Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:28, контрольная работа
В данном реферате, поставлены следующие задачи:
1. Определить цели и задачи спортивной тренировки
2. Дать описание средствам спортивной тренировки
3. Рассмотреть методы спортивной тренировки
4. привести принципы и закономерности спортивной тренировки.
Выделенные задачи обусловили структуру настоящей работы.
1. Введение ……………………………………………………… стр. 3
2. Цели и задачи спортивной тренировки……………………... стр. 4
3. Средства спортивной тренировки…………………………… стр. 7
4. Методы спортивной тренировки…………………………….. стр. 11
5. Принципы и закономерности спортивной тренировки……. стр. 17
6. Список литературы…………………………………………… стр. 21
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра
физического воспитания
Контрольная работа №8 по курсу «физическая культура»
Содержание
Введение
Тема настоящей работы «Характеристика спортивной тренировки»
Термин «тренировка» происходит от английского слова training, означающего упражнение. Долгое время это значение вкладывали и в понятие«спортивная тренировка», понимая под этим термином повторное выполнение спортивного упражнения с целью достижения наиболее высокого результата.
Спортивная
подготовка (тренировка) — это целесообразное
использование знаний, средств, методов
и условий, позволяющее направленно воздействовать
на развитие спортсмена и обеспечивать
необходимую степень его готовности к
спортивным достижениям.
В
данном реферате, поставлены следующие
задачи:
1. Определить цели и задачи спортивной
тренировки
2. Дать описание
средствам спортивной
3. Рассмотреть методы спортивной тренировки
4. привести
принципы и закономерности
Выделенные
задачи обусловили структуру настоящей
работы.
Цели и задачи спортивной тренировки
Целью
спортивной тренировки является подготовка
к спортивным состязанием, направленная
на достижение максимально возможного
для данного спортсмена уровня подготовленности,
обусловленного спецификой соревновательной
деятельности и Гарантирующего достижение
запланированных спортивных результатов.
В содержание
спортивной тренировки входят различные
стороны подготовки спортсмена: теоретическая,
техническая, физическая, тактическая
и психическая. В тренировочной и особенно
в соревновательной
деятельности ни одна из этих сторон не
проявляется изолированно. Они объединяются
в сложный комплекс, направленный на достижение
наивысших спортивных показателей.
В
процессе спортивной тренировки решаются
следующие основные задачи:
1) освоение техники и тактики избранной
спортивной дисциплины;
2) совершенствование двигательных качеств
и повышение возможностей функциональных
систем организма,
обеспечивающих успешное выполнение соревновательного
упражнения и достижение планируемых
результатов;
3) воспитание необходимых моральных и
волевых качеств;
4) обеспечение необходимого уровня специальной
психической
подготовленности;
5) приобретение теоретических знаний
и практического опыта, необходимых для
успешной тренировочной и соревновательной
деятельности.
Комплексные результаты решения задач спортивной тренировки выражаются понятиями: «тренированность», «подготовленность», «спортивная форма». Тренированность характеризуется степенью функционального приспособления организма к предъявляемым тренировочным нагрузкам, которое возникает в результате систематических физических упражнений и способствует повышению работоспособности человека.
Тренированность
всегда ориентирована на конкретный
вид специализации спортсмена в двигательных
действиях и выражается в повышенном уровне
функциональных возможностей его организма,
специфической и общей работоспособности,
в достигнутой степени совершенства спортивных умений
и навыков.
Тренированность спортсмена, как правило,
подразделяют на общую и специальную.
Специальная тренированность приобретается
вследствие выполнения конкретного вида
мышечной деятельности в избранном виде
спорта. Общая тренированность формируется
прежде
всего под воздействием упражнений обще-развивающего
характера, повышающих функциональные
возможности органов и систем организма
спортсмена и укрепляющих его здоровье.
Подготовленность – это комплексный результат физической подготовки (степень развития физических качеств); технической подготовки (уровня совершенствования двигательных навыков); тактической подготовки (степени развития тактического мышления); психической подготовки (уровня совершенствования моральных и волевых качеств). Подготовленность может относиться и к каждому в отдельности из перечисленных видов подготовки (физическая, техническая и психическая подготовленность).
Каждая из сторон
Спортивная
форма – это высшая степень подготовленности
спортсмена, характеризующаяся его способностью
к одновременной реализации в соревновательной
деятельности различных сторон подготовленности
(спортивно-технической, физической, тактической,
психической).
Средства
спортивной тренировки
Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируется применительно к особенностям спортивной дисциплины, избранной в качестве предмета спортивного совершенствования.
Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально подготовительные, обще-подготовительные.
Избранные соревновательные упражнения – это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта.
Удельный вес избранных соревновательных упражнений в большинстве видов спорта, за исключением спортивных игр, невелик, так как они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.
Специально подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Например, к числу специально подготовительных упражнений бегуна относится бег по отрезкам избранной дистанции; у гимнастов аналогичную роль играет выполнение элементов и связок соревновательных комбинаций; у игровиков – игровых действий и комбинаций. Другим примером могут служить упражнения, приближенно воссоздающие форму соревновательного действия (упражнения на лыжероллерах у лыжников, упражнения на батуте у прыгунов в воду и гимнастов и т.д.). К числу специально подготовительных относятся в определенных случаях и упражнения из смежных, родственных видов спорта, направленных на совершенствование специфических качеств, необходимых дисциплине специализации и проявляемых в соответствующих режимах работы.
Состав специально подготовительных упражнений в решающей мере определяется спецификой избранной спортивной дисциплины. Упражнения создаются и подбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование физических способностей и формирование навыков, необходимых спортсмену.
Объясняется это тем, что нередко многократное выполнение соревновательных упражнений из избранного вида спорта не позволяет в необходимой мере совершенствовать силу, быстроту, выносливость, подвижность в суставах так, как этого можно добиться с помощью специальных упражнений. Причина этого, прежде всего, заключается в том, что очень часто число повторений соревновательных упражнений в целостном виде нельзя сделать достаточно большим главным, образом из-за высоких нервных и физических напряжений, что особенно важно учитывать в индивидуальных видах спорта.
В
зависимости от преимущественной направленности
специально подготовительные упражнения
подразделяются на подводящие способствующие
освоению формы, техники движений, и на
развивающие, направленные на воспитание
физических качеств (силы, быстроты, выносливости
и т.д.). Такое деление, конечно, условно,
поскольку форма и содержание двигательных
действий часто взаимосвязаны между собой.
Упражнения выполняются с целью:
а – увеличения
силы отталкивания ногами; б – увеличения
амплитуды движений руками и ногами; в
– совершенствования координации движений;
г –
увеличения силы отталкивания руками;
К числу специально подготовительных упражнений относятся и имитационные упражнения, которые подбираются таким образом, чтобы действия спортсмена возможно больше соответствовали по координационной структуре характеру выполнения и особенно по кинематике избранной спортивной дисциплине.
Среди множества специально подготовительных упражнений тренер должен уметь не только подбирать их для решения конкретной поставленной задачи, но и создавать новые из частей, элементов, связок движений. Это должны быть упражнения, сходные по координации, усилиям, характеру, амплитуде и другим особенностям с соревновательным упражнением. Однако все средства тренировки должны подбираться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Одни из них должны дальше улучшать уже сильные стороны спортсмена, другие средства должны подтянуть отдельные отстающие технические действия или физические качества.
Обще-подготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. В качестве таковых могут использоваться самые разнообразные упражнения – как приближенные по особенностям своего воздействия к специально подготовительным, так и существенно отличные от них (в том числе и противоположно направленные).
Значение обще-подготовительных упражнений во многих видах спорта, особенно в тренировке подрастающих спортсменов, часто недооценивается. Отдельные специалисты на всех этапах многолетней подготовки резко увеличивают объем специальной физической и сокращают объем общей физической подготовки, что ведет к форсированию тренировки юных спортсменов.
Влияние обще-подготовительных упражнений на повышение результатов является опосредованным. Специализированные средства (соревновательные и специально подготовительные упражнения), с одной стороны, оказывают более непосредственное влияние на повышение результатов. С другой стороны, можно утверждать, что недостаточный прирост результатов или даже прекращение их роста на этапе высших достижений, а также повышенный травматизм спортсмена обусловлены недостаточным объемом обще-подготовительных упражнений на тренировке и особенно на ее ранних этапах.