Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 20:44, доклад
Финансы – система экономических отношений по поводу мобилизации, распределения и рационального использования денежных ресурсов.
Различают централизованные и децентрализованные денежные фонды. Централизованные финансы аккумулируются государственными органами.
Финансы корпорации и управление ими
Финансы – система экономических отношений по поводу мобилизации, распределения и рационального использования денежных ресурсов.
Различают централизованные и децентрализованные
денежные фонды. Централизованные финансы
аккумулируются государственными органами.
В законодательном порядке
Децентрализованные финансы – денежные фонды, находящиеся на расчетных счетах предприятий. Именно они и могут быть объектом корпоративного регулирования.
Управление финансами
Право распоряжаться оставшимися
после расчетов с государством денежными
фондами является у коллектива абсолютным.
Как использовать заработанные финансовые
средства (создание фондов, определение
направлений их расходования и др.),
предприятие решает самостоятельно.
Однако эти вопросы настолько
важны для предприятия в целом,
равно как и для каждого
работника, что не вызывает сомнений
необходимость облечения их в
форму корпоративных
Осуществляется управление финансами корпорации на основе специально создаваемых для этой цели правил, которые составляют финансовый менеджмент.
Финансовый менеджмент – совокупность правил, регулирующих управление финансовыми ресурсами корпорации и направленных на наиболее эффективное их использование.
Далеко не все из этих правил фиксируются в корпоративных актах. Многие своим источником имеют корпоративные обычаи, обыкновения и даже корпоративные прецеденты.
Цели управления финансами. Любую
корпорацию – от маленького магазинчика
до гиганта автомобильной
Одновременно приходится искать и привлекать множество источников финансирования, в качестве которых могут выступать:
— собственные средства;
— банковская ссуда;
— кредит поставщиков (их товарные запасы);
— индивидуальные соглашения с потребителями;
— частные инвесторы (ангелы-хранители);
— венчурные («рисковые») капиталисты;
— инвестиционные компании (они должны иметь на это лицензию);
— крупные корпорации, которые осуществляют вливания в мелкие предприятия (они, как правило, хотят получить доступ к новым технологиям либо купить эту фирму);
— программы федеральных органов власти, а также органов власти субъектов Федерации, возможно, и местных органов власти;
— продажа акций на открытом рынке (но здесь существуют трудности, связанные со спросом на акции и расходы на эмиссию, а также на размещение акций).
Основная цель бизнеса состоит в приращении стоимости предприятия, а значит, и в увеличении богатства предпринимателя. Однако сделать это непросто. Тут необходимо найти баланс между доходами и расходами. У большинства корпораций есть множество потенциальных статей расходов, а финансы ограничены. Вот здесь-то и необходим четко выверенный финансовый план предприятия.
Финансовое планирование. Оно осуществляется
наряду с общим планированием
предпринимательской
Финансовый план должен быть важнейшим
элементом бизнес-плана
Основная задача финансового планирования сводится к обеспечению нормального процесса воспроизводства необходимыми источниками финансирования.
Вторая задача – соблюдение интересов акционеров и других инвесторов.
Третья задача – гарантировать выполнение обязательств предприятия перед бюджетом, банками и кредиторами.
Четвертая задача – выявить резервы и мобилизовать ресурсы в целях эффективного использования и других доходов.
Пятая задача – осуществлять контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью предприятия.
Планирование финансов финансовый
менеджер производит посредством управления
балансом доходов и расходов, планом
поступления финансовых ресурсов за
счет различных источников, а также
через регулирование
Стратегический финансовый план определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Он является главной формой реализации целевых установок, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. И, конечно, составляет коммерческую тайну корпорации.
Текущие финансовым планы разрабатываются на основе перспективных путем их конкретизации и детализации. С этой целью обычно пользуются сметами образования и расходования фондов денежных средств. Эти документы необходимы для контроля за ходом финансирования важнейших мероприятий, для выбора оптимальных источников пополнения фондов и структуры вложений собственных ресурсов.
В процессе финансового планирования
производится конкретная увязка каждого
вида вложений или отчислений и источника
финансирования. Для этого составляется
проверочная (шахматная) таблица к
финансовому плану. В ней по вертикали
приводятся направления использования
финансовых ресурсов и приравненных
к ним средств, а по горизонтали
– источники финансирования, т.е.
финансовые ресурсы и приравненные
к ним средства. Такая таблица
позволяет выявить целевой
Оперативное финансовое планирование
заключается в составлении
Платежный финансовый план конкретизирует
и детализирует текущий финансовый
план, уточняет его показатели, позволяет
использовать все имеющиеся резервы
повышения эффективности
При составлении платежного календаря
служба финансового менеджера тесно
взаимодействует с
О бюджете предприятия. Целевое
и эффективное использование
финансовых ресурсов контролируется на
основе составляемых планов и отчетных
смет образования и расходования
денежных фондов. В мировой практике
широкое распространение
Управление оборотным
А. Управление наличностью и ценными бумагами.
Главная задача работников, отвечающих
за управление финансами, состоит в
том, чтобы «заставить» эту
в) жилищные сертификаты;
г) коммерческие векселя,
Подбирая в инвестиционный портфель различные легко реализуемые ценные бумаги, можно найти компромисс между надежностью, ликвидностью и максимальной нормой прибыли.
Б. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью.
Приходится зорко следить за деньгами, которые фирме должны клиенты. Отслеживание этого процесса позволяет принять решение, например, по таким вопросам: кому из партнеров по бизнесу можно давать в кредит, а кому нельзя; сколько времени давать клиентам на оплату счетов (день, несколько дней, месяц и т.п.) и давать ли вообще.
Но и за счетами, которые должна оплачивать корпорация, надо следить не менее внимательно, поскольку с ненадежным партнером в будущем вряд ли кто будет работать. Здесь цель обычно заключается в том, чтобы отсрочить выплату до самого последнего момента, поскольку счета кредиторов по сути представляют беспроцентные ссуды от поставщиков.
В. Управление товарно-материальными запасами.
Всем известно, что запасы, хранящиеся на полках, это капитал, который не приносит прибыли. Более того, корпорация зачастую несет немалые издержки еще и по содержанию такого капитала: его хранению, сортировке, страховке, выплате налогов. К тому же всегда есть риск, что запасы устареют прежде, чем их можно будет превратить в готовый товар и продать.
Задача корпорации – точно рассчитать, какой запас товарных ценностей необходимо иметь, чтобы выполнять заказы своевременно и при минимуме издержек.
Если цель деятельности предпринимательской корпорации состоит в получении прибыли, то ее прогнозирование, подсчет, увеличение или уменьшение становятся особенно важными и интересуют всех без исключения участников корпорации, а также кредиторов и иных субъектов, так или иначе связанных с ее деятельностью. Ответственными же за управление финансами корпорации являются финансовые менеджеры – специалисты в области финансов, которым поручается ведение того или иного участка работы по данному направлению.