Этика спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:34, доклад

Краткое описание

Занятия физической культурой и спортом создают благоприятные условия для нравственного воспитания молодежи. Гимнастика, спорт, игра, туризм, если правильно их организовать, способствуют воспитанию волевых черт характера, коллективизма, трудолюбия.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭТИКА СПОРТА.docx

— 13.92 Кб (Скачать файл)

ЭТИКА СПОРТА

ЭТИКА СПОРТА

 

Занятия физической культурой  и спортом создают благоприятные  условия для нравственного воспитания молодежи. Гимнастика, спорт, игра, туризм, если правильно их организовать, способствуют воспитанию волевых черт характера, коллективизма, трудолюбия.

 

Скажем, гимнастика позволяет  строить упражнения по-разному - так, что они могут быть трудными (но выполнимыми) для любого, независимо от его физических данных, уровня развития и возможностей. Чем большую скорость и центробежную силу необходимо развить  при выполнении упражнения, тем труднее  заставить себя, его выполнить и тем большая сила воли необходима для действия. Чем больше юный человек будет упражняться в преодолении трудностей, тем крепче станут его воля, мужество.

 

Прекрасно воспитывается  воля и мужество в занятиях лыжным спортом. Лыжные гонки на разные дистанции  требуют умения преодолевать усталость. В борьбе с усталостью, в стремлении быстрее достичь финиша, несмотря на утомление, закаляется воля. Спуски со склонов разной крутизны (и особенно скоростные спуски по склонам с искусственными, а затем и естественными препятствиями) - прекрасное средство воспитания у  ребят решительности, смелости, мужества.

 

Замечательное средство воспитания воли и легкоатлетические упражнения - при умелом их применении. Хорошие  результаты дают прыжки в глубину, прыжки через жесткие препятствия, через  рвы, канавы и ямы; бег на разные дистанции  по беговой дорожке, по песку, в гору; метания. Воспитанию волевых черт характера  помогают соревнования с гандикапом (когда слабейшие получают некоторое  преимущество), выполнение упражнений, требующих максимальных усилий, в  том числе упражнений, связанных  с некоторым риском (например, прыжки через широкую лужу). С этой же целью даются прыжки в длину и  в высоту с места, сближаются стойки при прыжках в высоту, предлагается метнуть более тяжелый снаряд и т. п.

 

Большие возможности для  воспитания у юных спортсменов целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, дисциплинированности заключены в  подвижных и спортивных играх. Высокой  дисциплины, умения подчинять свои интересы и желания интересам  коллектива требует, понятно, всякая игра. Но все-таки нужен некоторый контроль со стороны взрослых, неназойливое руководство старшего. Если пустить игру на самотек, она, вместо того чтобы растить черты этической морали, может у одних пробудить себялюбие, высокомерие, эгоизм, а других привести к общественной пассивности, к неверию в свои силы, к трусости. Когда подводятся итоги игры, важно приучить юных людей обязательно отмечать тех игроков и те команды, которые пусть даже и проиграли, но боролись за победу дружно, выручали своих, помогали слабым. Это способствует воспитанию коллективизма.

 

Нравственно закаляя ребят, воспитывая у них мужество, важно  помнить: если спортсмен получает непосильное  задание и не выполняет его (это, к сожалению, часто бывает с отстающими в физическом развитии юношами и  девушками), он теряет уверенность в  своих силах. Как нельзя, например, бросать человека в воду с целью  научить его плавать, а надо постепенно приучать его к воде, так надо и пробуждать в юных спортсменах  уверенность в своих силах, помогать им одерживать сначала маленькие, потом более значительные победы над собой.

 

Правила соревнований - прекрасное средство воспитания дисциплинированности, умения владеть собой в любых  ситуациях. С первых стартов юношей приучают к беспрекословному повиновению  судье.

 

В спорте есть своя этика  поведения. Ее соблюдение помогает воспитывать  благородного человека. Спортивная этика  требует перед поединком и  после него дружески пожать руку сопернику. Она требует бороться честно (скажем, лыжню немедленно надо уступить догнавшему и готовому обогнать тебя, а если обогнал ты, не замедляй ход, мешая  идти сопернику, оставшемуся сзади); спортсмен, следующий этике, предпочтет проиграть, нежели воспользоваться  победой, добытой нечестным путем; она учит всегда ставить интересы команды выше собственных, уважать  и защищать честь своей команды, школы, тренера, судьи - никогда, даже если, кажется, что судья не прав, не вступать с ним в пререкания.

 

Законы спорта не позволяют  сойти с дистанции бега, отказаться от поединка на ковре, прервать досрочно игру, даже зная, что ты все равно  проиграешь; выступать вполсилы, только чтобы получить зачет, - все это  неэтично и неэстетичное. Такое поведение  противоречит самой природе нашего спорта. Однако убедить в этом молодых  людей, воспитать их в духе высоких  спортивных требований можно только совместными усилиями школы, родителей, общественности.

 

Физическая культура благотворно  влияет на человека, не только укрепляя его физически, но и обогащая духовно, творчески. Физическая культура воздействует на чувства занимающихся, воспитывает энергичного, инициативного, бодрого, жизнерадостного человека.

 

Спорт - источник наслаждения  скоростью, силой, выносливостью, грацией  человека, его мастерством. Спорт - радость  борьбы и победы. Спорт - красота  тела, красота дружбы и товарищества, красота яркой, насыщенной трудом и  увлекательным отдыхом жизни.

 

Спорт не только отражает красоту, но и создает ее. Таким образом, физическая культура и спорт являются действенным средством эстетического  воспитания.


Информация о работе Этика спорта