Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:29, реферат
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Введение………………………………………………………...…………………………....3
Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации………...….4-5
Принципы бюджетной системы Российской Федерации………………………….6-12
Заключение……………………………………………………………………………….…13
Список использованной литературы……………………………………………………...14
Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Финансовый университет)
Кафедра «Финансы»
Реферат по дисциплине «Финансовое право»
на тему:
«Принципы бюджетной системы РФ»
Выполнил:
студент гр.ФК2-16:
Курбанов Ю.Г.
Научный руководитель:
Рябова Е.А.
Москва 2012
План
Введение……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании
и развитии экономической структуры
любого современного общества играет
государственное регулирование, осуществляемое
в рамках избранной властью
Экономические и политические реформы,
проводимые в России с начала девяностых
годов, также не могли не затронуть
сферу государственных
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Поиск выхода из экономического кризиса потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» Бюджетный кодекс Российской Федерации. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Бюджет как экономическая
Сущность бюджета, как и любой
другой экономической категории, проявляется
в ее функциях. Общественное предназначение
бюджетных отношений
- образовании основного общегосударственного фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства);
- использовании средств основного общегосударственного фонда (данная функция реализуется в процесс расходования бюджетных средств);
- осуществлении контроля за движением бюджетных ресурсов, 'и на этой основе -- за динамикой экономического развития, за ходом социально-экономических процессов в целом
Бюджетное устройство определяет организацию
государственного бюджета и бюджетной
системы страны, взаимоотношение
между ее отдельными звеньями, правовые
основы функционирования бюджетов, входящих
в бюджетную систему, состав и
структуру бюджетов, процедурные
стороны формирования и использования
бюджетных средств и др.
Совокупность всех видов бюджетов образует
бюджетную систему государства.
БК РФ дает следующее определение бюджетной
системы: «основанная на экономических
отношениях и государственном устройстве
Российской Федерации, регулируемая нормами
права совокупность федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов и бюджетов государственных
внебюджетных фондов» Бюджетный кодекс
Российской Федерации. Под бюджетным устройством принято
понимать организацию бюджетной системы
и принципы ее построения Финансы. Денежное
обращение. Кредит: Учебник для вузов/
Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова
и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.:
Финансы, ЮНИТИ, 2010. .
По степени распределения власти между
центром и административно-
Унитарное (единое) государство - этот
форма государственного устройства,
при которой административно-
Федеративное (объединенное, союзное)
государство - это форма государственного
устройства, при которой государственные
образования или
Конфедеративное (союзное) государство - этот постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации - действуют свои бюджетные и налоговые системы.
Принципы бюджетной системы Российской Федерации указаны в главе 5 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (БК РФ).
В статье 28 БК РФ приведен перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
- единства бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения доходов,
- самостоятельности бюджетов;
- равенства бюджетных прав
- полноты отражения доходов,
расходов и источников
- сбалансированности бюджета;
- результативности и
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- прозрачности (открытости);
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характера бюджетных средств;
- подведомственности расходов бюджетов;
- единства кассы.
Рассмотрим каждый принцип подробнее.
Принцип единства бюджетной системы
Российской Федерации Статья 29 «Принцип
единства бюджетной системы Российской
Федерации» БК РФ означает единство бюджетного
законодательства Российской Федерации,
принципов организации и
Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации Статья 30 «Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» БК РФ означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.
Принцип самостоятельности бюджетов Статья 31 «Принцип самостоятельности бюджетов» БК РФ означает:
- право и обязанность органов
государственной власти и
- право и обязанность органов
государственной власти и
- право органов государственной
власти и органов местного
самоуправления устанавливать
- право органов государственной
власти и органов местного
самоуправления в соответствии
с настоящим Кодексом
- недопустимость установления
расходных обязательств, подлежащих
исполнению за счет доходов
и источников финансирования
дефицитов других бюджетов
- право органов государственной
власти и органов местного
самоуправления предоставлять