Аудит как форма негосударственного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 22:35, реферат

Краткое описание

Аудит как практика представляет собой вид предпринимательской деятельности, играющий важную роль в рыночной экономике. Независимая аудиторская деятельность является главной формой внешнего финансового контроля в развитых странах.
Цель данной работы – охарактеризовать аудит как форму негосударственного финансового контроля.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и задачи финансового контроля 4
2. Сущность аудиторского финансового контроля 6
2.1 Исторический аспект появления и развития аудита как финансового контроля 6
2.2 Аудит как независимый вид финансового контроля 9
3. Проблемы и перспективы российского аудита 14
Заключение 17
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Audit_kak_forma_negosudarstvennogo_kontrolya_93402.docx

— 39.54 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение

 

Аудит как вид профессиональной деятельности появился в России недавно - около пятнадцати лет назад. Законодательное закрепление частной собственности и создание хозяйственных обществ, уставный капитал которых формировался из вкладов негосударственных организаций или физических лиц, вызвали необходимость разработки системы финансового контроля за хозяйственной деятельностью таких обществ.

За период, прошедший со времени появления первых упоминаний об аудите в тогда еще советском законодательстве, изменилось очень многое. Аудит прошел три этапа развития - от подтверждающего аудита до аудита, базирующегося на риске.

Аудиторская деятельность в России на сегодняшний день достаточно подробно регламентирована. Фактически сформировался рынок аудиторских услуг. Весьма заметное место на этом рынке занимают сегодня отечественные фирмы, крупнейшие из которых имеют весьма устойчивое положение и заслуженный авторитет.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что стремительные темпы развития рыночной экономики в России определяют все большее развитие аудита, так как рынку необходим строгий финансовый контроль, о чем говорит опыт стран с развитой рыночной экономикой.

Аудит как практика представляет собой вид предпринимательской деятельности, играющий важную роль в рыночной экономике. Независимая аудиторская деятельность является главной формой внешнего финансового контроля в развитых странах.

  1. Цель данной работы – охарактеризовать аудит как форму негосударственного финансового контроля. 
    Понятие и задачи финансового контроля

 

 

В широком смысле контроль - это процесс, обеспечивающий функционирование объекта в соответствии с принятым управленческим решением, направленным на успешное достижение поставленных целей.

В финансовой литературе, посвященной вопросам финансового контроля, нет единого общепринятого определения понятия «финансовый контроль». Обычно под финансовым контролем понимают контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. [6, c. 41]

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

б) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

г) выявлении внутренних резервов производства;

д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Система финансового контроля делится на государственный финансовый контроль, общественный контроль РФ и аудит (независимый контроль).

Государственный финансовый контроль делится на общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный контроль охватывает все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности или ведомственной подчиненности, ведется как в масштабе РФ, так и в ее субъектах РФ и осуществляет его счетная палата, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, ЦБ и т.д.

К основным задачам финансового контроля относятся:

1. контроль за образованием и  использованием государственных  средств в РФ;

2. контроль за деятельностью  органов исполнительной власти  на которую возложено проведение  денежной, валютной, кредитной и  налоговой политики.

Общественный контроль реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам. В организации общественного контроля большую роль играют СМИ, выражающие интересы различных общественных организации, партий и других структур.

Наряду с указанными видами финансового контроля в России используется такая форма финансового контроля, как аудиторский финансовый контроль.

Понятие «аудит» значительно шире таких понятий, как «ревизия» и «контроль». Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности в целях рационализации расходов и увеличения прибыли.

 

  1. Сущность аудиторского финансового контроля

 

2.1 Исторический аспект появления и развития аудита как финансового контроля

 

В России начала 18 – конца 19 века аудиторами назывались юристы и только военные. Звание аудитора было введено Петром 1, который в воинском уставе 1716 года и в табели о рангах к воинским чинам причислил и аудитора. Звание это Петр 1 заимствовал в Польше, где аудитор означал судью, затем лицо, участвующее в судебном слушании, наконец, следователя. В 1797 году аудиторы были переименованы в статские чины. 

Позднее в России было предпринято три попытки  создания независимого финансового контроля:

  • в 1891 г. был создан Институт присяжных бухгалтеров;

  • в 1909 г. был образован Институт бухгалтеров;

  • в 1928 г. был учрежден Институт государственных бухгалтеров – экспертов.

Все эти попытки потерпели крах. Одной из причин  этого явилось отсутствие нормативно-правовых актов. С переходом России к рыночным отношениям возникли предпосылки для развития аудита (негосударственного, т. е. независимого контроля). Аудит в России развивался поэтапно.

Первый  этап был ознаменован появлением в 1987 г. фирмы «Инаудит», образованной в соответствии со специальным постановлением Совета Министров СССР. Фирма «Инаудит» являлась юридическим лицом и оказывала аудиторские и консультационные услуги действовавшим в СССР и за границей совместным предприятиям. «Инаудиту» были предоставлены широкие права, в том числе: [2, c. 253]     

• ревизии и проверки финансово-хозяйственной  деятельности совместных предприятий и организаций;     

• проверки бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет и других документов, наличия денежных сумм и ценных бумаг, наличия и правильности расходования материальных ценностей;     

• получения от учреждений Госбанка СССР и других кредитных учреждений необходимых сведений, справок, копий документов, связанных с операциями соответствующих организаций и предприятий, о состоянии счетов и оборотов по ним;     

• получения от предприятий и организаций  отчетной и иной документации в согласованных объемах;     

• публикации в СССР и за границей своего устава, баланса, счета прибылей и убытков, а также рекламных материалов.

Несмотря  на то, что фирма имела более  высокую организационно-правовую форму  по сравнению с хозрасчетными  ревизионными группами, она была создана  на базе государственного контрольного органа, а ее учредителями были союзные министерства. Сохранить «Инаудит» как единую структуру не удалось, и она распалась на несколько самостоятельных аудиторских фирм.

Второй  этап становления аудита начался с попытки принятия законодательного акта об аудиторской деятельности в СССР в связи с появлением в стране множества коммерческих организаций, в том числе аудиторских фирм.

В их учредительных документах предусматривалось проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности в целях подтверждения достоверности и реальности их финансовой отчетности; предоставление консультаций по различным вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности, включая бухгалтерский учет, налогообложение, управление финансовой деятельностью и т.п.

В январе 1990 г. в СССР появилось СП «Эрнест энд Янг Внешаудит», проводившее аудиторские проверки на совместных предприятиях по их просьбе независимо от их расположения или принадлежности. Кроме того, наряду с появлением крупных фирм формируются общественные ассоциации бухгалтеров и аудиторов. И впервые в России начинают подниматься вопросы о нормативной и законодательной базе аудита, о регулировании бухгалтерского учета и аудита, о реорганизации всей системы финансового контроля.

Третий  этап становления аудита в России ознаменован появлением 5 декабря 1991 г. проекта Закона «Об аудиторской деятельности», который пока так и не принят. Но 22 декабря 1993 г. Президент РФ подписал Указ, которым утвердил Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, вступившие в силу с момента опубликования Указа 29 декабря 1993 г.

В соответствии с Временными правилами  все физические лица, занимавшиеся аудиторской деятельностью, обязаны были до 1 октября 1994 г. пройти аттестацию на право осуществления указанной деятельности, а юридические лица (аудиторские фирмы) и физические лица (аудиторы), занимающиеся аудиторской деятельностью самостоятельно, — до 1 января 1995 г. получить соответствующие лицензии.

В целях организации государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации было определено образовать Комиссию по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

Во  Временных правилах дано определение  понятия аудиторской деятельности, указаны сфера аудита, его цели, помимо инициативной проверки введено понятие проверки обязательной. Временные правила регламентируют процедуры лицензирования и аттестации на получение права заниматься аудиторской деятельностью, порядок аннулирования лицензий, устанавливают санкции для аудиторов и аудиторских фирм, допускающих ошибки, просчеты и небрежность в работе.

В разделе о подготовке аудиторского заключения сказано, что оно должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. Таким образом, Временные правила, утвержденные Указом Президента, подвели юридическую правовую основу под деятельность аудиторов, как бы легализовали их профессиональную подготовку. До этого работа аудиторских фирм осуществлялась лишь на основе стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудита зарубежных стран, т.е. правил ведения финансового учета и составления отчетности в целях отражения эффективности финансовых решений, принятых за отчетный период компанией, которые показывают ее положение на рынке. [7, c. 342]   

В настоящее время в России создано  более 6 тыс. аудиторских фирм, в числе  наиболее крупных – «Юникон», «Росэкспертиза», «Руфаудит» и др.

Правовые  основы регулирования «аудиторской деятельности в Российской Федерации определены в Федеральном законе  от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

 

2.2 Аудит как независимый вид финансового контроля

 

Характерные признаки аудита позволяют рассматривать его как один из видов финансового контроля, являющегося неотъемлемой частью предмета финансово-правового регулирования и элемента системы финансового контроля.

Аудит осуществляется преимущественно в качестве последующего контроля, так как основан на проверке составленной финансовой отчетности экономического субъекта. Однако в ходе проверки могут быть выявлены факты, свидетельствующие как о нарушении порядка ведения бухгалтерского учета в период проверки, так и о вероятности такого нарушения в будущем, что позволяет сделать вывод о возможности предварительного и текущего аудиторского контроля.

При регулировании аудиторского контроля сочетаются частноправовое и публично-правовое начала, что требует установления особого правового режима и регулирования, отличного от регулирования иных видов предпринимательской деятельности, с некоторыми особенностями и ограничениями, направленными па обеспечение публичных интересов.

Аудит обусловлен публичным характером и наличием ярко выраженной государственной (публичной) заинтересованности в его существовании.

Сущность государственного контроля за осуществлением аудиторской деятельности, специфический круг субъектов, подлежащих обязательному аудиту, характер взаимоотношений между участниками аудиторского правоотношения при обязательном аудите, наличие института ответственности уклоняющихся от проведения обязательного аудита экономических субъектов и уголовной ответственности аудиторов свидетельствуют о публично-правовом статусе аудиторов.

Определение аудиторской деятельности, аудита закреплено в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. в 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона об аудите аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. [1]

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (п. 2 ст. 1).

Под предметом аудита следует понимать непосредственно систему финансового и бухгалтерского учета организации, систему учета доходов и расходов аудируемого лица. Предметом аудита является одна из основных функций управления, один из видов общественно необходимой деятельности по обеспечению пользователей достоверной информацией бухгалтерской отчетности аудируемого лица для принятия решений пользователями этой отчетности, т.е. обеспечивается обратная связь между экономическими субъектами и пользователями.

Информация о работе Аудит как форма негосударственного контроля