Финансы корпорации и управление ими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 20:44, доклад

Краткое описание

Финансы – система экономических отношений по поводу мобилизации, распределения и рационального использования денежных ресурсов.
Различают централизованные и децентрализованные денежные фонды. Централизованные финансы аккумулируются государственными органами.

Вложенные файлы: 1 файл

укф.docx

— 18.26 Кб (Скачать файл)

Финансы корпорации и управление ими

Финансы – система экономических  отношений по поводу мобилизации, распределения  и рационального использования  денежных ресурсов.

Различают централизованные и децентрализованные денежные фонды. Централизованные финансы  аккумулируются государственными органами. В законодательном порядке регулируется их размер, способ образования, распределение, использование. Главную нагрузку относительно централизованных денежных фондов несет  на себе налоговое законодательство.

Децентрализованные финансы –  денежные фонды, находящиеся на расчетных  счетах предприятий. Именно они и  могут быть объектом корпоративного регулирования.

Управление финансами предприятия  осуществляется на основе принципа самостоятельности  в распоряжении ими. Государство, выполняя функцию «дирижера» в общественном организме, издает ряд законодательных  актов, направленных на единообразное  решение финансовых вопросов, являющихся общими для всех предприятий и  затрагивающих общественные интересы (например, уплата налогов, бухгалтерский  учет, финансовая отчетность и др.). Все остальное, касающееся финансов, – прерогатива корпорации.

Право распоряжаться оставшимися  после расчетов с государством денежными  фондами является у коллектива абсолютным. Как использовать заработанные финансовые средства (создание фондов, определение  направлений их расходования и др.), предприятие решает самостоятельно. Однако эти вопросы настолько  важны для предприятия в целом, равно как и для каждого  работника, что не вызывает сомнений необходимость облечения их в  форму корпоративных нормативных  актов.

Осуществляется управление финансами  корпорации на основе специально создаваемых для этой цели правил, которые составляют финансовый менеджмент.

Финансовый менеджмент – совокупность правил, регулирующих управление финансовыми  ресурсами корпорации и направленных на наиболее эффективное их использование.

Далеко не все из этих правил фиксируются  в корпоративных актах. Многие своим  источником имеют корпоративные  обычаи, обыкновения и даже корпоративные  прецеденты.

Цели управления финансами. Любую  корпорацию – от маленького магазинчика  до гиганта автомобильной промышленности ВАЗа – заботит вопрос о том, где взять деньги и как их лучше использовать. Эта сфера называется управление финансами и отличается особой сложностью.

Одновременно приходится искать и  привлекать множество источников финансирования, в качестве которых могут выступать:

—    собственные средства;

—    банковская ссуда;

—    кредит поставщиков (их товарные запасы);

—    индивидуальные соглашения с потребителями;

—    частные инвесторы (ангелы-хранители);

—    венчурные («рисковые») капиталисты;

—  инвестиционные компании (они  должны иметь на это лицензию);

—  крупные корпорации, которые  осуществляют вливания в мелкие предприятия (они, как правило, хотят получить доступ к новым технологиям либо купить эту фирму);

—    программы федеральных  органов власти, а также органов  власти субъектов Федерации, возможно, и местных органов власти;

—    продажа акций на открытом рынке (но здесь существуют трудности, связанные со спросом на акции  и расходы на эмиссию, а также  на размещение акций).

Основная цель бизнеса состоит  в приращении стоимости предприятия, а значит, и в увеличении богатства  предпринимателя. Однако сделать это  непросто. Тут необходимо найти баланс между доходами и расходами. У  большинства корпораций есть множество  потенциальных статей расходов, а  финансы ограничены. Вот здесь-то и необходим четко выверенный финансовый план предприятия.

Финансовое планирование. Оно осуществляется наряду с общим планированием  предпринимательской деятельности, которую ведут корпорации.

Финансовый план должен быть важнейшим  элементом бизнес-плана корпорации.

Основная задача финансового планирования сводится к обеспечению нормального  процесса воспроизводства необходимыми источниками финансирования.

Вторая задача – соблюдение интересов  акционеров и других инвесторов.

Третья задача – гарантировать  выполнение обязательств предприятия перед бюджетом, банками и кредиторами.

Четвертая задача – выявить резервы  и мобилизовать ресурсы в целях  эффективного использования и других доходов.

Пятая задача – осуществлять контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью предприятия.

Планирование финансов финансовый менеджер производит посредством управления балансом доходов и расходов, планом поступления финансовых ресурсов за счет различных источников, а также  через регулирование использования  средств.

Стратегический финансовый план определяет важнейшие показатели, пропорции  и темпы расширенного воспроизводства. Он является главной формой реализации целевых установок, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. И, конечно, составляет коммерческую тайну корпорации.

Текущие финансовым планы разрабатываются  на основе перспективных путем их конкретизации и детализации. С этой целью обычно пользуются сметами образования и расходования фондов денежных средств. Эти документы необходимы для контроля за ходом финансирования важнейших мероприятий, для выбора оптимальных источников пополнения фондов и структуры вложений собственных ресурсов.

В процессе финансового планирования производится конкретная увязка каждого  вида вложений или отчислений и источника  финансирования. Для этого составляется проверочная (шахматная) таблица к  финансовому плану. В ней по вертикали  приводятся направления использования  финансовых ресурсов и приравненных к ним средств, а по горизонтали  – источники финансирования, т.е. финансовые ресурсы и приравненные к ним средства. Такая таблица  позволяет выявить целевой характер использования финансовых ресурсов, сбалансировать доходы и расходы  по статьям. Определить резервы формирования фондов денежных средств.

Оперативное финансовое планирование заключается в составлении платежного календаря. Это финансовый документ, в котором подробно отражается оперативный  денежный оборот корпорации. Поскольку весь оборот проходит через расчетный, текущий, валютный, ссудные и другие счета предприятия в банке, то в платежном календаре представлено движение денежных средств по их поступлению и расходованию. Источником информации служат выписки о состоянии расчетного счета, представляемые банками.

Платежный финансовый план конкретизирует и детализирует текущий финансовый план, уточняет его показатели, позволяет  использовать все имеющиеся резервы  повышения эффективности использования  финансовых ресурсов корпорации, дает полное представление о состоянии  платежей и расчетов в анализируемом  периоде.

При составлении платежного календаря  служба финансового менеджера тесно  взаимодействует с бухгалтерской  службой. Бухгалтерия обеспечивает сбор информации об операциях по счетам корпорации, состоянии дебиторской  и кредиторской задолженности, срочных  и проверочных ссудах, об уплате налогов, расчетах с контрагентами. Квартальные платежные календари  сопоставляются, и на основе этого  выявляются тенденции и проблемы в деятельности корпорации. Результаты анализа используются при разработке очередного текущего плана.

О бюджете предприятия. Целевое  и эффективное использование  финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых планов и отчетных смет образования и расходования денежных фондов. В мировой практике широкое распространение получил  бюджет предприятий. Бюджет позволяет  осуществить функцию планирования. Основной смысл составления бюджетов заключается в том, что каждое подразделение предприятия сопоставляет объем ресурсов с потребностями  обслуживания производства и реализации товаров, предложения каждого подразделения  рассматриваются вышестоящей структурой управления, консолидируются и корректируются в соответствии с общими целями и  возможностями.

Управление оборотным капиталом  корпорации. Хотя приращение денег  очень важно для бизнеса, эффективное  распоряжение ими – задача еще  более ответственная. Поэтому значительное внимание финансового менеджера (финансового  отдела) сосредоточено на управлении оборотным капиталом корпорации. Главное здесь – суметь синхронизировать объемы притока и оттока средств.

А. Управление наличностью и ценными  бумагами.

Главная задача работников, отвечающих за управление финансами, состоит в  том, чтобы «заставить» эту наличность приносить доход и в то же время  сделать так, чтобы в любой  момент, если потребуется, можно было ее изъять. Несколько видов краткосрочных  инвестиций отвечает этим целям: а) государственные  казначейские обязательства (ГКО); б) депозитные сертификаты;

 в) жилищные сертификаты;  г) коммерческие векселя, выпускаемые  предприятиями.

Подбирая в инвестиционный портфель различные легко реализуемые  ценные бумаги, можно найти компромисс между надежностью, ликвидностью и  максимальной нормой прибыли.

Б. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью.

Приходится зорко следить за деньгами, которые фирме должны клиенты. Отслеживание этого процесса позволяет  принять решение, например, по таким  вопросам: кому из партнеров по бизнесу  можно давать в кредит, а кому нельзя; сколько времени давать клиентам на оплату счетов (день, несколько дней, месяц и т.п.) и давать ли вообще.

Но и за счетами, которые должна оплачивать корпорация, надо следить  не менее внимательно, поскольку  с ненадежным партнером в будущем  вряд ли кто будет работать. Здесь  цель обычно заключается в том, чтобы  отсрочить выплату до самого последнего момента, поскольку счета кредиторов по сути представляют беспроцентные ссуды от поставщиков.

В. Управление товарно-материальными  запасами.

Всем известно, что запасы, хранящиеся на полках, это капитал, который не приносит прибыли. Более того, корпорация зачастую несет немалые издержки еще и по содержанию такого капитала: его хранению, сортировке, страховке, выплате налогов. К тому же всегда есть риск, что запасы устареют прежде, чем их можно будет превратить в готовый товар и продать.

Задача корпорации – точно рассчитать, какой запас товарных ценностей  необходимо иметь, чтобы выполнять  заказы своевременно и при минимуме издержек.

Если цель деятельности предпринимательской  корпорации состоит в получении  прибыли, то ее прогнозирование, подсчет, увеличение или уменьшение становятся особенно важными и интересуют всех без исключения участников корпорации, а также кредиторов и иных субъектов, так или иначе связанных с  ее деятельностью. Ответственными же за управление финансами корпорации являются финансовые менеджеры – специалисты  в области финансов, которым поручается ведение того или иного участка  работы по данному направлению.


Информация о работе Финансы корпорации и управление ими