Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:50, курсовая работа
Целью данной работы является изучение полномочий главы государства. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) дать характеристику главы государства;
2) определить полномочия главы государства;
3) рассмотреть порядок осуществления полномочий главы государства.
Введение 3
Глава 1. Глава государства 4
Глава 2. Институт главы государства 11
2.1 Понятие института главы государства 11
2.2 Полномочия главы государства 12
Глава 3. Порядок осуществления полномочий главы
государства 14
3.1. Представительские полномочия 14
3.2. Полномочия в области государственного управления 14
3.3. Полномочия в сфере законодательной деятельности 15
3.4. Внешнеполитические полномочия 17
3.5. Полномочия в судебной области 19
3.6. Чрезвычайные полномочия 20
Заключение 22
Список используемой литературы 23
Содержание
Введение
Глава 1. Глава государства
Глава 2. Институт главы государства
2.1 Понятие института главы государства
2.2 Полномочия главы государства
Глава 3. Порядок осуществления полномочий главы
государства
3.1. Представительские полномочия
3.2. Полномочия в области государственного управления 14
3.3. Полномочия в сфере законодательной деятельности 15
3.4. Внешнеполитические полномочия
3.5. Полномочия в судебной области
3.6. Чрезвычайные полномочия
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Целью данной работы является изучение полномочий главы государства. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) дать характеристику главы государства;
2) определить полномочия главы государства;
3) рассмотреть порядок осуществления полномочий главы государства.
Актуальность темы в том, что конституционно-правовой статус главы государства зависит от формы правления и характера политического режима. Причем в рамках стран с одной и той же формой правления реальная политическая роль и объем властных полномочий главы государства могут серьезно различаться.
Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Важное место отводится главе государства.
Глава государства — это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство государства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны. Он является символом государственности, единства нации.
Институт главы государства является неотъемлемой составной частью механизма осуществления власти во всех современных государствах. Главой государства принято называть официальное лицо (орган), занимающее, как правило, формально высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами.
Юридически санкционированные исключения из этого правила встречаются крайне редко (например, в законодательстве Ирана).
В системе высших органов государственной власти глава государства занимает формально-юридическое приоритетное положение, хотя фактически оно может быть не столь значимо. В этом случае он выступает лишь в качестве официального символа, не имеющего реальных властных полномочий. В странах, реализующих в той или иной мере принцип разделения властей, глава государства может как возглавлять исполнительную власть (президентская республика, абсолютная и дуалистическая монархия), так и быть частью национального представительного органа государственной власти (Индия), а также не относиться ни к одной ветви власти, выполняя.
Глава 1. Глава государства
В отличие от классических «ветвей» власти (законодательной, исполнительной и судебной) фактический и юридический статус главы государства однозначно определить невозможно. В каждой стране место этого должностного лица очень своеобразно и есть своя специфика. Однако же можно выделить наиболее общие черты, особенности, характеризующие институт главы государства.
Глава государства – это должностное лицо или орган, занимающий высшее место в системе органов государства, высший его представитель внутри и вне страны, символ единства нации, государства (народа и государства).
Роль, функции, полномочия, значение главы государства в разных конституциях, по сравнению с другими конституционными институтами, пожалуй, наиболее отличаются друг от друга. В некоторых конституциях он причисляется либо к парламенту, т.е. законодательной власти, поскольку без его подписи закон недействителен (Великобритания, Индия), либо к главе исполнительной власти и одновременно к главе государства (Египет, США), либо его считают главой государства, который не входит в какую-либо ветвь власти (Германия, Италия). Он может быть символом государственности (Япония), властным арбитром по отношению к другим институтам государства (Франция), единоличным властителем (Оман, Саудовская Аравия).
Должность главы государства бывает единоличной (монарх или президент) и коллегиальной (постоянно действующий орган парламента, им избираемый). В прошлом коллегиальными были президиумы высших представительных органов, постоянные комитеты, государственные советы в странах тоталитарного социализма, в настоящее время им является Государственный Совет на Кубе, где нет президента и по конституции глава государства – его Председатель. В Китае по Конституции главой государства является избираемый Парламентом Председатель Республики, но многие функции главы государства он выполняет совместно с Постоянным комитетом Парламента, а некоторые функции осуществляет сам Постоянный комитет. В Иране эти полномочия разделены между руководителем государства, избираемым особым образом из высших духовных лиц – мусульман, и президентом Исламской Республики. В Швейцарии функции главы государства осуществляет Правительство, а Президент избирается парламентом на один год и существенных полномочий не имеет. В ОАЭ существует «коллективный монарх», в Малайзии – выборный монарх.
Во многих странах британского Содружества (Австралия, Канада и др.) полномочия главы государства принадлежат британскому монарху, но осуществляет их генерал-губернатор – его представитель. Он утверждается монархом по рекомендации местного правительства, а в Папуа - Новой Гвинее избирается Парламентом. После военных переворотов функции главы государства обычно принадлежат хунте (военному, революционному совету) и избираемому или назначаемому ею президенту, иногда руководитель хунты провозглашает себя президентом. При коллегиальной форме президентуры основные полномочия главы государства осуществляются коллегией, а менее значительные, церемониальные (прием верительных грамот иностранных дипломатических представителей и т.д.) – председателем коллегии или его заместителем.
Глава государства, независимо от разновидности, имеет некоторые общие для всех стран полномочия. В отношении парламента это созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда право вето. Глава государства формирует правительство (порой лишь формально его утверждает), обладает правом увольнять министров и отправлять правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать определенного рода международные соглашения, назначать дипломатических представителей, награждать, помиловать осужденных и др., но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства. Кроме того, при любой форме правления одни полномочия глава государства может реализовывать самостоятельно, а для осуществления других требуется согласие или утверждение парламента (например, для назначения послов в США) или даже правительства (в условиях парламентарной республики). В парламентарных республиках и монархии, а иногда и в полупрезидентских республиках, для того чтобы некоторые акты президента или монарха действовали, премьер-министр должен скрепить их своей подписью (так называемая контрассигнатура). Реже наряду с подписью премьера требуется подпись министра, ответственного за выполнение данного акта президента или монарха.
Существует мнение, что глава государства нужен технологически для работы государственной машины, т.е. деятельность всех частей и механизмов этой машины предполагает наличие такого звена, такой части государственного механизма, как глава государства. Глава государства обладает лишь номинальной властью, служит символом страны.
Глава государства может быть легитимным, заняв свой пост, пройдя определенные процедуры на основании определенных законов, признаваемый в этом качестве своими гражданами и другими государствами, и нелегитимным, т.е. захватившим эту должность, узурпировавшим ее, но реально выполняющим функции главы государства и подчинившим себе остальные звенья государственной машины. Способы легитимизации могут быть самыми различными: в республике – избрание президента, в монархии – получение должности монарха по наследству. Нелегитимный глава государства – это, как правило, диктатор, глава военной хунты, захвативший власть при помощи насилия.
Существует семь вариантов реализации должности или функции главы государства: наиболее древний и традиционный – это глава государства в лице монарха. Есть три способа, посредством которых он занимает престол: а) наследование (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Япония, Таиланд и т.д.); б) назначение либо избрание своей семьей, старейшинами династий (Саудовская Аравия, Свазиленд, Катар и другие ближневосточные монархии); в) избрание другими монархами, своими коллегами, которые возглавляют субъекты федераций (Малайзия); глава государства – президент. Есть также три способа приобретения этой должности: а) избрание народом, гражданами; б) избрание парламентом; в) избрание специальными коллегиями, составленными, например, из членов парламента и представителями местных органов власти; достаточно нетипичный – коллегиальный орган, избираемый парламентом на определенный срок (Куба). Поскольку он не может выполнять ряд функций, присущих главе государства, в силу того что они должны выполняться индивидуально, то какие-то полномочия передаются одному из представителей этого органа. Например, один член (или глава) коллегиального органа подписывает документы, принимает верительные грамоты от иностранных послов и т.д.; глава государства по совместительству. Такую функцию, например, выполняет глава Правительства – премьер-министр в землях ФРГ; главой государства «как бы является» генерал-губернатор (представитель британского монарха в государствах – бывших доминионах, а ныне именующихся членами сообщества) там, где нет своего главы государства (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Барбадос, Ямайка и т.д.). Он представляет главу государства, но с определенными оговорками; также нестандартный и находящийся вне рамок нормального государственного механизма вариант – единоличный или коллегиальный глава государства, который получил свою власть незаконно путем узурпации власти. Обычно это военные, возглавившие военный переворот, главы военных хунт, провозгласившие себя главой государства, верховными начальниками и т.д.; наиболее экзотический, но вполне легитимный (в отличие от предыдущего) – племенной вождь, который по традиции, признаваемой народом и другими государствами, возглавляет государство (Западная Самоа).
Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. На деле, однако, вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной монархии. Реально полномочиями главы государства и главы исполнительной власти он пользуется в дуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства. Как известно, монарх получает и передает свой пост, как правило, по наследству. Существует несколько способов престолонаследия, которые закреплены либо в специальных законах, либо в конституциях, а также в судебных решениях и в правовых обычаях:
-салический, самый древний – престол наследуют только мужчины (прежде всего старший сын), но не дочери (Бельгия, Япония и др.);
-кастильский – женщины (дочери) наследуют престол, если у покойного монарха нет сыновей. Если же остались младший сын и старшая сестра, то сын имеет преимущество (Великобритания, Дания с 1953 г., Испания, Нидерланды и др.);
-габсбургский, или австро-венгерский (он существовал в прошлом) – женщины могут наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин (на практике, во всяком случае в последние столетия, этот способ не применялся). Такая система была в России с 1797 г. по 1917г. (ввел император Павел I);
-шведский – по Закону 1980 г. женщины наследуют престол на равных основаниях с мужчинами. В настоящее время дочь короля Швеции, у которого есть еще младший сын, является претендентом на трон и действует как заместитель короля во время его отъездов из страны (до принятия Закона 1980г. в этом государстве трижды правили королевы в XIV, XVII, XVIII вв.).
Особенности наследования престола существуют в Неаполе, Бутане и некоторых других странах, когда трон хотя и наследуется определенной династией (в некоторых странах это записано в Конституции), но король при жизни определяет будущего наследника, не обязательно старшего сына. В Малайзии король не наследственный, а выборный. Он избирается на пятилетний срок султанами монархических субъектов федерации (есть и немонархические) и только из их числа.
Если монарх несовершеннолетний, то обычно в монархиях вводится регенство, т.е. при несовершеннолетнем монархе есть официальное лицо, которое от имени монарха правит государством до тех пор, пока монарх не достигнет совершеннолетия или того возраста, в котором он сможет самостоятельно принимать решения.
Монарх по сравнению с другими должностными лицами и субъектами права имеет ряд других исключительных прав, привилегий и полномочий:
-право на особый титул, который носит только один человек в стране и обозначает королевское или царское звание. Варианты различны: титул короля, великого герцога, великого князя, императора, султана, эмира, шаха и т.д.;
-право на особые ритуалы и символы власти. К символам власти относятся: корона, трон, скипетр, мантия и т.д. Особые ритуалы – это торжественная церемония введения монарха во власть (коронация), особое оформление визитов, приемов, это комплекс особых правил поведения, которые предписываются специальным этикетом. Коронация происходит в главном соборе страны в присутствии высшего духовенства, высших должностных лиц, парламентариев, приближенных монарха, дворянства (если в государстве не отменены дворянские титулы). В странах Африки подобный обряд (в том числе для племенных монархов отдельных частей государства, например в Уганде, имеющей в целом республиканскую форму правления) совершается в присутствии вождей племен. При коронации первосвященник государства благословляет монарха на царствование, надевая ему корону и вручая другие знаки монаршего достоинства – державу, скипетр и др. В странах Азии и Африки этот обряд имеет свои традиции;
-королевский двор и свита, что необходимо для обозначения величия монарха. Монарх имеет право на содержание из бюджета, т.е. получение денег на расходы и содержание королевской семьи. Деньги, выделенные на эти цели из бюджета, именуются цивильным листом. В некоторых странах существует многовековой обычай – монархи не платят налогов;
-неответственность монарха – королевская особа не несет политической, гражданской, уголовной и административной ответственности за свои действия. Конституции, как правило, провозглашают личность монарха неприкосновенной особой. На практике, однако, во время английской и французской буржуазных революций в XVII и XVIII в. казнили королей, в Центральноафриканской Республике судили свергнутого в результате переворота 1979г. императора. Расправы со свергнутыми своими родственниками-монархами (обычно пожизненное заточение их в темницу) были нередки в некоторых мусульманских странах.
В соответствии с конституцией монарх назначает правительство, на самом деле в парламентарных монархиях он только подписывает соответствующий документ, состав же правительства обусловливается соотношением различных сил в парламенте и определяется партией, обладающей парламентским большинством, кандидатуры министров подбираются лидером партии. В дуалистических монархиях монарх сам подбирает и назначает министров, возглавляя на деле правительство (правда, всегда имеется пост премьер-министра); в абсолютных монархиях он имеет неограниченную власть, хотя тоже обычно есть должность премьер-министра и ее занимает, как правило, один из ближайших родственников монарха.
По традиции или в соответствии с конституцией на монарха возлагаются некоторые обязанности. Он рассматривается как арбитр в обществе и должен быть лицом беспартийным. Некоторые конституции требуют от монарха определенной религиозной принадлежности (быть приверженцем англиканской протестантской церкви в Великобритании, евангелической веры в Швеции, Ислама – во всех мусульманских странах, буддизма – в Таиланде). Зачастую в соответствии с конституцией монарху не разрешается покидать страну без разрешения парламента или правительства. В некоторых странах монарх – глава государственной церкви.
Роль монарха может быть самой различной. В дуалистической и особенно в абсолютной монархии он имеет реальную власть, в парламентарной – царствует, но не правит. В последнем случае его влияние на политическую жизнь невелико, а иногда даже ничтожно, он подписывает (и не может отказаться от этого) все акты, которые ему передают парламент и правительство. В то же время у монарха есть резервные, «спящие» полномочия, королевская прерогатива, которая может быть использована в определенных ситуациях. В 1981 г., используя свои полномочия, испанский король активно выступил в защиту демократии против попытки группы офицеров восстановить реакционные франкистские порядки, но возможны и противоположные акции по тексту конституций в парламентарных, а на деле в дуалистических монархиях (Марокко, Непал и др.): монархи нередко выступают с крайне антидемократических позиций.
В развитых странах нет сколько-нибудь заметного общественного движения, выступающего против монархии, за замену ее республикой, исключение составляет Австралия. В развивающихся странах культивируется преданность населения монарху, что поддерживается религией, но есть и движения, чаще всего подпольные, выступающие за республику.
Главное и наиболее заметное отличие президента республики от монарха в том, что должность президента выборочная. Существуют две основные формы президентства: единоличная (президент) и коллегиальная (Президентский совет, существовавший раннее в Йемене, Судане, Алжире и некоторых других странах, Государственный Совет на Кубе и др.). В Иране основные полномочия президентуры разделены между руководителем государства и президентом, это «двуглавая президентура».
Президент может занимать различное положение в системе государственной власти: быть только главой государства (Германия), одновременно главой государства и исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра (Египет, Франция). Президент избирается на определенный срок: три года в Латвии, четыре – в США, пять – в Бразилии, шесть – в Египте, семь – во Франции. Бывали, однако, и «пожизненные президенты», а также президенты, занимавшие свои посты иными путями, чем выборы.
Для избрания на должность президента обычно выдвигаются следующие условия: гражданство данного государства (в Польше на выборах в 1980 г. на пост Президента баллотировалось лицо, имевшее, кроме польского, канадское и перуанское гражданство), наличие полных гражданских и политических прав, достижение определенного возраста (обычно 35 лет, но в Никарагуа – 25, Венесуэле – 30, Китае – 45, Италии – 50 лет). Иногда устанавливается и предельный возраст (например, в Намибии – не старше 65 лет). Многие конституции устанавливают для кандидата определенный срок проживания в данной стране (в Болгарии – пять лет, на Украине – десять, в США – 14, в Грузии – 15 лет). В ряде случае требуется, чтобы кандидат был не натурализованным гражданином, а уроженцем данной страны или родившимся от ее граждан. В Нигерии кандидат на должность президента должен иметь среднее образование, в Турции, Азербайджане – высшее, на Филиппинах – уметь читать и писать. Есть и другие требования.
Кандидат в президенты может быть выдвинут группой избирателей. Во Франции это 500 граждан, но не рядовых, а являющихся членами парламента, региональных советов, генеральных советов департаментов (т.е. региональных органов самоуправления), территориальных собраний заморских территорий, мэрами городов.
Существуют различные способы избрания президента: голосование в парламенте (Чехия, Словакия, Венгрия, Турция, Албания и др.). Для первого тура выборов обычно требуется квалифицированное или абсолютное большинство голосов, но при множественности кандидатов такой результат достигается редко, голоса распределяются между разными кандидатами. В последующих турах требования снижаются, однако, из-за партийной раздробленности обычно проводится много туров. Теперь для выборов президента в Турции в первом туре требуется две трети голосов, во втором и третьем – абсолютное большинство, на четвертый выносятся две кандидатуры, набравшие относительное большинство. Президентом становится получивший относительное большинство голосов. В Словакии избиратели голосуют за выборщиков, а те, не собираясь вместе, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями (Аргентина, США, Финляндия до 90-х гг.). При этом способе результаты выборов (имя будущего президента) становятся известны до голосования выборщиков, как только подсчитана их партийная принадлежность: президентом будет тот, кто имеет большинство выборщиков; избрание специальной избирательной коллегией (Германия, Италия, Индия); избрание непосредственно избирателями (Мексика, Украина, Франция и др.). Переизбрание президента на следующий срок во многих странах ничем не ограничивается (Египет, Франция, Сирия и др.). Нередко президентами провозглашает своих руководителей военная хунта, захватившая власть.
Глава 2. Институт главы государства
2.1 Понятие института главы государства
Во всех развитых демократических государствах осуществление государственной власти основано на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждая ветвь власти отличается определенной самостоятельностью, и в то же время все они взаимодействуют между собой в процессе осуществления власти. Место, занимаемое главой государства в этой триаде, не всегда прослеживается достаточно ясно и отчетливо[1].
В некоторых странах, например в США, на главу государства возложено осуществление функции исполнительной власти.
Однако в большинстве развитых государств глава государства этих функций не выполняет. Так, среди 15 государств — членов Европейского Союза только в одной стране (Франция) глава государства участвует в осуществлении исполнительной власти и в этом своем качестве входит в состав высшего руководящего органа ЕС — Европейский Совет. В этом случае вряд ли оправдано рассматривать главу государства как составную часть исполнительной ветви власти. Вопрос о правовом статусе главы государства должен решаться каждый раз конкретно в зависимости от особенностей конституционного строя, урегулированности положения главы государства действующей Конституцией, национальным законодательством и практикой функционирования государственных институтов.
Априорная оценка места и роли главы государства, его отнесение к той или иной ветви власти неоправданны. Здесь необходим конкретный анализ.
Конституционно-правовая доктрина многих стран рассматривает институт главы государства в качестве гаранта национального единства, обеспечивающего одновременно преемственности стабильность государственной власти, взаимодействие различных ее ветвей. В этих условиях ассоциирование главы государства с какой-либо одной ветвью власти может нарушить баланс государственных властей, а следовательно исказить применение самого принципа разделения властей.
Правовой статус главы государства и его реальная роль в процессе осуществления власти зависят от формы правления и характера политического режима. В странах, где глава государства наделен одновременно широкой правительственной властью, он осуществляет реальное руководство государственными делами, формулирует политический курс и обеспечивает его воплощение в жизнь. При парламентарных формах правления глава государства непосредственного участия в управлении государственными делами не принимает. Однако и в этих странах он оказывает зачастую существенное влияния на политический процесс, а в случае возникновения кризисных или чрезвычайных ситуаций его активность и степень воздействия на другие государственные органы могут заметно возрастать[2].
В качестве главы государства выступают:
— наследственный монарх, т. е. суверенное лицо, законно властвующее по собственному праву и не связанное политической ответственностью (реже встречается институт выборного монарха, где последний избирается на определенный срок, например Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты);
— выборный президент, т. е. должностное лицо (первый чиновник в государстве), законно властвующее в течение определенного срока в силу прямого или косвенного народного волеизъявления. Также известен институт пожизненного президентства, однако это исключение из общего правила. На пост главы государства может избираться любой гражданин, удовлетворяющий указанным в конституции и законе требованиям;
— узурпатор, т. е. лицо, властвующее без правовых оснований либо в силу произвольных оснований (например, лицо, пришедшее к власти после государственного или военного переворота, незаконного захвата власти);
— коллегиальный орган в виде президиумов высшего представительного органа и государственных советов, постоянных комитетов (бывшие социалистические страны в послевоенный период — Албания, Болгария, Венгрия, Польша). В Швейцарии существует Федеральный совет
— коллегиальный орган, в состав которого входит семь равноправных членов, избирающих сроком на один год председателя (Президента Конфедерации), совершающего отдельные действия в качестве главы государства, но его реальные полномочия невелики.
Функции главы государства, например, при наследовании престола или временной недееспособности монарха могут быть переданы его представителю — регенту или регентскому совету. Кроме того, обязанности главы государства может выполнять должностное лицо, действующее от имени монарха в одном из государств, входящих в унию (например, в Австралии, Новой Зеландии, которые образуют унию с Великобританией, эти функции выполняют генерал-губернаторы и лейтенант-губернаторы, назначаемые монархом по решению парламента каждого из этих государств)[3].
2.2 Полномочия главы государства
В подавляющем большинстве стран национальное законодательство наделяет главу государства обширными правами и полномочиями в различных областях государственной деятельности.
Практика функционирования конституционного механизма, реально существующая политическая ситуация вносят значительные коррективы в осуществление этих полномочий.
Сравнительно отчетливо прослеживаются две основные тенденции.
В одних странах наблюдается фактическое, а иногда и формальное ограничение полномочий главы государства, которые осуществляются за него правительством или главой правительства[4].
В других — происходит расширение компетенции главы государства, зачастую выходящее за пределы, очерченные конституцией и другими действующими законодательными актами. Соответственно в первом случае имеет место фактическое ограничение полномочий, которыми наделен глава государства, а во втором — их существенное расширение. Обе тенденции связаны с процессом усиления правительственной власти в современном мире.
Глава 3. Порядок осуществления полномочий главы государства
3.1. Представительские полномочия
Олицетворение (персонификация) государства монархом в период феодализма породило доктрину, согласно которой в суверене воплощаются основные права и обязанности государства.
Становление либерального государства внесло существенные изменения в правовое положение его главы, однако именно за ним сохранены функции верховного представительства государства. Он осуществляет эти функции в соответствии с правилами и традициями, многие из которых восходят к средним векам. Однако даже в этой области самостоятельность главы государства в парламентарных монархиях и республиках в значительной степени ограничена. В принципе он не может позволить себе выступление, противоречащее политике правительства или ее осуждающее[5].
Глава государства председательствует на торжественных церемониях, выступает с официальными обращениями к парламенту и посланиями к нации. Такие послания зачастую содержат анализ внутренней и внешней политики государства, формулируют основные цели правительственной деятельности и намечают пути их достижения. Подобная практика широко распространена в большинстве президентских республик. В США ежегодные президентские послания по вопросам положения в стране рассматриваются как основной программный документ правительственной деятельности на предстоящий период. По важнейшим вопросам обращаются с посланиями к парламенту и нации главы государств во Франции и ряде других стран.
Исключительно большое значение имеют представительские функции главы государства в сфере внешних сношений. Он считается всегда выступающим от имени своего государства в силу своего положения и не нуждается в специальном на то уполномочии.
3.2. Полномочия в области государственного управления
В парламентарных республиках и монархиях глава государства не может назначить правительство, которое не располагает поддержкой парламентского большинства. Соответственно замещение поста премьер-министра руководителем политической партии, победившей на парламентских выборах, происходит почти автоматически. Так, в Великобритании на пост премьер-министра монарх может назначить только лидера партии, одержавшей победу на выборах в Палату общин. Монарх связан результатами выборов. Однако если ни одна из партий не получила большинства мест в парламенте или если внутри партии нет общепризнанного лидера, то роль главы государства в формировании правительства заметно возрастает. Он получает возможность маневрирования и может отдать предпочтение одному из кандидатов. Значительна роль главы государства в формировании правительства в странах, где обычно ни одна из партий не располагает большинством в парламенте[6].
В странах, в которых глава государства наделен правительственной (исполнительной) властью, его полномочия в области государственного управления значительно более широки.
В президентских и монократических республиках (США, многие страны Латинской Америки, значительная часть развивающихся стран) президент является единоличным носителем правительственной власти. Члены правительства рассматриваются обычно как помощники и советники президента, им назначаются и увольняются. В США подобные назначения производятся "по совету и с согласия сената", причем необходимо большинство в 2/3 голосов. Однако случаи отказа в утверждении кандидатур, предложенных президентом, сравнительно редки. Правило парламентского большинства в этих государствах не действует. Более того, президент может принадлежать к партии, которая не располагает большинством в парламенте или одной из палат.
В странах, в которых глава правительства выступает как единоличный носитель исполнительной власти, он играет решающую роль в определении программы правительственной деятельности; ему принадлежит право принятия окончательных решений. От имени главы государства и за его подписью издаются важнейшие акты исполнительной власти[7].
Полномочия главы государства в области правительственной деятельности включают в себя руководство административным аппаратом и вооруженными силами. Он производит назначения на высшие военные и гражданские должности. В США, например, смена президента приводит, как правило, к замене или перестановке от 2,5 до 3 тысяч руководящих чинов в правительственной администрации. Фактически продолжает действовать "система добычи", хотя ее и именуют сегодня "системой заслуг".
3.3. Полномочия в сфере законодательной деятельности
В парламентарных монархиях и республиках (за редким исключением) главе государства принадлежит формально право открытия и закрытия очередных и внеочередных сессий, а в ряде стран — право досрочного роспуска парламента или одной из его палат и назначения внеочередных выборов. Последние полномочия особенно активно используются в Великобритании и Японии.
Однако на практике, а в Японии и согласно Конституции (ст. 7), соответствующие решения принимаются правительством. Сравнительно редко их выносит сам парламент (Швеция)[8].
Правами досрочного роспуска парламента (нижней палаты), созыва чрезвычайных сессий, возвращения законопроекта для повторного обсуждения, передачи его в орган конституционного надзора, законодательной инициативы в конституционной сфере обладает глава государства в республиках со смешанной формой правления. Степень реальности осуществления этих прав хотя и зависит от расстановки сил в парламенте, однако остается в целом значительно более высокой, нежели при парламентарной форме правления.
В странах, в которых глава государства правом созыва и роспуска парламента не обладает (например, в США), это формально мотивируется независимостью законодательной и исполнительной власти в соответствии с принципом разделения властей. На практике и в данной группе стран сохраняются весьма значительные средства воздействия на парламент, используемые главой государства. Одно из них — право вето на законопроекты, вотированные парламентом.
Различают две основные разновидности вето: абсолютное и отлагательное (относительное). Абсолютное вето означает окончательное отклонение главой государства законопроекта, одобренного парламентом. На практике абсолютное вето, признанное в большинстве монархических государств (исключение составляют Япония и Норвегия), в настоящее время не используется. Отлагательное вето представляет собой право главы государства на возвращение переданного ему на подпись законопроекта для повторного обсуждения в парламенте.
Вето обычно распространяется на законопроект в целом. Однако в ряде стран (Франция, Аргентина, Мексика) президент имеет право наложить вето на отдельные статьи и положения законопроекта. Для преодоления отлагательного вето устанавливается, как правило, усложненная процедура. Так, в США право вето, используемое президентом наиболее активно, может быть преодолено лишь в том случае, если законопроект получит повторное одобрение квалифицированного большинства (2/3 голосов) в обеих палатах конгресса.
В Норвегии отлагательное вето, принадлежащее формально королю, может быть преодолено при помощи столь сложной процедуры, что превращает его почти в разновидность абсолютного. Помимо полномочий, позволяющих воздействовать на законодательный процесс в парламенте, глава государства во многих странах пользуется правом издания собственных нормативных актов. В парламентарных монархиях и республиках соответствующие полномочия осуществляются на практике правительством, которое и несет за них ответственность[9].
В странах, где глава государства наделен правительственной властью, он сам издает нормативные акты, которые зачастую не нуждаются в министерской контрасигнации. В середине 80-х годов в США действовало около 12 тыс. нормативных актов, изданных президентом в форме исполнительных приказов.
В некоторых странах конституция строго лимитирует сферу применения парламентского закона. В результате президентский указ все чаще выступает как акт, не основанный на законе, а регламентирующий общественные отношения на равных основаниях с законом. Глава государства, наделенный регламентарной властью, становится важнейшим субъектом нормотворческой деятельности[10].
Исключительно широки законодательные полномочия главы государства в странах с монократическими режимами.
3.4. Внешнеполитические полномочия
Объем внешнеполитических полномочий главы государства определяется действующим законодательством, а уровень и степень их реального осуществления зависят от сложившейся политической практики, обычаев и традиций политической жизни. Постановления, характеризующие статус главы государства в области внешних сношений и конкретизирующие его полномочия, встречаются преимущественно в конституциях, принятых после второй мировой войны. "Президент Республики — записано в Основном законе ФРГ — представляет Федерацию в международных правовых сношениях" (ст. 59). Примерно так же определяется положение монарха в Испании. "Король — гласит Конституция — осуществляет высшее представительство Испании в международных отношениях" (ст. 56)[11].
Несколько более специализированный характер носят правовые нормы, используемые в республиках со смешанной формой правления. Так, согласно французской Конституции, "президент Республики ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их" (ст. 52). Весьма лапидарна Конституция США, которая наделяет президента правом "по совету и с согласия сената" заключать международные договоры и назначать дипломатических и консульских представителей (разд. 2 ст. II). Исключительно широкие полномочия американского президента основаны не на тексте Конституции, а на решениях Верховного суда, резолюциях Конгресса и доктрине "внешнего суверенитета". Последняя исходит из утверждения, что "внешний" суверенитет в отличие от "внутреннего" не является производным от передачи полномочий штатов, а вытекает из акта образования федерации. Поскольку же президент — единоличный носитель федеральной исполнительной власти, а осуществление внешней политики образует ее прерогативу, соответственно руководство внешней политикой отнесено к ведению главы государства.
При установлении реальных внешнеполитических полномочий главы государства нельзя исходить только из конституционного текста. В Основном законе ФРГ они определяются, например, значительно шире, нежели в американской Конституции, хотя действительность прямо противоположна. Решающее значение имеет практика функционирования конституционного механизма. В странах с парламентарными формами правления все полномочия главы государства осуществляются правительством и его руководителем. В республиках со смешанной формой правления в зависимости от расстановки политических сил возможно как единоличное руководство внешней политикой со стороны главы государства, так и определенное разделение полномочий между ним и главой правительства. В президентских республиках глава государства занимает явно доминирующие позиции в области руководства и управления внешними делами.
Таким образом, национальная практика в области осуществления внешнеполитических полномочий отличается значительным разнообразием. Тенденции к концентрации оперативного руководства внешними сношениями противостоит в демократических странах тенденция к сохранению возможности контроля за ее проведением другими высшими органами. Поэтому, даже в президентских республиках, где глава государства располагает обширными полномочиями в области руководства внешней политикой, его возможности в определенной степени лимитированы. Только в странах с монократическими режимами, деспотическим или абсолютистским правлением какое-либо "конкурирующее" участие других государственных органов в осуществлении внешних функций государства практически отсутствует[12].
Действующее законодательство, корректируемое практикой построения и функционирования государственного механизма, позволяет выделить и очертить компетенцию главы государства в сфере внешних сношений. Это, во-первых, верховное представительство страны в международных отношениях. Любое выступление, заявление или акция главы государства, независимо от наличия специальных полномочий, обязывают государство. С
этим же связано и право непосредственного обращения к главам иностранных государств. Это право может осуществляться как путем посланий, так и посредством личных встреч. Практика свидетельствует о том, что все более активный характер приобретают личные контакты, визиты и встречи глав государств, а равно международные форумы с их участием. При выезде главы государства с официальным визитом за рубеж (в некоторых странах, например Мексике, с разрешения парламента) он имеет право на почетную встречу и пользуется особыми льготами и привилегиями.
Во-вторых, глава государства назначает руководителя ведомства иностранных дел и дипломатических представителей страны за рубежом. В США такие назначения производятся формально "по совету и с согласия Сената", в большинстве других стран — по решению правительства. Глава государства скрепляет своей подписью верительные и отзывные грамоты. При нем аккредитируются иностранные дипломатические представители[13].
В-третьих, в ряде стран глава государства дает, указания о подготовке и проведении переговоров, участвует лично в наиболее важных из них и подписывает международные договоры или другие международно-правовые акты. Его обязаны информировать о проведении переговоров и подписании актов, не требующих ратификации.
В США, где весьма распространена практика подписания так называемых исполнительных соглашений, не требующих ратификации Сенатом, президент должен представлять их в определенные сроки Сенату для ознакомления. Глава государства скрепляет своей подписью ратификационные грамоты, однако наиболее важные международные договоры ратифицируются на основе решения парламента (либо одной из палат). В США решение о ратификации принимает только верхняя палата Конгресса квалифицированным большинством в две трети голосов. Во Франции ратификация производится президентом на основе уполномочивающего закона, принимаемого Парламентом.
В-четвертых, к компетенции главы государства во многих странах отнесено объявление войны и заключение мира. Особая значимость этого полномочия привела к тому, что в большинстве стран оно осуществляется на основе решения парламента или правительства. В США право объявлять войну отнесено к компетенции Конгресса. Однако президент, используя свои
полномочия главнокомандующего вооруженными - силами, может отдать приказ об их применении за рубежом без санкции парламента[14].
Согласно совместной резолюции палат, принятой в 1973 году, вооруженные действия, начатые по приказу президента, должны быть прекращены в течение 60 дней с момента представления доклада президентом спикеру Палаты представителей и председателю pro tempore Сената. В исключительных случаях — 90 дней, если конгресс не объявит войну или не примет специальный закон. На практике именно эти полномочия президента используются все чаще при применении вооруженных сил США за пределами страны.
3.5. Полномочия в судебной области
Государственно-правовая доктрина и конституционное законодательство почти всех стран мира провозглашают независимость судебной власти. Вместе с тем за главой государства сохраняются значительные полномочия, позволяющие оказывать серьезное влияние на деятельность судейского механизма.
Важнейшими полномочиями в этой области являются:
- назначение на судебные или высшие судебные должности;
- председательствование в высших консультативных учреждениях, которые ведают дисциплинарными и отчасти административными вопросами, относящимися к судейскому корпусу;
- осуществление права помилования.
Так, в США президент "по совету и с согласия Сената" назначает членов Верховного суда, который представляет собой не только высшую судебную инстанцию общей юрисдикции, но и орган конституционного надзора. О значимости этих назначений можно судить по двум весьма примечательным примерам. В 30-е годы Президент США Ф. Рузвельт столкнулся с оппозицией консервативного большинства членов Верховного суда своему так называемому "новому курсу". Только проведя назначение нескольких либеральных судей, он сумел сломить это сопротивление, хотя его попытки реформировать Верховный суд окончились безрезультатно. В 1986г. Президент Р. Рейган назначил председателем Верховного суда У. Ринквиста и членом суда А. Скалиа, которые были известны как архиконсервативные деятели[15].
Учитывая, что члены Верховного суда пребывают в должности пожизненно, а за годы своего существования судом были объявлены неконституционными тысячи законов Конгресса и отдельных штатов, проведенные назначения оказали заметное влияние на общую ориентацию судебной политики.
Назначение, перемещение и карьера судейских чинов во многом зависят от деятельности различных консультативных дисциплинарных органов, руководимых главой государства. Во Франции, например, таким органом выступает Высший совет магистратуры, возглавляемый президентом Республики[16].
Право помилования, которым наделен глава государства, трактуется обычно весьма расширительно и включает не только смягчение наказания, но и освобождение от преследования. О том, как оно используется, свидетельствует решение Президента Дж. Форда об освобождении от судебного преследования Р. Никсона после отставки последнего с поста Президента США в связи с угрозой применения импичмента.
3.6. Чрезвычайные полномочия
Во многих странах (США, Франция, Шри Ланка, Нигерия, Кот-д'Ивуар, Сенегал и др.) глава государства наделен правом введения чрезвычайного положения или использования чрезвычайных полномочий. Чрезвычайное положение имеет довольно много разновидностей: осадное положение, военное положение, состояние повышенной опасности и т. п. Характеризующая их общая черта — это приостановка действия конституционных гарантий, ограничение полномочий представительных учреждений, расширение власти административных или военно-политических органов, введение в ряде случаев превентивного заключения[17].
Так, согласно ст. 16 Конституции Франции, Президент Республики в случае угрозы режиму, территориальной целостности и независимости страны, выполнению международных обязательств и нормальному функционированию властей может принять все необходимые меры, диктуемые обстоятельствами. Он должен проконсультироваться с Премьер-министром, Конституционным советом и председателем палат, однако их мнение не связывает президента. Парламент не может быть распущен, но он лишается на этот период важнейшего полномочия — возможности выражения недоверия правительству. В США решение президента о введении чрезвычайного положения может сопровождаться использованием вооруженных сил внутри страны для подавления волнений.
В условиях демократических стран применение чрезвычайных полномочий должно носить временный характер и использоваться исключительно в целях защиты основных прав и свобод, восстановления и утверждения законности и обеспечения нормального функционирования государственных властей.
Заключение
Итак, мы дали характеристику института главы государства, определили полномочия главы государства, а также рассмотрели порядок осуществления полномочий главы государства.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
В различных сферах государственной деятельности главы государства наделяются общими полномочиями, которые можно разбить на несколько групп.
Во-первых, это представительские полномочия. Глава государства осуществляет функции верховного представительства государства вовне и внутри страны (подписывает международные договоры, имеет право непосредственного обращения к главам иностранных государств и правительств, назначает дипломатических представителей, осуществляет аккредитацию представителей в зарубежных государствах, выступает с официальными обращениями к парламенту и посланиями к нации).
Во-вторых, это полномочия, связанные с управлением делами государства. В законодательной сфере (право созыва сессий парламента, право его досрочного роспуска, созыв чрезвычайных сессий, законодательная инициатива, право вето на законопроекты, вотированные парламентом, опубликование законов, право обращаться в органы конституционного контроля о конституционности того или иного акта). В сфере исполнительной власти (назначение главы правительства и принятие его отставки, участие в формировании правительства, решение стратегических вопросов военного управления в качестве главнокомандующего вооруженными силами, введение особых режимов управления, издание собственных нормативных актов (в странах парламентской формы правления
они обычно нуждаются в контрасигнатуре). В судебной сфере (назначение на судебные и высшие судебные должности, содействие в осуществлении решений судов и др.).
В-третьих, полномочия по конкретизации правового статуса личности (решение вопросов гражданства, предоставления политического убежища, осуществление права помилования и смягчения наказания, осуществление награждений, присвоение почетных, специальных и высших воинских званий).
В-четвертых, чрезвычайные полномочия. Глава государства объявляет чрезвычайное положение (осадное положение, военное положение, состояние повышенной опасности), в связи c чем вправе принимать акты, имеющие силу закона.
Список используемой литературы
1. Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008. С. 560.
2. Баглай М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 1056.
3. Василевич Г. А., Кондратович Н. М., Приходько Л. А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2007. С. 480.
4. Григонис Э. П., Григонис В. П. Конституционное право зарубежных стран. М., 2006. С. 208.
5. Ершов В. А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2009. С. 144.
6. Кондратович Н. М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 144.
7. Ларин А. Ю. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008. С. 184.
8. Маклаков В. В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. М., 2008. С. 896.
9. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008. С. 520.
10. Смоленский М. Б., Иванников И. А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 336.
11. Страшун Б. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. М., 2007. С. 896.
12. Шестакова К. Д. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 192.
13. Шашкова А. В. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 288.
14. Черкасов А. И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика. М., 2008. С. 244.
21
[1] Баглай М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 528.
[2] Баглай М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 532.
[3] Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008. С. 205.
[4] Маклаков В. В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. М., 2008. С. 618.
[5] Василевич Г. А., Кондратович Н. М., Приходько Л. А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2007. С. 192.
[6] Черкасов А. И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика. М., 2008. С. 83.
[7] Смоленский М. Б., Иванников И. А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 124.
[8] Черкасов А. И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика. М., 2008. С. 89.
[9] Григонис Э. П., Григонис В. П. Конституционное право зарубежных стран. М., 2006. С. 73.
[10] Черкасов А. И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика. М., 2008. С. 94.
[11] Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008. С. 358.
[12] Ершов В. А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2009. С. 45.
[13] Шестакова К. Д. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 117.
[14] Страшун Б. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. М., 2007. С. 420.
[15] Ларин А. Ю. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008. С. 86.
[16] Шашкова А. В. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 140.
[17] Черкасов А. И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика. М., 2008. С. 97.
Информация о работе Порядок осуществления полномочий главы государства