, спорт, физическая и функциональная подготовка. Всё это нужно человеку, для развития, для поддержания себя в форме
Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физи́ческая культу́ра — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
Термин «физическая культура» появился в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время — журнал «Теория и практика физической культуры».
В понятиях и терминах раскрывается предмет изучения и преподавания любой дисциплины. В понятиях и терминологии концентрируются накапливаемые наукой знания. Понятие считается полным, если оно имеет определение, т.е. краткую формулировку критериев отличия одного понятия от других, способов его повторения и употребления. Ниже дается определение основных понятий и терминов, которые имеют место в учебном пособии. Исходя из современных концепций теории культуры потребностно-деятельностного подхода представляется возможным дать следующее определение.
Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей.
Это сложное и многофункциональное
явление, которое имеет свою структуру,
отражающую ее формы и содержание,
а также собственное
Под структурой понимаются состав и строение системы (объекта, пред-мета), другими словами – количество элементов (компонентов, частей) и характер связей между ними. Эти связи могут быть иерархическими, субординационными (соподчиненными по вертикали), либо координационными, расположенными в одной плоскости и на одном уровне.
Исходя из концепции
потребностно-деятельностного
Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование пред-ставляет процесс чаще всего самодеятельного образования (формирования) нового, более высокого, чем дано природой, уровня развития физических качеств, полученных человеком при рождении, от природы, а также образования (формирования) двигательных навыков, не данных человеку от рождения (гребля, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, бег на коньках), движения в акробатике, гимнастике, спортиграх и т.п.
Физическое воспитание – вид физической культуры, процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интере-сах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре, выработке ценностных ориентации, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей.
Спорт – вид физической культуры, игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижение наивысших результатов.
Спортивная деятельность направлена на раскрытие резервных возможностей и выявление предельных для данного времени уровней функционирования организма человека в процессе двигательной деятельности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими признаками спорта как вида фи-зической культуры.
Физическая рекреация – вид физической культуры: использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, раз-влечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности.
Она составляет основное содержание массовых форм физической куль-туры и представляет собой рекреативную деятельность.
Двигательная реабилитация – вид физической культуры: целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий.
Этот процесс осуществляется комплексно, под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств. Это восстановительная деятельность.
Физическая подготовка – вид не специального физкультурного образования: процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности (физическая подготовка летчика, монтажника, сталевара и т.п.).
Она может определяться
и как вид общей подготовки
спортсмена (фи-зическая подготовка спринтера,
боксера, борца и т.п.).
Физическое развитие – процесс изменения
форм и функций организма либо под воздействием
естественных условий (питания, труда,
быта), либо под воздействием целенаправленного
использования специальных физических
упражнений.
Это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить в данный конкретный момент (размеры тела и его частей, показатели различных двигательных качеств и способностей, функциональные возможности систем организма).
Физические упражнения – движения или действия, используемые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков.
С одной стороны – это средство физического совершенствования, те-лесного преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. С другой – это метод (способ) физического развития человека. Физические упражнения являются основным, «сквозным» средством всех видов физической культуры (неспециального физкультурного образования, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации).
Первостепенную роль
в приобщении людей к систематическим
занятиям физическими упражнениями,
использовании, усвоении, передаче и умножении многообразных
ценностей в сфере физического совершенствования
человека играет система физической культуры.
Она представляет собой относительно
самостоятельное, целостное сложно-организованное
образование динамического характера.
Как и в любой другой социальной системе
(науке, экономике, политике и др.), в системе
физической культуры можно выделить составные
части (элементы) и их определенные взаимосвязи,
взаимоотношения (структуру).
Ядром системы физической культуры является
непосредственная деятельность по использованию
физической культуры по государственной
и общественно-самодеятельной линии.
Необходимо отметить,
что каждая составная часть системы
физической культуры тоже своего рода
система, только более мелкая, подчиненная,
и называется подсистемой. Иначе говоря,
все элементы системы могут выступать
в качестве систем и, наоборот, несколько
систем вместе могут рассматриваться
как одна система. В частности, можно говорить
о системе управления физической культурой
на федеральном и муниципальном уровнях,
системе научно-методического обеспечения,
системе физкультурно-оздоровительной
и спортивно-рекреационной работы среди
населения, системе подготовки спортсменов
и т.д.
С переходом России в начале 90-х гг. к новой
политико-экономической модели общественного
развития, существенные изменения претерпела
и система физической культуры.
Разработка и обоснование новых концептуальных основ развития физической культуры потребовали коренного пересмотра направленности функционирования системы физической культуры, которая концентрированно выражается в целях, задачах и наиболее общих принципах, исходя из которых осуществляется деятельность по воспитанию в обществе. Так, если на протяжении многих десятков лет в системе физической культуры доминировала утилитарная направленность (физическая подготовка к труду, защите Родины), которая привела к деформированной оценке роли физической культуры как жизненно важной ценности, то в последние годы наблюдается смешение цели физической культуры в сторону приоритета психофизического развития личности, формирования ее физической культуры.
Стратегической целью системы физической культуры является формирование физической культуры человека как неотъемлемого компонента всесторонне развитой личности, характеризующегося деятельностным самоопределением к творческому освоению физкультурных ценностей.
В физической культуре можно
выделить две основные ценности:
- общественную (общенародную);
- личную (индивидуальную).
Основой общественной группы ценностей
является общий уровень знаний о методах и средствах
развития и совершенствования физического
потенциала человека. Этот общий научно-технологический
потенциал физической культуры составляет
ее интеллектуальную основу, включающую
в себя обширный комплекс специализированных
знаний о физической активности человека,
правилах, методах и условиях реализации
их при воспитании человека. Эти знания,
добытые медициной, физиологией, педагогикой,
психологией и спортивной наукой во взаимодействии
со многими другими науками есть главная
ценность физической культуры, общее достояние
всего человечества.
Вместе с тем это
знание тысячами нитей связывает
физическую культуру с другими областями
человеческого знания и с общей
культурой. Через него происходит их
взаимное обогащение.
Другой физкультурной ценностью является
накопленный обществом опыт физического
воспитания и физической подготовки молодежи,
опыт организации физической активности.
Еще в сравнительно недалеком про-шлом
такой опыт, по существу, был единственным
путем накопления знаний о физической
активности, о способах телесного совершенствования,
физической тренировки человека. Благодаря
традициям, обычаям и обрядам развивалась
и обогащалась физическая культура народов,
ценности ее передавались из поколения
в поколение. В наше время значение опыта,
практики в большей мере сводится к проверке
новых идей, хотя и передача его по каналам
культурной преемственности до сих пор
не теряет своей актуальности, особенно
в сфере семейного физического воспитания.
Подобно тому, как в фондах музыкальной культуры и живописи хранятся шедевры выдающихся старых и новых мастеров, в летописях культуры физической хранятся шедевры достижений совершенства движений, физической деятельности человека. К сожалению, до недавнего времени не удавалось запечатлеть для потомства многие из этих достижений, и их культурная ценность порой ограничивалась констатацией взятия нового рубежа в процессе физического совершенствования человека и раскрытии его физических возможностей. Однако даже эти достижения оставались и остаются немалой ценностью, вполне материальным свидетельством повышения уровня физической культуры человечества.
Важной и еще недостаточно осмысленной ценностью в сфере физической культуры является общественное мнение, уровень престижности физической культуры и структура факторов, определяющих её популярность в обществе. Именно эти обстоятельства позволяют в определенной мере оценивать уровень развития и качественные показатели физической культуры в том или ином обществе, тех или иных регионах.
Следующей ценностью можно назвать уровень активности общества в сфере физической культуры. Деятельность государственных и общественных институтов, политическая, организационная, пропагандистская, образовательная и воспитательная, финансово-экономическая и производственная, направленная на создание условий для полноценной физической активности, спортивной подготовки и физического воспитания населения региона, коллектива.
Физическая культура личности определяется теми же факторами, что и общественная. На первое место правомерно поставить уровень, глубину, полноту и основательность знания каждого человека о сущности и правилах подготовки, методах организации физической активности, путях и средствах физического совершенствования, законах функционирования своего организма в процессе физической активности, двигательной деятельности и её социальной, нравственной, духовной и эстетической ценности. При этом нельзя не отметить, что подобный уровень физической образованности пока еще в основном является достоянием довольно узкого круга специалистов и не является типичным для большинства людей.