Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 04:02, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение анализа показателей рентабельности финансово-хозяйственной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
• рассмотреть теоретические аспекты понятия рентабельности;
• изучить систему показателей рентабельности;
• рассмотреть систему показателей рентабельности активов, методика анализа и оценка их динамики
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Теоретическая часть……………………………………………………………5
1.1. Система показателей рентабельности………………………………...….....5
1.2 . Методика анализа показателей рентабельности ……..……………...…..13
1.3. Резервы повышения рентабельности активов ……………………….…...19
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………..
Кафедра учёта, анализа и аудита
Курсовая работа
по дисциплине: «Финансовый анализ»
тема теоретической части:
«Анализ показателей рентабельности»
Нижний Новгород
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретическая часть……………………………………………………………5
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..24
Введение
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.
Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. Однако, нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.
Чтобы обеспечить высокую экономическую эффективность производства, нужна государственная экономическая политика, которая содействовала бы формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности и ориентировало предприятие на максимальное получение прибыли (доходов).
В экономическом анализе
Необходимо отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия.
Кроме того, показатели рентабельности
применяются при анализе
Целью написания данной работы является изучение анализа показателей рентабельности финансово-хозяйственной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
1. Теоретическая часть
1.1. Система показателей рентабельности
Любая целесообразная деятельность человека
связана с проблемой
Эффективность работы любого предприятия
характеризует его
Для выяснения сущности экономической эффективности, определения ее критерия и показателей необходимо различать содержание понятий «эффективность» и «эффект».
Эффект – абсолютная величина, обозначающая достигаемый результат какого-либо процесса. Экономический эффект – это результат человеческого труда, создающего материальные блага. Безусловно, результат сам по себе очень важен, но не менее важно знать, какими затратами он достигнут. Поэтому соизмеримость эффекта и затрат на его достижение является основой экономической эффективности. Помимо абсолютной величины эффекта необходимо знать и его относительную величину, исчисляемую посредством деления общего результата (эффекта) на затраты ресурсов, обусловивших его получение.
Следовательно, эффективность выражает степень эффекта и в самом общем виде выражается формулой
, (1)
где Р – результаты деятельности;
З – затраты на получение данного результата.
Для оценки уровня эффективности функционирования предприятия чаще всего используют относительные показатели — показатели рентабельности. Рентабельность от немецкого - rentabel - доходный, прибыльный.
Рентабельность является незаменимым показателем при текущем планировании производства, а также при определении финансового положения предприятия.
Рентабельность - показатель, представляющий
собой отношение прибыли к
сумме затрат на производство, денежным
вложениям в организацию
В связи с этим в системе анализа
предприятия очень важное значение
имеет анализ рентабельности, которая
непосредственно связана с
В наиболее широком понятии рентабельность означает прибыльность или доходность:
Резюмируя всё вышесказанное, рентабельность можно определить как показатель эффективности предприятия, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве.
Роль и значение показателя рентабельности заключатся в следующем:
Экономическая сущность рентабельности
может быть раскрыта только через
характеристику системы показателей.
Общий смысл системы – определе
Относительными показателями результативности
и экономической
В экономической литературе приводится большое количество показателей рентабельности. Каждый их них играет определённую роль в оценке эффективности деятельности предприятия. На практике следует использовать систему показателей рентабельности.
Для расчета уровня доходности предприятия все показатели рентабельности могут быть объединены в следующие группы:
1. Показатели, рассчитываемые для
оценки доходности
2. Показатели, рассчитываемые для
оценки доходности продукции,
а также используемых ресурсов
производства и затрат. Методика
их расчета также базируется
на применении показателей
Вся предпринимательская
1) операционную (основную);
2) инвестиционную (вложения средств в акции, другие ценные бумаги, капитальные вложения);
3) финансовую (получение и уплата дивидендов, процентов и т. п.).
В соответствии с этим в анализе финансовых показателей используются следующие группы показателей относительной доходности:
- рентабельность продукции, работ, услуг;
- рентабельность производственных фондов;
- рентабельность всего имущества (всех активов);
- рентабельность вложений (инвестиций) и ценных бумаг.
Доходность продукции (работ, услуг) характеризуется следующими показателями:
- рентабельностью реализации (оборота, продаж),
- рентабельностью выпущенной продукции,
- рентабельностью отдельных изделий.
Наиболее распространенными пок
рентабельность продукции - определяется
как отношение прибыли
рентабельность изделия - определяется как отношение прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия.
Кроме того, предприятие может использовать и ряд других показателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов и продукции.
Система показателей включает показатели, рассчитываемые по данным бухгалтерской отчетности. Показатели рентабельности можно выразить в коэффициентах или в процентах.
Рентабельность производства (Рпр) определяется по формуле
, (2)
где Пп – прибыль предприятия, тыс. руб.,
ОФП - среднегодовая стоимость
НОС - нормируемые оборотные
Рентабельность реализованной продукции (Рп) определяется по формуле