Развитие посттаможенного контроля в рамках ТС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 11:31, статья

Краткое описание

Составляющие триединой задачи противоречивы между собой с точки зрения практики организации таможенного контроля. Имеется другая сторона вопроса – наличие ограниченных ресурсов у таможенных органов. Философия тотального контроля, которая была нормой при становлении таможенной службы, уже не соответствует современным условиям развития таможенных органов и задачам, стоящим перед нами. Данные подходы, включающие тотальный досмотр, который основывается на принципе «никому не доверяй» приводит к мерам по усилению таможенного контроля, создающих условия для неоправданных материальных и временных издержек участников ВЭД. Данные действия будут находить негативный отклик у участников ВЭД и эта критика в адрес таможенных органов будет справедливой.

Вложенные файлы: 1 файл

05-2_-_Razvitie_posttamozh_kontrolya_v_ramkakh_TS.docx

— 27.13 Кб (Скачать файл)

Развитие посттаможенного контроля в рамках ТС

Руководитель управления посттаможенного контроля КТК Казахстана,

Пак Николай Витальевич

Добрый день, участники международной  конференции. Сейчас мой коллега с ГТК Республики Беларусь очень подробно рассказал, как состоят дела по посттаможенному контролю. Я бы хотел тоже поделиться информацией, рассказать о работе, о которой таможенная служба РК сейчас проводит в рамках переноса акцизов таможенного контроля с этапа декларирования на этап посттаможенного контроля.

Начну, что с 1991 года, с момента образования таможенных органов в суверенном Казахстане таможенная служба является активным административным регулятором, в том числе наряду с другими государственными органами исполнительной власти, обеспечивает правила игры на рынке внешней торговли. В настоящее время казахстанская таможенная служба находится на качественно новом этапе своего развития. За последние 10 лет было вложено много усилий в её модернизацию, проведен ряд реформ, направленных на создание основ для дальнейшего успешного функционирования, в том числе с учётом международного опыта передовых стран. Сегодня перед казахстанской службой поставлена триединая задача, состоящая из следующих компонентов. Это:

1) всемерное содействие торговле,

2) обеспечение эффективного таможенного контроля,

3) наполнение доходной части бюджета.

Составляющие триединой задачи противоречивы между собой с  точки зрения практики организации  таможенного контроля. Имеется другая сторона вопроса – наличие  ограниченных ресурсов у таможенных органов. Философия тотального контроля, которая была нормой при становлении таможенной службы, уже не соответствует современным условиям развития таможенных органов и задачам, стоящим перед нами. Данные подходы, включающие тотальный досмотр, который основывается на принципе «никому не доверяй» приводит к мерам по усилению таможенного контроля, создающих условия для неоправданных материальных и временных издержек участников ВЭД. Данные действия будут находить негативный отклик у участников ВЭД и эта критика в адрес таможенных органов будет справедливой.

Создать благоприятные условия для внешнеэкономической деятельности с высокой эффективностью таможенного контроля мы можем только через построение системы контроля по принципу «доверяй, но проверяй». Особое место в такой системе контроля должен занимать посттаможенный контроль. Сегодня необходимо повышать его роль, постепенно переносить на него тяжесть проведения таможенного контроля. Во многих развитых странах сложилась практика построения системы контроля посредством применения контроля на основе аудита, позволяющего ускорить прохождение товарооборота и оптимизировать ресурсы таможенной службы (например, таможенная служба стран: Сингапура, США, Японии, Европейского союза, Южной Кореи, Австралии). По результатам внедрения системы контроля по принципу «доверяй, но проверяй» должен стать переносный центр с этапа основного таможенного оформления на этап после выпуска товаров, за счет чего должно сократиться время основного таможенного оформления, количества документов, предоставляемых в таможенный орган, увеличиться товаропоток.

На наш взгляд уже сегодня  частично использован данный подход путем назначения дополнительной проверки в отношении определения таможенной стоимости товара, кода товаров. В 2013-2014 годах планируется внедрение отложенного определения таможенной стоимости товара, что позволяет выпустить товар с продолжением проведения контроля после выпуска товара. Кроме того, Комитетом по таможенному контролю уже начата работа по реализации данной задачи, внедрен институт уполномоченных экономических операторов, ведется работа по сокращению количества документов, необходимых при таможенном декларировании. Внедрен механизм предварительного обмена информацией о перемещаемых товарах между таможенными органами КТК и участниками ВЭД. Ведётся работа по развитию и совершенствованию системы управления рисками. Уже сегодня функционирует СУР на этапе предварительных операций при применении процедур таможенного транзита, СУР на этапе очистки. В 2014 году планируется внедрить модуль «Посттаможенный анализ риска компонентов эффективного контроля управления рисками». Разрабатывается перечень компаний, к которым будет применяться выборочный контроль при основном таможенном оформлении. Проводится работа по реализации проекта развития таможенной службы в Республике Казахстан, внедряется электронное декларирование.

В целях решения поставленной задачи требуется системный и комплексный подход. Необходимо чётко понимать, что система таможенного контроля – это цельная система, включающая в себя все действия, начиная с пересечения таможенной границы, заканчивая проверкой внешнеэкономической деятельности участников ВЭД. Задача таможенного администрирования – это создать такую систему контроля, при которой увеличение товарооборота и поступление таможенных платежей и налогов будет осуществляться за счет упрощения таможенных формальностей на этапе таможенной очистки товаров и балансировкой таможенного контроля на этапе после выпуска товаров. Вместе с тем усиление таможенного администрирования, в том числе вопросов посттаможенного контроля, не должно создавать дополнительных административных барьеров для бизнеса. Выбор объектов проверок должен быть бизнесу понятен, посттаможенный контроль должен адекватно компенсировать снижение контроля при декларировании. Таким образом, на практике должна быть реализована система единого сквозного таможенного контроля, который начинается еще на этапе предварительного информирования о планируемых поставках и завершается не выпуском товаров для декларирования, а проведением посттаможенного контроля.

Именно необходимость построения такой системы и стала основой  для создания концепции по переносу акцента таможенного контроля с основного этапа декларирования на этап после выпуска товара в Республике Казахстан. Целью концепции является ускорение процедур таможенной очистки товаров и сокращение времени таможенной очистки. Концепция реализует следующие основные принципы:

1) Таможенная очистка осуществляется только на основе применения системы управления рисками с исключением прав должностных лиц на принятие самостоятельного решения, не предусмотренного системой управления рисками;

2) СУР построит не только анализ стоимостных и иных рисков по товару, а также в значительной степени учитывает результаты посттаможенных проверок. Например, если при проведении проверок после выпуска нарушений не выявлено, то данным компаниям предоставлять «зеленый коридор» при оформлении, применять добросовестную компанию к упрощенной процедуре таможенного оформления и контроля;

3) исключается дублирование при осуществлении таможенного контроля. Контроль осуществляется один раз: или на этапе таможенной очистки, или на этапе посттаможенного контроля;

4) При таможенной очистке усиление ответственности декларанта за заявленные сведения. Перепроверять задекларированные сведения без рекомендаций СУР таможенный эксперт не будет;

5) Внедрение механизма добровольного признания декларантами ошибок, предусматривающего отмену административной ответственности при самостоятельном объявлении и исправлении нарушений.

Концепцией предусмотрено следующее разграничение этапов контроля – до выпуска товаров, т.е. на этапе таможенной очистки, мы предлагаем оставить следующие меры контроля:

1) контроль на основании рекомендаций СУР,

2) проверка соответствия сведений заявленных деклараций на товары сведениям, содержащих документов;

3) контроль правильности чтения таможенных платежей и налогов;

4) контроль соблюдения запретов и ограничений мер нетарифного регулирования экспортного контроля;

5) проверка наличия денег на лицевом счете плательщика;

6) контроль за объектами интеллектуальной собственности;

7) контроль соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру и

8) контроль правильности определения страны происхождения и предоставления тарифных льгот.

При этом на посттаможенный контроль предлагаем передать с этапа таможенной очистки следующие виды контроля. Это:

1) проверка правильности определения классификационного кода товара;

2) проверка структуры таможенной стоимости товаров и правильности применения методов определения таможенной стоимости и

3) проверку правильности применения таможенных и налоговых льгот.

Считаем, что реализация задач, предусмотренных концепцией, позволит достигнуть следующих результатов. Это:

1) значительное ускорение процедур таможенной очистки товаров;

2) исключение двойного контроля товаров;

3) облегчение выполнения участниками ВЭД требований законодательства;

4) повышение дисциплины участниками внешнеэкономической деятельности;

5) оптимизация ресурсов таможенных органов;

6) улучшение показателей Республики Казахстан в рейтинге doing business.

В целом реализация концепции будет  способствовать развитию всех аспектов таможенного контроля и позволит реально повлиять на ускорение процессов  таможенной очистки.

Конечно, реализация концепции потребует  немалых усилий. Это, в первую очередь, внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, это пошаговый регламент действий должностных лиц таможенных органов при проведении таможенной очистки товаров, совершенствование системы анализа и управления рисками, доработка и сопровождение информационных систем таможенных органов Республики Казахстан, развитие и усиление таможенного контроля после выпуска товаров.

При решении этих вопросов предусмотрен план реализации концепции, который  определяет выполнение конкретных мероприятий  в конкретные сроки.

В настоящее время мы приступили к реализации мероприятий, заложенных в концепции, в частности, начали работы по внесению изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, в том числе с участием таможенных служб Таможенного союза. Мы начали дорабатывать информационные системы таможенных органов РК в части совершенствования форматно-логического контроля, автоматизации мер контроля и, естественно, совершенствования системы управления рисками. При успешной реализации мероприятий, заложенных планом, ожидаем, что принцип переноса акцентов будет внедрён в 2015 году. В середине 2014 года планируется внедрение в пилотную зону на базе 3 областных таможенных департаментов.

В заключении хотелось отметить, что  учиться и совершенствовать свои модели и концепции – это важнейший  элемент развития. И в современных условиях существует необходимость обмена опытом с таможенными службами государств, имеющих большой опыт практических навыков посттаможенного контроля. При необходимости реализации принципов концепции мы пошли путем изучения такого опыта передовых стран, прохождения обучающих семинаров в странах Европейского союза, в том числе в рамках проекта модернизации таможенной службы РК (это Чехия, Голландия, Финляндия, Англия, Литва, Турция). И наше участие в сегодняшней высшей конференции с презентацией о концепции переноса акцентов дает нам возможность быть услышанными Всемирной таможенной организацией, Европейской комиссией по налогообложению Таможенного союза, Евразийской экономической комиссией и другими участниками сегодняшней конференции. И мы просим всех участников данной конференции поделиться своим опытом в данном вопросе и дать свои видения и комментарии с научной точки зрения.

У меня все, спасибо за внимание.


Информация о работе Развитие посттаможенного контроля в рамках ТС