Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 18:21, контрольная работа
Довольно важное место в системе источников финансового права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений. В 1998г. принят Налоговый Кодекс РФ (часть первая), регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности за совершением налогового правонарушения.
5. Понятие и классификация источников финансового права_________3стр.
56. Понятие и элементы валютного регулирования. Полномочия органов валютного контроля___________________________________________5стр.
77. Задача____________________________________________________11стр.
Литература__________________________________________________21стр.
Содержание:
5. Понятие и классификация источников финансового права_________3стр.
56. Понятие и элементы
валютного регулирования.
77. Задача________________________
Литература____________________
5. Понятие и
классификация источников
Источниками финансового права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие финансовые отношения.
Основным источником финансового права в Российской Федерации является нормативный правовой акт. К нормативно-правовым актам как источникам финансового права относятся:
Конституция РФ. Многие ее нормы имеют прямую финансово-правовую направленность. Это норма ст. 57, устанавливающая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы; норма ч.3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемая в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом и т.д.
Финансово-правовые нормы содержатся также в законодательных актах РФ и субъектов РФ, прежде всего, в некоторых федеральных конституционных законах (т.е. тех, которые приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ). В их числе – ФЗ «О счетной палате Российской Федерации» от 18 ноября 1994г., принятый в соответствии со ст. 101 Конституции РФ и определяющий компетенцию и порядок деятельности органа государственного финансового контроля.
Довольно важное место в системе источников финансового права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений. В 1998г. принят Налоговый Кодекс РФ (часть первая), регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности за совершением налогового правонарушения. Кроме того, кодифицированным источником финансового права является Бюджетный Кодекс РФ, принятый 17 июля 1998г. и регулирующий отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга и т.д.
К законодательным актам
РФ относятся и федеральные
Источниками являются и законы субъектов РФ, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в пределах компетенции этого субъекта в области финансов. Среди них – ежегодно принимаемый закон о бюджете субъекта РФ на предстоящий финансовый год.
Среди нормативно-правовых актов как источников финансового права выделяются указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента в сфере финансового регулирования разнообразны. В основном, указы Президента в сфере финансов носят организационный характер, т.е. содержат поручения органам государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов.
Постановления Правительства РФ также являются источниками финансового права в случаях, когда содержат финансовые нормы.
Часто источником являются
ведомственные нормативные
Источником финансового
права можно считать и
Помимо нормативно-правового акта в качестве источника финансового права в последние годы стал выступать нормативный договор. Нормативный договор – это договорной акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для многочисленного и формально неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникают или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения.
В данном случае в качестве
источника финансового права
выступают международные
56. Понятие и
элементы валютного
Валютное регулирование представляет собой комплекс осуществляемых государственными органами мер (законодательных, административных, экономических и организационных), направленных на:
- создание и обеспечение
функционирования
- установление и реализацию
определенного порядка
- установление порядка
перемещения валютных
- обеспечение и защиту
имущественных прав на
- регламентацию международных расчетов;
- поддержание стабильного
курса национальной валюты и
национального платежного
- обеспечение желательного
(интеграционного или
К основным элементам валютного регулирования можно отнести:
Установление порядка проведения валютных операций;
Определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов;
Валютный контроль.
В сфере валютного контроля Правительство РФ выполняет две функции: обеспечивает координацию федеральных органов исполнительной власти — органов валютного контроля и взаимодействие указанных органов, а также не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Банком России (ч. 6 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ).
Банк России как орган валютного контроля осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами, а также осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля (ч. 4, абз. 3 ч. 6 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ).
Банк России выдает три вида валютных лицензий:
• лицензия на
осуществление банковских операций
со средствами в рублях и иностранной
валюте (без права привлечения
во вклады денежных средств физических
лиц). При наличии данной лицензии
банк вправе устанавливать
• лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Она может быть выдана банку при наличии первой лицензии или одновременно с ней при условии, что с даты государственной регистрации банка прошло не менее двух лет;
• генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Банк, имеющий генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке создавать филиалы за границей Российской Федерации и/или приобретать доли (акции) в уставном капитале кредитных организаций - нерезидентов.
В числе функций Росфиннадзора — осуществление контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (подп. 4 п. 4; аналогичное полномочие закреплено в подп. 5.1.2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. №278); организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации (подп. 5 п. 4).
Полномочия таможенных органов по валютному контролю закреплены в п. 7 ст. 403 ТК РФ, в соответствии с которым те органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 с последующими изменениями, налоговая служба осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением валютного законодательства РФ только в пределах компетенции налоговых органов (п. 1). Такая формулировка сужает предмет проверок до норм Федерального закона № 173-ФЗ и принятых в соответствии с ним федеральных законов (поэтому налоговые органы не могут проводить проверки соблюдения актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля). Кроме того, полномочия Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов ограничены только контролем за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями (подп. 5.1.5 Положения о Федеральной налоговой службе).
Основные отличия органов валютного контроля от агентов валютного контроля состоят в том, что первые обладают более широкими полномочиями в сфере валютного контроля.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ органы и агенты валютного контроля, и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
1) проводить
проверки соблюдения
2) проводить
проверки полноты и
3) запрашивать
и получать документы и
Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право (ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ):
Согласно Федеральному закону № 173-ФЗ уполномоченные банки вправе взимать плату за выполнение ими функций агентов валютного контроля, в том числе с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок по внешнеторговым контрактам. При этом законом ограничений по сумме взимаемого уполномоченными банками вознаграждения за осуществление ими функций агентов валютного контроля не установлено.
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:
- осуществлять
контроль за соблюдением
- представлять
органам валютного контроля
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством РФ иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:
Информация о работе Понятие и классификация источников финансового права