Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 17:59, контрольная работа
Финансовая деятельность государства — это осу¬ществление им функций по планомерному образованию (форми¬рованию), распределению и использованию денежных фондов (фи¬нансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономи¬ческого развития, поддержанию обороноспособности и безопас¬ности страны, а также обеспечения финансовыми ресурсами деятельности государственных органов.
Осуществляя финансовую деятельность, государство ставит две взаимосвязанные цели — статическую и динамическую.
Понятие и цели финансовой деятельности государства. Конституционные основы финансовой деятельности……………………...3
Понятие сметно-бюджетного финансирования. Смета и ее содержание………………………………………………………………………6
Правовые основы банковского кредита……………………………………9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..11
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Специальность: 030501 - юриспруденция
Специализация: государственно-правовая
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ
Студентка 4 курса
Группа 5
"___"_________ 2012 г. К.А.Габдульманова
Научный руководитель
К.ю.н., ст.преп.
"___"_________ 2012 г. И.Л.Чулюкин
ОГЛАВЛЕНИЕ
Понятие и цели финансовой деятельности государства. Конституционные основы финансовой деятельности……………………...3
Понятие сметно-бюджетного
финансирования. Смета и ее содержание……………………………………………………
Правовые основы
банковского кредита……………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..11
Понятие и цели финансовой деятельности государства. Конституционные основы финансовой деятельности
Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержанию обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовыми ресурсами деятельности государственных органов.
Осуществляя финансовую деятельность, государство ставит две взаимосвязанные цели — статическую и динамическую. Статическая цель подразумевает определенную «консервацию» финансового состояния государства, сохранение уже достигнутого уровня стабильности и равновесия в доходах и расходах централизованных денежных средств, межбюджетных отношениях, валютном регулировании и т. п. Динамическая же цель направлена на непрерывный процесс правового совершенствования, реформирования и развития финансовых отношений.
Названные цели формируют своеобразные программу-минимум и программу-максимум финансовой деятельности государства. Основной же целью Российской Федерации как социального государства является финансовое покрытие затрат на осуществление социально заказанных программ. Необходимо обратить внимание, что указанная цель предполагает реализацию ближайших (промежуточных) целей этой деятельности: сбор государством запланированных денежных средств в бюджетные фонды и запланированное использование денежных средств для решения государственных задач.
Финансовая деятельность государства основывается на принципах, основных положениях, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Важнейшими из них являются: законность, гласность, плановость, федерализм (сочетание централизма с самостоятельностью субъектов Российской Федерации и местного самоуправления).
Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных правовых актов о порядке формирования, распределение и использование денежных средств может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия. В настоящий период идет кардинальное обновление финансового права, приведение норм финансового законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ и другими федеральными законами; существенному изменению подлежит налоговое законодательство.
Принцип гласности при
осуществлении финансовой деятельности
проявляется в процедуре
Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства и местного самоуправления базируется на целой системе финансово-плановых актов, структура, порядок составления, утверждения, исполнения которых закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах.
Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования.
Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета доходов и расходов.
Принцип федерализма в финансовой деятельности государства проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Процесс дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федерации в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие правомочия Российской Федерации - центра управления финансами страны.
Понятие сметно-бюджетного финансирования. Смета и ее содержание
Сметно-бюджетное финансирование – это порядок выделения средств бюджетным учреждениям на основе смет из бюджетной системы для осуществления расходов, связанных с их основной деятельностью и развитием. На сметно-бюджетное финансирование распространяются общие принципы финансирования: безвозвратности и безвозмездности отпуска денежных средств, их, целевого и эффективного использования, соблюдения финансовой дисциплины, осуществления финансирования по мере выполнения работ, услуг и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.
Бюджетные учреждения получают средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых документов, называемых сметами. Таким путем финансируется почти вся непроизводственная сфера общества, которая в противоположность предпринимательству именуется бюджетной сферой, а учреждения и организации, действующие в ней — бюджетными учреждениями.
В бюджетную сферу входят социально-культурные мероприятия и учреждения, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, национальная оборона, правоохранительная деятельность и органы безопасности, судебная система и органы прокуратуры Российской Федерации, содержание представительных и исполнительных органов власти государства.
Согласно ст.70 БК РФ в перечень расходов бюджетных учреждений входят:
- оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами;
- перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
- трансферты населению — бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, установленных Российским законодательством (ст. 75 БК РФ);
- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- оплата товаров, работ и услуг по заключенным контрактам.
Каждое бюджетное учреждение имеет свою смету, которая устанавливает объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделенных из бюджета.
В настоящее время в соответствии с Бюджетным кодексом РФ для каждого бюджетного учреждения установлена смета расходов по бюджетам всех уровней, по собственным доходам составляется другая смета. Смета расходов составляется на основе экономической классификации Российской Федерации расходов бюджетов, которая содержит предметно-целевые статьи и виды расходов. Рассмотрим содержание данной классификации. Она подразделяется на две группы расходов: текущие расходы и капитальные, каждая из которых содержит 50 наименований со своими кодами. Текущие расходы включают 21 предметно-целевую статью с конкретными видами расходов или без таковых. Так, ст. 110 100 «Оплата труда государственных служащих» подразделяется на следующие виды расходов: основной оклад гражданских служащих (110101), надбавки к заработной плате гражданских служащих (110102), дополнительная оплата гражданских служащих (110103), а ст. 110600 «Оплата услуг по связи» отдельных видов расходов не содержит.
В группе «Капитальные расходы» (ст. 200000) наиболее сложными являются предметно-целевые статьи «Капитальное строительство» — 240200 и «Капитальный ремонт» — 240300, содержащие по пять видов расходов.
В каждом бюджетном учреждении составляется смета расходов, соответствующая своему уровню бюджета. В каждом уровне бюджета сметы расходов учреждений имеют одинаковое количестве предметно-целевых статей. Например, смета расходов федерального бюджета на 1999 г. для каждого учреждения содержит все предметно-целевые статьи по текущим расходам и только отдельные статьи в пределах десяти по капитальным расходам.
Смета действует в течение финансового года, с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. в срок, предусмотренный законом о федеральном бюджете РФ. После утверждения бюджета в смету могут вноситься необходимые поправки. В нынешних сложных условиях рынка при острой нехватке бюджетных средств исполнение сметы вызывает большие трудности. Руководители бюджетных учреждений, т.е. распорядители бюджетных средств, вынуждены сокращать или не производить совсем некоторые расходы по смете, особенно текущие.
Сметы утверждаются главными распорядителями бюджетных средств, т.е. руководителями вышестоящих органов.
Правовые основы банковского кредита
Согласно ст. 819
ГК РФ по кредитному договору банк или
иная кредитная организация (кредитор) обязуются
предоставить денежные средства (кредит)
заемщику в размере и на условиях, предусмотренных
договором, а заемщик обязуется возвратить
полученную денежную сумму и уплатить
проценты на нее. Кредитный договор должен
быть заключен в письменной форме. Несоблюдение
письменной формы влечет недействительность
кредитного договора. Коммерческие банки
предоставляют своим клиентам разнообразные
виды кредитов, которые можно классифицировать
по различным признакам, прежде всего
по основным группам заемщиков: кредит
хозяйству, населению, государству.
По назначению (направлению) различают
кредиты: потребительский, промышленный,
сельскохозяйственный, инвестиционный,
бюджетный.
В зависимости от сферы функционирования
банковские кредиты могут быть двух видов:
ссуды, участвующие в расширенном воспроизводстве
основных фондов, и кредиты, участвующие
в организации оборотных фондов.
По срокам пользования кредиты бывают:
краткосрочные (до 1 года), долгосрочные
(свыше 1 года).
По размерам различают кредиты крупные,
средние, мелкие.
По обеспечению - необеспеченные (бланковые)
кредиты и обеспеченные, которые по характеру
обеспечения делятся на залоговые, гарантированные
и застрахованные.
По способу выдачи банковские ссуды можно
разграничить на ссуды компенсационные
и платежные.
По методу погашения различают банковские
ссуды, погашаемые в рассрочку (частями,
долями), и ссуды, погашаемые единовременно
(на одну определенную дату).
Банковское кредитование предприятий
осуществляется при строгом соблюдении
принципов кредитования. Последние представляют
собой основу, главный элемент системы
кредитования, поскольку отражают сущность
и содержание кредита, а также требование
объективных экономических законов, в
том числе и в области кредитных отношений.
К принципам кредитования относятся:
возвратность, срочность, целенаправленность,
платность, обеспеченность.
Реализация принципа возвратности банковского
кредита означает, что денежные средства,
полученные в виде ссуды, служат для заемщика
лишь временным источником финансовых
ресурсов и должны быть возвращены банку
или иной кредитной организации.
Срочность кредитования представляет
собой необходимую форму достижения возвратности
кредита. Принцип срочности означает,
что кредит должен быть не просто возвращен,
а возвращен в строго определенный срок,
т.е. в нем находит конкретное выражение
фактор времени.
Банковский кредит выдается на строго
определенные цели, использование ссуды
не по целевому назначению нарушает принцип
целенаправленности банковского кредита
и влечет за собой применение соответствующих
санкций.
Осуществление принципа платности банковского
кредитования основывается на возмездном
характере услуг, оказываемых банками
при предоставлении кредита.
Принцип обеспеченности кредита. С принятием
закона "О банках и банковской деятельности"
коммерческие банки получили возможность
выдавать своим клиентам кредиты под различные
формы его обеспечения. Важнейшие виды
кредитного обеспечения, широко практикуемого
за рубежом и взятыми нашими банками, -
залог, гарантии, поручительства, страхование
кредитного риска, переуступка (цессия)
в пользу банка требований и счетов заемщика
третьему лицу. Отношения залога регулируются
Законом РФ от 29 мая 1992 г. "О залоге".
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебная литература
Нормативно-правовые акты