Образование дебиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:28, реферат

Краткое описание

Дебиторская задолженность. Предприятиям часто приходится продавать свои товары в кредит и соглашаться на отсрочку платежей. При этом продукция отправляется покупателю, запасы сокращаются, а дебиторская задолженность увеличивается. Затем, когда будет произведена оплата товара, предприятие получит денежные средства и дебиторская задолженность сократится. Поддержание дебиторской задолженности требует затрат, но предоставление кредита приносит выгоду в виде увеличения объема реа-лизации.

Вложенные файлы: 1 файл

фин мене.docx

— 58.65 Кб (Скачать файл)

 

Дебиторская задолженность. Предприятиям часто приходится продавать свои товары в кредит и соглашаться на отсрочку платежей. При этом продукция отправляется покупателю, запасы сокращаются, а дебиторская задолженность увеличивается. Затем, когда будет произведена оплата товара, предприятие получит денежные средства и дебиторская задолженность сократится. Поддержание дебиторской задолженности требует затрат, но предоставление кредита приносит выгоду в виде увеличения объема реа-лизации. 
Образование дебиторской задолженности. 
Сумма средств, находящихся в данный момент на счетах дебиторов, определяется двумя факторами: 1) объемом реализации в кредит; 2) средним промежутком времени между реализацией товара и получением выручки. 
Контроль состояния дебиторской задолженности. Если оплата товара производится немедленно, прибыль получается реально, если же товар продан в кредит, то прибыль лишь числится в балансе, фактически же ее не существует до того момента, пока оплата не будет произведена. Увеличение объема сделок в кредит, в том числе и с ненадежными клиентами, ведется для того, чтобы в финансовой отчетности отразился более выгодный уровень прибыли. Это может временно повысить рыночную цену акции, но только до тех пор, пока такие действия не приведут к снижению реальной прибыли. Поэтому состояние дебиторской задолженности требует контроля по рассматриваемым ниже параметрам.

Распределение дебиторской задолженности по срокам возникновения представляет собой группировку счетов к получению по срокам их возникновения. Они могут подразделяться по периодам: 0-10 дней, 11-30 дней, 31-60 дней, свыше 60 дней. Классификация составляется не на основе агрегированных данных финансовой отчетности, а с использованием подробной информации текущего учета дебиторов. 
Оценка дебиторской задолженности с позиции платежной дисциплины. Анализ дебиторской задолженности начинают с оценки состояния и динамики ее оборачиваемости, поскольку любое замедление в оплате ведет к увеличению затрат, связанных с дебиторской задолженностью. Кроме того, замедление оплаты служит сигналом об ухудшении качества дебиторской задолженности, об увеличении доли «сомнительных» долгов, вероятность возврата которых невелика. Но изменения объема реализации, сезонные колебания затрудняют анализ дебиторской задолженности, так как она изменяется, даже если платежное поведение клиентов осталось прежним. Для преодоления этих затруднений был разработан подход с позиции платежной дисциплины, который помогает выявить и оценить изменения платежного поведения клиентов вне зависимости от изменения объема реализации. Этот подход нацелен на выявление изменений платежного поведения клиентов. Наиболее прос-тым и действенным инструментом, который может быть использован для этого, является составление помесячной ведомости непогашенных остатков.

 

 

Управление  запасами – это одна из сфер финансового менеджмента, цель его состоит в том, чтобы довести общую сумму затрат, свя–занных с запасами, до оптимального уровня при условии выполнения договоров.

Запасы как элемент оборотных  средств делятся на следующие  группы:

 Производственные запасы представляют собой совокупность предметов труда, используемых в производственном процессе. Они участвуют в процессе производства однократно и полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию, выполненные работы и оказанные услуги и(сырьё, материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, инструменты).

, незавершенное производство это и стоимость продукции, находящейся на разных стадиях производственного процесса — от запуска в производство до выпуска готовой продукции, приёмки и включения её в состав товарного выпуска. Незавершенное производство — часть оборотных средств производственных предприятий и объединений. Оно включает стоимость сырья, материалов, топлива, находящихся в процессе обработки или сборки и не являющихся готовой продукцией

готовая продукция.это изделия и полуфабрикаты, являющиеся продуктом производственного процесса организации с полностью законченной обработкой (комплектацией), соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад организации или заказчиком

Уровень запасов неодинаков для различ–ных отраслей. Он зависит от объема и харак–тера производства, объема продаж, состояния товарных рынков, взаимоотношений с постав–щиками и покупателями, сезонности производ–ства, наличия складских помещений, наличия финансовых ресурсов и выбранной политики в данной области.

Есть два подхода в управлении запасами.

1. В условиях инфляции и разрыва  хозяй–ственных связей стало распространенным на–капливание производственных запасов. Такой подход оправдан, так как в условиях неплатежей и низкого уровня межотраслевых связей риск разрыва ликвидности предприятия очень велик. Поэтому необходимо держать определен–ный остаток товарно-материальных запа–сов, предназначенный для экстренных ситуаций (например, таких как резкий рост цен на сырье и материалы). Кроме того, накаплива–ние запасов часто является вынужденной мерой, продиктованной стремлением снизить риск не–поставки (недопоставки) сырья, материалов, не–обходимых в производственном процессе.

2. Этот подход основан на оптимизации  уров–ня запасов. Состоит в использовании рекомендаций зарубежного опыта, в частности, ме–тода определения оптимального уровня запа–сов, основанного на такой их величине, которая, с одной стороны, минимизирует затраты по их поддержанию, а с другой – была бы достаточной для успешной работы предприятий.

Функции запасов, обеспечивающих гибкость системы обслуживания потребителей:

1) накопление продукции с последующим распределением;

2) защита от изменения цен и инфляции;

3) управление затратами путем использования ценовой скидки, зависящей от величины заказа.

Система управления запасами – совокупность правил и показателей, определяющих момент времени и объем закупки продукции для пополнения запасов. Умелое и продуманное управление запасами является одним из условий повышения эффективности торговой деятельности.

Параметры системы  управления запасами:

1) точка заказа – минимальный (контрольный) уровень запасов продукции, при наступлении которого необходимо их пополнение;

2) нормативный уровень запасов – расчетная величина запасов, достигаемая при очередной закупке;

3) объем отдельной закупки;

4) частота совершения закупок – продолжительность интервала между двумя возможными закупками продукции, т. е. периодичность пополнения запасов продукции;

5) пополняемое количество продукции, при котором достигается минимум затрат на хранение запаса при заданных затратах на пополнение и заданных альтернативных затратах инвестированного капитала.

Стадии процесса управления запасами:

1) прогнозирование возможного использования запасов продукции:

– мониторинг фактического использования запасов продукции;

– мониторинг фактических затрат на пополнение запасов продукции;

– мониторинг времени, необходимого для создания запаса путем поставки или производства (время поставки или время производства).

Основные показатели управления запасами:

1) уровень запасов продукции – характеризует обеспеченность предприятия запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса;

2) скорость оборота запасов продукции – отношение объема запасов продукции к объему продукции, реализованной за определенный период;

3) оборот запасов – интервал времени (в днях) между поступлением продукции на склад и отпуском материалов в производство, а также между поступлением продукции в торговое предприятие и ее продажей;

4) норма оборачиваемости запасов – показатель, характеризующий количество продаж продукции за определенный период (обычно за год);

5) коэффициент оборачиваемости запасов – показывает, как часто оборачиваются или продаются запасы при обеспечении текущего объема продаж продукции. Этот коэффициент характеризует эффективность системы закупок, производства и сбыта на предприятии.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМ  КАПИТАЛОМ

Предприятию постоянно необходимо эффективно использовать оборотный  капитал. Для этого им нужно управлять. С одной стороны, необходимо более  рационально использовать имеющиеся  оборотные ресурсы (речь идет прежде всего об оптимизации производственных запасов, сокращении незавершенного производства, совершенствовании производства, совершенствовании форм расчетов и др.). С другой стороны, в настоящее время предприятия имеют возможность выбирать разные варианты списания затрат на себестоимость, определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения и др.

Главная цель управления оборотным  капиталом предприятия – максимизация прибыли на вложенный капитал при обеспечении устойчивой и достаточной платежеспособности предприятия. Предприятие в случае эффективного управления своими и чужими оборотными средствами может добиться рационального экономического положения.

К объектам управления оборотным капиталом относят следующие.

1. Запасы, управление которыми означает определение потребности в них, обеспечивающей бесперебойный процесс производства и реализации.

2. Дебиторскую задолженность, управление которой предполагает:

– определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции;

– анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;

– контроль расчетов с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности и т. д.

3. Денежные средства, управление которыми осуществляется путем прогнозирования денежного потока.

Управление оборотными средствами включает решение следующих задач:

– ведение расчета минимально достаточных средств для авансирования оборотных активов с целью бесперебойной и ритмичной работы предприятия (эта задача решается нормированием оборотных средств);

– разработка учетной политики для оптимизации налогообложения путем: выбора методов амортизации МБП, списания товарно-материальных ценностей, определения выручки от реализации и т. д.;

– осуществление ускорения оборачиваемости оборотных средств на каждой стадии оборота капитала.

Оборотный капитал — это  денежные средства, авансированные в  оборотные производственные фонды  и фонды обращения, обеспечивающие как процесс производства, так  и процесс обращения.

По источникам формирования оборотный капитал подразделяется на собственный и заемный (привлеченный). Собственный оборотный капитал предприятий с развитием предпринимательской деятельности и акционирования играет определяющую роль, так как обеспечивает финансовую устойчивость и оперативную самостоятельность хозяйствующего субъекта. Собственные оборотные средства приватизированных предприятий находятся в полном их распоряжении. Предприятия имеют право их продавать, передавать другим хозяйствующим субъектам, гражданам, сдавать в аренду и т.д.

Заемный капитал, привлекаемый в виде банковских кредитов,займов и других форм, покрывает дополнительную потребность предприятия в средствах. Заемные средства покрывают временную дополнительную потребность предприятия в средствах.

 

Управление оборотным  капиталом.

Под управлением оборотным капиталом понимается:

  1. Формирование и распоряжение оборотными активами (запасы сырья и материалов, незавершенное производства, запасы готовой продукции и товаров, дебиторская задолженность, денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (высоколиквидные ценные бумаги)).
  2. Управление финансированием, необходимое для поддержания общего уровня, величины и структуры оборотных активов. Именно второй аспект, финансирование оборотных активов, связывается с выбором источников финансирования (собственный капитал и заемные средства (долгосрочные и краткосрочные)).

Величина оборотных  активов (и их структуры) связана с двумя аспектами управления оборотным капиталом – с выбором рентабельности оборотного капитала и стратегией управления рисками хозяйственной деятельности. Минимизация (уменьшение) вложений всего оборотного капитала означает возрастание рисков производственных, коммерческих, которые приведут к нарушению оборота капитала.  Минимизация оборотных активов и максимизация краткосрочной задолженности (заемных средств) при данном объеме продаж и прибыли, ведет к повышению рисков обеспеченности оборотного капитала (всех процессов производства и продаж). В данных условиях, снижается или превращаются в отрицательную величину – собственные оборотные средства или чистый оборотный капитал, как источник финансирования. Чистые активы – это величина собственного капитала или собственных средств, которые рассчитываются для акционерных обществ по определенной методике.  Если их величина снижается и достигает определенного минимума, согласно закону об акционерных обществах, уставный капитал АО должен быть уменьшен, или акционерное общество должно быть ликвидировано.

Максимальные  риски





 

 

 

Минимальные риски







 

Принципы стратегии  управления оборотными активами

  1. Выбор соотношения между рентабельностью, рисками и ликвидностью (3 параметра).

Рентабельность изменяется обратно  пропорционально ликвидности, но однонаправленно с уровнем риска.

NB: Управление дебиторской задолженностью связано непросто со снижением ее уровня и повышением рентабельности оборотного капитала, а нахождением ее оптимального уровня. Поскольку абсолютное повышение, рост дебиторской задолженности является важнейшим фактором конкурентоспособности данного предприятия, его продукции на рынке. Величина дебиторской задолженности рассматривается наравне с таким же фактором, как и цена продукции и соотношение цена-качества. Т.е. конкуренцию мы можем выиграть не только за счет цена, но и за счет предоставление товара в долг. Поэтому дебиторская задолженность наравне со складскими запасами относятся к важным факторам снижения конкуренции.

Информация о работе Образование дебиторской задолженности