Понятие и виды налогов. Принципы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 20:25, контрольная работа

Краткое описание

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физический лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Вложенные файлы: 1 файл

контр. раб. финанс. право.docx

— 26.04 Кб (Скачать файл)

1 ПОНЯТИЕ И  ВИДЫ НАЛОГОВ. 

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

    1. Понятие и виды налогов

 

Налог – обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физический лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налогам присущи ряд функций:

- фискальная – обеспечение доходов бюджетного разного уровня;

- стимулирующая – регулирование через систему налоговых льгот и налоговых санкций производственной и социальной активности;

- контрольная – координация  и контроль финансовой деятельности  с использованием государственными органами налоговых методов;

- внешнеэкономическая –  защита национальных экономических  интересов путем регулирования таможенных и валютных обязательных платежей, установления специального налогового режима иностранных инвестиций, обеспечивающих внешнеэкономическую безопасность государства. В соответствии с действующим законодательством все налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные (налоги   субъектов РФ) и местные. Налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу прямых относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций ( налог на добавленную стоимость (НДС), таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др.). по субъектам налогообложения налоги подразделяются на налоги с юридических и физических лиц. По целевому назначению налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня. Специальные зачисляются во внебюджетные или бюджетные фонды, и всегда используются по целевому назначению. Существующие налоговые платежи и сборы можно разделить по объекту налогообложения на три группы: налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы); налоги с имущества (предприятий и граждан); налоги с определенных видов операций, сделок и деятельности ( налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы и др.).

 

    1. Принципы налогообложения

 

Объект налогообложения  – деятельность или имущество, с  наличием которого законодательство о  налогах и сборах связывает возникновение  у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Круг налогоплательщиков – физические или юридические  лица, обязанные уплачивать налоги и сборы.

Принципы налогообложения –  это базовые идеи, правила и положения, применяемые в сфере налогообложения, т.е. принципы налогообложе-         ния – это принципы построения налоговой системы.

Эти принципы являются ориентиром при  формировании налогово-правовой политики государства. Весь комплекс принципиальных установок для системы налогообложения разграничивается на 2 подсистемы:

I. Классические принципы – они  идеализируют налогообложение, если  налоговая система строится строго на основе их использования, то ее можно считать оптимальной. Фундаментальные принципы описаны в трудах А.Смита, Д.Рикардо, Н. Тургенева и др. К классическим принципам относятся: справедливость, равномерность, удобство, дешевизна. В свое время Адам Смит сформулировал следующие четыре "максимы", или принципа, обложения:

1) подданные всякого государства  обязаны участвовать в покрытии  расходов правительства каждый, по возможности, сообразно своей  относительной платежеспособности (respective abilities), т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства;

2) налог, который обязан уплачивать  каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;

3) каждый налог должен взиматься  в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;

4) каждый налог должен быть  так устроен, чтобы он извлекал  из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства" 

II. Внутринациональные – на основе  этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития.

Принципы построения российской налоговой  системы закреплены ст. 3 Налогового кодекса. Принцип законности: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Согласно ст.57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Принцип недискриминации: налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Принцип экономической обоснованности: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Принцип единого экономического пространства: не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство (прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций). Согласно ст. 74 Конституции РФ на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Ни на кого не может быть возложена  обязанность уплачивать налоги и  сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено НК.

Принцип ясности и определенности правового регулирования: при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах рассматриваются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

 

 

 

 

2 ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КАЖДОМУ  СЛУЧАЮ УКАЖИТЕ,    КАКОЙ ВИД КРЕДИТА ПРЕДОСТАВЛЕН, ПРАВОМЕРНО ЛИ      ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ КРЕДИТОВ?

 

РФ предоставила следующие кредиты:

  1. Юридическому лицу, зарегистрированному на территории ино-

странного государства – в размере 500 тыс. долларов на срок 10 лет. Данный кредит является государственным и может быть выдан в случае если гарантом данного юридического лица выступает государство, на территории которого оно находится;

  1. Гражданину ФРГ – в размере 1 млн. долларов на срок 10 лет.

Данный  кредит является государственным и  может быть выдан в случае если гарантом данного гражданина выступает государство, на территории которого он находится;

  1. Городу Владивостоку – в размере 1 млрд. руб. на срок 1 год. Данный

  кредит является муниципальным  и не может быть выдан, т.к.  г. Владивосток не является  субъектом РФ, а является столицей  субъекта РФ – Приморского  края;

  1. Московской области – в размере 10 млрд. руб. на срок 5 лет. Данный

кредит  является муниципальным и не может  быть выдан, т.к. согласно ст. 93.3 БК РФ местным бюджетам из бюджета РФ максимальный срок выдачи муниципального кредита составляет 3 года;

  1. Ленинградской области – в размере 20 млрд. руб. на срок 1 год.

  Данный кредит является муниципальным и может быть выдан;

  1. Республике Беларусь – в размере 1 млрд. долларов на срок 35 лет.

Данный  кредит является государственным и  не может быть выдан, т.к. максимальный срок выдачи государственного кредита составляет 30 лет;

  1. Городу Санкт – Петербургу – в размере 100 млрд. руб.  на срок 1 год

(объем  кредита превышает объем, утвержденный  федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год). Данный кредит является государственным и не может быть выдан, т.к. кредит, объем которого превышает объем, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год не выдается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОС: ПРАВОМЕРНЫ ЛИ ДЕЙСТВИЯ КРЕДИТНОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ?

 

Кредитная организация отказалась обменивать следующие банкноты Банка  России:

  1. банкноту номиналом 100 руб. с признаками изменения первона-

чального вида банкноты, проявившимися в дорисовке на одной стороне цифры 100 – не правомерны;

  1. банкноту номиналом 1000 руб., содержащую прокол, штамп «100

  штук. 25.04.2008» и подпись неустановленного лица – не правомерны;

  1. банкноту номиналом 500 руб., утратившую значительную свою

часть (по сетке для определения платежности  банкнот Банка России получилась цифра 100) – правомерны.

Кроме того, за обмен других поврежденных банкнот Банка России кредитная организация взяла комиссию в размере 10 % от номинала каждой банкноты – не правомерные действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативная литература

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года ( с

учетом  поправок, внесенных Законами РФ о  поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФК34)// Российская газета. - № 237. - 25.12.93; СЗ РФ.- 2007. – N 1 (1 ч.). – Ст. 1; 2009, № 1, ст. 2

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 21.07.1998.

№ 145–ФЗ в (ред. ФЗ № 17 от 09.04.2009) // СЗ РФ. - № 31. – ст. 3823; 2009. - № 7. – ст. 785.

 

Дополнительная литература

  1. Записная Т.В. Финансовое право: учеб. Пособие/ Юж.-Рос. Гос. Техн.

Ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2009. – 125 с.

  1. Налоговое право: учебник для вузов / Ю.А. Крохина. 2-е изд., перераб.

и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА. 2006. – 383 с.

  1. Финансовое право: учеб. Для вузов / Г.В. петрова. – М.: Велби, 2006. –

280 с.

  1. Финансовое право: учебник / Л.Г. Вострикова. – М.: ЮСТИЦИИ-

ФОРМ, 2005. – 304 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие и виды налогов. Принципы налогообложения