Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:51, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть положение Счётной палаты РФ.
Задачи:
1. Рассмотреть роль Счётной палаты РФ в системе органов государственного финансового контроля России.
2. Проанализировать задачи и принципы деятельности Счётной палаты РФ.
3. Рассмотреть правовое регулирование Счётной палаты РФ.
Введение 3
1. Правовое положение Счетной палаты Российской Федерации 5
1.1 Правовой статус Счетной палаты Российской Федерации. 5
1.2 Задачи и принципы деятельности Счётной палаты РФ 7
2. Роль Счетной палаты РФ 12
2.1 Область действия контрольных полномочий Счетной палаты Российской Федерации. 12
2.2 Приоритетные направления Счетной палаты РФ. 13
Заключение 16
Библиографический список 17
Содержание:
Введение 3
1. Правовое
положение Счетной палаты
1.1 Правовой статус Счетной палаты Российской Федерации. 5
1.2 Задачи
и принципы деятельности
2. Роль Счетной палаты РФ 12
2.1 Область
действия контрольных
2.2 Приоритетные
направления Счетной палаты РФ.
Заключение 16
Библиографический список 17
Уже 11 лет Счётная палата
РФ успешно осуществляет государственный
финансовый контроль в России. На протяжении
всего этого периода времени
не утихают споры о правовом статусе
этого контрольного органа, его месте
и роле среди других органов государственного
финансового контроля, его полномочиях
и их фактического осуществления. Тем
не менее, статистика проведённой работы
Счётной палаты весьма впечатляет. Так,
за 2012 год Согласно отчету Счетной палаты,
в 2012 году всего было выявлено финансовых
нарушений при использовании бюджетных
средств и управлении госсобственностью
на сумму 781,4 миллиардов рублей, гласит
отчет. Из них нарушения на сумму 130,7 миллиардов
были допущены в сфере госзаказа. Главные
претензии Счетной палаты сформулированы
к нескольким государственным институциям,
которые уже стали фигурнатами громких
коррупционных скандалов: это деятельность
госкорпорации «Олимпстрой» по строительству
объектов к Олимпиаде в Сочи, структур
Минобороны (скандал начался с расследования
деятельности ОАО «Оборонсервис»), а также
подрядов по строительству объектов во
Владивостоке к саммиту АТЭС.1 Интерес общества к деятельности
Счётной палаты растёт от года, и чёткое
понимание всего порядка проведения контрольных
мероприятий Счётной палаты РФ поможет,
в свою очередь, повысить контроль
и за её деятельностью. Одно дело просто
знать количество выявленных нарушений,
и совсем другое – чётко понимать и представлять,
какие конкретные контрольные мероприятия
привели к этому.
Объектом исследования является Счётная палата РФ.
Предмет исследования – место и роль Счётной палаты РФ в системе органов государственного финансового контроля России.
Цель контрольной работы
– рассмотреть положение Счётной палаты
РФ.
Задачи:
1. Рассмотреть роль Счётной палаты РФ
в системе органов государственного финансового
контроля России.
2. Проанализировать задачи и принципы
деятельности Счётной палаты РФ.
3. Рассмотреть правовое регулирование Счётной палаты РФ.
Правовой статус счетной палаты Российской Федерации определен Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", другими законами Российской Федерации
Согласно Конституции Российской Федерации для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации, и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом2 то есть Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"
Именно в
вышеуказанном законе обозначены основные
положения статуса Счётной
Счётная Палата имеет полную функциональную и организационную независимость. Государственные служащие этого учреждения имеют определённый статус: Председатель Счётной Палаты, его заместитель, аудиторы не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания, которая их назначала на соответствующую должность.4 Разумеется, это ограждает данный орган от незаконного вмешательства в его деятельность со стороны других органов и должностных лиц.
Счётная палата РФ при проведении контрольных мероприятий может осуществлять практически все известные виды ревизий, что соответствует её статусу высшего специализированного органа государственного финансового контроля. Исключение составляют только внеплановые ревизии, так как в соответствии с Регламентом Счётной палатой РФ «контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводятся этим данным органом в соответствии с утверждёнными в установленном порядке годовыми и текущими планами. Мероприятия, не включённые в план, не проводятся.5
Правовой статус счетной палаты Российской Федерации определяется и другими законами. Например, согласно ч. 5 ст. 33 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изменениями и дополнениями от 27 февраля 2003 г., 9 мая, 18 июня, 18 июля, 26, 31 декабря 2005 г., 5 января 2006 г.) Счетная палата Российской Федерации, наряду с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, осуществляет контроль за порядком и своевременностью перечисления полученных от продажи федерального имущества денежных средств в федеральный бюджет.6 На основании ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изменениями и дополнениями от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г.)7 контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют Счетная палата Российской Федерации, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляют уполномоченные на то соответствующими субъектами Российской Федерации органы. В Главе 3 (п. 3) Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 11 марта 2005 г. N 67-СФ "О докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2004 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации" отмечено, что Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы регионов наделены широкими полномочиями по экспертизе и внешнему бюджетному контролю проектов бюджетных законов. Следует отметить, что полномочия этих органов предусматривают все необходимые виды контроля: предварительный (при подготовке проекта бюджета), текущий (во время исполнения бюджета) и последующий (по завершении финансового года).
Задачами Счетной палаты являются8:
Безусловно, реализация всех задач Счётной палаты позволит своевременно обнаруживать нарушения, связанные с бюджетным процессом, а это, в свою очередь, позволит целенаправленно применять меры по противодействию незаконным действиям органов государственной власти и конкретных должностных лиц.
Основными принципами деятельности
контрольно-счетных органов
Законность – один из
ключевых принципов деятельности контрольно-счетных
органов. Поскольку счетные палаты
контролируют в том числе законность
использования общественных финансов
и имущества, сами они в этом плане
должны быть безупречны.
В отношении
Счетной палаты Российской Федерации
принцип законности находит отражение
в первую очередь в том, что в своей деятельности
Счетная палата руководствуется Конституцией
Российской Федерации, Федеральным законом
«О Счетной палате Российской Федерации»,
другими законами Российской Федерации
(ст.1). Нарушение закона является основанием
для освобождения от должности руководящих
работников палаты (ст. 29).
Объективность является определяющим
условием эффективной контрольной
работы. Без объективности теряется
смысл контроля как функции управления,
как основной формы обратной связи
и базы для принятия управленческих
решений. Именно для обеспечения
объективного отражения реалий финансово-экономической
деятельности контрольно-счетным органам
необходима организационная и
Одним из принципов деятельности
контрольно-счетных органов является
гласность. Необходимо отметить, что гласность
присуща контрольно-счетным органам по
самому смыслу их существования, поскольку
они образуются прямо или опосредствованно
налогоплательщиками и представляют их
интересы, среди которых немаловажное
место занимает объективная (правдивая)
информация о деятельности соответствующих
государственных служащих, в конечном
счете нанятых на деньги налогоплательщиков
для исполнения общественных функций
в их интересах. Население имеет право
знать, кто и каким образом распоряжается
общими финансовыми и материальными ресурсами.
Опираясь на эту информацию, граждане
могут выразить свое отношение к работе
государственного аппарата в средствах
массовой информации, путем обращений
в органы исполнительной власти или к
своим депутатам в представительных и
законодательных органах власти, прямым
волеизъявлением на референдумах, а также
в ходе выборов должностных лиц и депутатов
различных уровней и ветвей власти.
Гласность оказывает большое
позитивное влияние на эффективность
работы контрольно-счетных органов, поскольку
в условиях гласности результаты контрольных
мероприятий, проводимых этими органами,
труднее замолчать, они становятся под
общественный контроль.
Ещё одним принципом деятельности является независимость. Функциональная независимость Счетной палаты проявляется в том, что она самостоятельно устанавливает сроки, объемы и способы проведения контрольных мероприятий, строит свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего и системного контроля над исполнением бюджета. Это право Счетной палаты - формировать план - обеспечивает возможность проводить подлинно системный контроль над всеми государственными средствами, а не растрачивать свои силы на не имеющие существенной финансовой значимости проверки.
В то же время Счетная палата подотчетна Федеральному Собранию. Обладая организационной и функциональной независимостью от законодательного органа государственной власти, Счетная палата тем не менее нацелена на содействие в осуществлении им своих задач, обеспечении Федерального Собрания достоверной, объективной информацией о финансовом положении государства. Так обязательному включению в планы и программы работы Счетной палаты подлежат поручения Совета Федерации и Государственной думы, обращения не менее 1/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Подотчетность также выражается в обязанности Счетной палаты регулярно представлять Совету Федерации и Государственной Думе информацию о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий, заключения или ответы на основании поручений Совета Федерации и Государственной Думы. Таким образом, организационная и функциональная независимость Счетной палаты не противоречат друг другу.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются:
- на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации,
- на федеральные внебюджетные фонды,
- на органы местного самоуправления,
- на предприятия, организации,
банки, страховые компании и
другие финансово-кредитные
- на деятельность общественных
объединений,