Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 09:09, контрольная работа
Финансовая деятельность любого государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления.
Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распределения и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности.
Раздел 1 ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРТСВА
Финансовая деятельность любого государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления.
Финансовая
деятельность вызвана объективной
необходимостью распределения и
перераспределения в денежной форме
национального дохода. Это первое
объективное условие
Товарное производство и действие закона стоимости объективно определили необходимость существования денег, кредита, других экономических категорий, что является вторым условием существования финансовой деятельности (см. схему 1).
В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает в данной сфере следующие три задачи:
1.
В соответствии с федеральным
бюджетом - финансовым планом обеспечить
плановое собирание и
2. Распределить фонды денежных средств таким образом, чтобы стимулировать развитие процесса производства.
3.
Контрольная задача означает
необходимость осуществления
Финансовая
деятельность осуществляется государством
с помощью разнообразных
1)
методы собирания фондов
2) методы их распределения и использования (см. схему 3).;
Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды:
а)
налоговый метод - используется государством
для изъятия части доходов
граждан, государственных и
б) метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды занятости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.;
в) государство использует метод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и других ценных бумаг;
г) метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.)-
д) с помощью метода страхования образуются страховые фонды;
е) эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обращение (см. схему 4).
Ко второй группе - методам распределения фондов денежных средств относятся:
а) финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;
б) кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;
в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;
г) осуществление расчетов между различными субъектами (см. схему 5) Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств, экономических отношении принято называть финансовым институтом, к которым относятся например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.
В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов (групп экономических отношений) образует финансовую систему (см. схему 7):
1.
Государственные финансы
2. Институт финансов предприятий, учреждений и организаций объединяет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы общественных объединений.
3. Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.
4.
В сфере страховых отношений
каждое из звеньев,
5.
Местные финансы. В
Схема
1. Понятие финансовой деятельности
государства
Схема 2. Задачи финансовой деятельности государства
Схема 3. Методы финансовой деятельности
Схема
4. Методы мобилизации фондов денежных
средств
Схема
5. Методы распределения и
Схема
6. Понятие финансов
Схема
7. Финансовая система государства
Раздел 2 ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА
Предметом финансового права, как и всякой другой отрасли права, являются определенные общественные отношения, имеющие свои специфические особенности. Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансового права, заключаются в том, что они:
а) складываются в сфере финансовой деятельности и связаны с организующей ролью государства по распределению и перераспределению национального дохода в целях образования необходимых обществу фондов потребления и фондов накопления (см. схему 8);
б) непосредственным основанием для возникновения этих отношений служит проводимая планомерная деятельность по образованию и использованию денежных фондов в обществе;
в) объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов (см. схему 9).
Под системой финансового права следует понимать единство, взаимосвязь и дифференциацию финансово-правовых норм по разделам этой отрасли, институтам с учетом особенностей содержания регулируемых ими общественных отношений. Система финансового права делится на общую и особенную части.
Нормы общей части закрепляют основные начала финансовой деятельности государства, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавливают правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию органов, участвующих в финансовой деятельности.
Особенная
часть финансового права
Названные разделы, в свою очередь, объединяют ряд институтов, обусловленных известной спецификой регулируемых отношений. В системе финансового права выделяют также подотрасли налогового, банковского права (см. схему 10).
Юридической формой осуществления финансовой деятельности являются финансово-правовые акты. Они издаются уполномоченными на то государственными органами. Финансово-правовые акты весьма многообразны. Их можно классифицировать по различным критериям:
-
по юридической силе финансово-
-
по органам, издающим
а) акты органов представительной власти;
б) акты органов исполнительной власти.
Названные акты в области финансов подразделяются на:
1) Указы Президента Российской Федерации;
2)
финансовые акты, издаваемые органами
общей компетенции (
3)
финансовые акты, издаваемые специальными
финансовыми и кредитными
4)
финансовые акты, издаваемые отраслевыми
министерствами, ведомствами, отделами
и управлениями местных
Отношения, складывающиеся в процессе планового собирания и распределения денежных средств — финансовые отношения, которые обусловлены Необходимостью распределения национального дохода для удовлетворения общественных потребностей. Урегулированность их финансово-правовыми нормами придает им форму финансовых правоотношений.
Следовательно, общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и урегулированные нормами финансового права, представляют собой финансовые правоотношения.
Они имеют ряд особенностей:
1.
Одним из субъектов всегда
является само государство,
2.
Объектом финансовых
3. Права и обязанности субъектов финансовых правоотношений определяются не договором или другой формой соглашения сторон, а непосредственно законом (или подзаконным актом) (см. схему 12).
Схема
8. Предмет финансового права
Схема
9. Финансовое право как отрасль
права
Схема 10. Система финансового права
Схема
11. Юридические формы финансовой
деятельности (виды финансово-правовых
актов)
Схема 12. Финансовые правоотношения
Раздел 3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Финансовый контроль представляет собой один из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Он направлен на проверку расходования государственных средств, своевременности и полноты мобилизации государственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности.
В зависимости от органов, его осуществляющих, он подразделяется на государственный, внутрихозяйственный, аудит. Государственный контроль, в свою очередь, делится на общегосударственный и ведомственный.
Общегосударственный контроль осуществляют Парламент, Правительство, Министерство РФ по налогам и сборам, налоговая полиция, Федеральное казначейство, Министерство финансов РФ, Центральный банк России, правоохранительные органы и др.