Особенности организации финансового менеджмента на предприятиях малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 22:15, контрольная работа

Краткое описание

Сектор малого и среднего бизнеса является неотъемлемой частью экономической составляющей развития страны, служит показателем ее стабильности и благосостояния. Развитие предпринимательства обеспечивает население страны новыми рабочими местами и стабильными доходами, существенно расширяет перечень производимых товаров и оказываемых услуг, способствует формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия. Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико.

Содержание

Введение 3
1. Особенности организации финансового менеджмента на предприятиях малого бизнеса 4
Заключение 13
Задача 14
Список использованной литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

финансовый менеджмент.docx

— 73.28 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 3

1. Особенности организации финансового менеджмента на предприятиях малого бизнеса 4

Заключение 13

Задача 14

Список  использованной литературы 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Сектор малого и среднего бизнеса  является неотъемлемой частью экономической составляющей развития страны, служит показателем ее стабильности и благосостояния. Развитие предпринимательства обеспечивает население страны новыми рабочими местами и стабильными доходами, существенно расширяет перечень производимых товаров и оказываемых услуг, способствует формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия. Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии.

Тем самым развитие рыночных отношений обусловило повышение роли финансов предприятий малого и крупного сектора. Состояние финансовых ресурсов предприятия становится фактором, определяющим финансовые результаты его деятельности. Количественные и качественные параметры финансового состояния предприятия определяют его место на рынке и способность функционировать в экономическом пространстве. Все это привело к повышению роли управления финансами в общем процессе управления экономикой.

Эффективный финансовый менеджмент позволяет обеспечивать постоянный рост собственного капитала, существенно  повысить его конкурентную позицию  на товарном и финансовом рынках, обеспечивать стабильное экономическое развитие в стратегической перспективе.

Таким образом, целью данной работы является изучение особенностей финансового менеджмента на предприятиях малого бизнеса.

Основной задачей является формирование правильного подхода  к финансовому управлению предприятием малого бизнеса в условиях современных рыночных отношений.

  1. Особенности организации финансового менеджмента на предприятиях малого бизнеса

 

Между крупным и малым  бизнесом имеются существенные различия. Это порождает проблему серьезного пересмотра основных принципов «большого» финансового менеджмента применительно  к малым предприятиям, — иначе  эти принципы в малом бизнесе  просто не работают.

Малые предприятия в своей работе сталкиваются с различными проблемами и угрозами, как то: возможность  быстрого разорения, ограниченность роста, небольшие рынки, нехватка оборотных  средств, высокая конкуренция.

При управлении финансами на малом  предприятии может возникнуть ряд факторов, способных повлиять на принимаемые решения:

  1. особенности структуры капитала.

Наиважнейшей целью финансового менеджмента малого бизнеса является грамотное управление оборотным капиталом: запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными обязательствами. Это приносит предприятию достаточное количество ликвидных средств и делает его платежеспособным. Необходимость эффективного управления оборотным капиталом диктуется, кроме всего прочего, и затрудненностью доступа на рынки капиталов для малых предприятий: раз средств мало, их тем более, надо использовать так, чтобы каждый рубль приносил максимум экономического эффекта [6, с. 156].

  1. специфичная иерархия рисков.

Успех в мире бизнеса решающим образом  зависит от правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской  деятельности. При этом должны учитываться  вероятности критических ситуаций. Было бы в высшей степени наивным  считать возможной предпринимательскую  деятельность без риска. Для любого бизнеса важным является не избежание  риска вообще, а предвидение и снижение его до минимального уровня. Проблема риска и дохода является одной из ключевых концепций в финансовой и производственной деятельности предприятий. Современная рыночная среда немыслима без риска. Принято различать следующие основные виды рисков:

  • производственный риск, связанный с возможностью невыполнения фирмой своих обязательств по контракту или договору с заказчиком;
  • финансовый (кредитный) риск, связанный с возможностью невыполнения фирмой своих финансовых обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования деятельности фирмы долга;
  • инвестиционный риск, связанный с возможным обесцениванием инвестиционно-финансового портфеля, состоящего как из собственных ценных бумаг, так и приобретенных;
  • рыночный риск, связанный с возможным колебанием рыночных процентных ставок, как собственной национальной денежной единицы, так и зарубежных курсов валют[4, с. 68].

 Все участники проекта заинтересованы  в том, чтобы исключить возможность  полного провала проекта или  хотя бы избежать убытка для  себя. Для этого необходимо качественное исследование природы рисков. Необходимо ответить по крайней мере на три жизненно важных для малого бизнеса вопроса:

1) достаточно ли диверсифицирована  клиентура? Большое предприятие  с многочисленными клиентами  вряд ли будет выбито из  седла потерей одного-двух крупных  покупателей. Для небольшого же  предприятия это катастрофа;

2) достаточно ли диверсифицирована  гамма производимых товаров (услуг)? Ориентация на монотонное производство  доводит предпринимательский риск  до опасного предела, поскольку  даже незначительное ухудшение  конъюнктуры способно ввергнуть небольшое предприятие в зону убыточности. Плюс к тому, в контексте концепции эффекта операционного рычага, порога рентабельности и «запаса финансовой прочности» предприятия ориентация на один «звездный» товар далеко не всегда оправдывается снижением порога рентабельности и укреплением финансовой устойчивости, потому что постоянные затраты не раскладываются на несколько товаров, а ложатся тяжелым бременем на один товар, перспективы наращивания выручки от которого зачастую весьма проблематичны из-за ограниченности спроса.

3) будет ли продолжаться бизнес  в случае внезапной утраты  «души и мозга предприятия»  — его нынешнего владельца  (руководителя), или погибнет вместе с ним, вводя в убытки или упущенную выгоду кредиторов, поставщиков, остальных совладельцев?[8]

  1. высокие кредитные проценты.

Парадоксальное сочетание наибольшего риска с наименьшей доходностью сопутствует малому предприятию на первых стадиях его существования. Поэтому частное финансирование (кредиты банков, инвестиции хозяйствующих субъектов частного сектора, физических лиц) для малого бизнеса сильно затруднено, и на этих стадиях была бы уместна помощь со стороны общественных организаций и государства, заинтересованных в развитии малого бизнеса.

По данным опроса руководителей малых предприятий, в доступе к кредитным ресурсам они испытывают на себе как общую жесткость кредитно-денежной политики, так и проявление дискриминационной политики банков. При этом среди трудностей в доступе к кредитам лидируют ценовые ограничения (очень высокие проценты отметили 47,6% руководителей малых предприятий), затем следует комплекс неценовых ограничений — нереальный залог и гарантии (21,9%), ограниченность сроков кредитования (14,3%), недоступность инвестиционных кредитов (10,5%), далее — субъективные оценки дискриминирующих условий (17,1%), при этом роль организационных факторов невелика. Коммерческие банки не заинтересованы в кредитовании малых предприятий из-за отсутствия отработанных технологий по инвестированию их, необходимости рассмотрения большого количества инвестиционных проектов при высокой себестоимости операций по их проработке. Банки не хотят рисковать, поскольку уже имеют негативный опыт исчезновения кредитуемых фирм, невозврата кредитов, сокрытия залога, в том числе в сфере малого бизнеса. Поэтому для обеспечения страховки и возможности контроля круг кредитуемых организаций ограничивается теми, которые держат расчетный счет в банке, являющемся предполагаемым кредитором. Банки избегают кредитовать вновь организованные фирмы, при этом обязательно требуют залог при гарантии от третьей стороны, которая может поручиться за малые предприятия своим имуществом. Уровень процента учитывает степень риска, который для малых предприятий достаточно высок; стандартные сроки, на которые предоставляется кредит колеблются от трех месяцев до полугода[3, с.42-44].

 Западные банкиры, финансируя предприятия малого бизнеса, прежде обычно проводят анализ  деятельности по пяти основным параметрам (подобную систему оценки в США называют «системой пяти Си»):

1. Личность ключевой фигуры предприятия  (Character): заслуживает ли владелец (директор) доверия? Какова его  деловая репутация? Всегда ли  он выполняет свои обязательства?

2. Способность к грамотному управлению (Capacity to manage): может ли руководитель  обеспечить качественный менеджмент  и привести предприятие к успеху?

3. Денежные потоки (Cashflows): способно  ли предприятие сгенерировать  достаточно денежных средств  для возмещения кредита и выплаты  процентов?

4. Активы, могущие служить обеспечением  кредита (Collateral): какова стоимость,  структура, качество, ликвидность  активов? Могут ли они служить  залогом? Действительно ли такой  залог в случае необходимости  способен компенсировать кредитору  его потери по данному кредиту?

5. Условия бизнеса (Conditions): благоприятствует  ли общеэкономическая, отраслевая, конъюнктурная, налоговая ситуация  успеху предприятия? Обращаясь  за кредитом, руководителю предприятия  надо не только четко определить  целевое использование ссуды  (как будут потрачены деньги?), но и быть готовым к ответу  на «коронные вопросы» банкира:

  • Почему требуются дополнительные деньги? Почему предприятие не генерирует достаточно средств для своей деятельности? Действительно, одно дело, если кредит объективно необходим для наращивания оборота, для расширения бизнеса, попавшего в ловушку «рентабельность или ликвидность», и совсем другое — если речь идет о латании дыр в бюджете предприятия, порожденных непрофессионализмом, расточительностью или нерадивостью;
  • За счет чего будет возмещена ссуда и выплачены проценты? Если ставка делается на рост выручки, то насколько реалистичен прогноз объема продаж? Если сбыт подвержен сезонным колебаниям, то сообразуется ли срок возмещения кредита со временем притока денежных средств на предприятие? Насколько грамотно и эффективно ведется дебиторский контроль, а также управление запасами? Если выручка не подвержена серьезным сезонным колебаниям, то достаточна ли валовая маржа для возмещения кредита и процентов (проценты, как известно — условно-постоянные затраты)?
  • Какова самая большая проблема предприятия? За рубежом считается, что бизнес без проблем не существует по определению, и, если руководитель не желает указать на «ахиллесову пяту» предприятия, то он демонстрирует закрытость по отношению к банкиру и не заслуживает доверия.

Руководителю малого предприятия рекомендуется получать кредиты у разных банков, а не у одного и того же. Во-первых, ориентация на единственного кредитора ставит заемщика в исключительную зависимость от этого кредитора. Во-вторых, обращаясь к разным банкам, клиент повышает свои шансы получить больший объем денежных средств.

  1. отсутствие гарантий[8].
  2. попытки поглотить или распространить влияние над предприятием.

К сожалению, практика " поглощения", а проще говоря, захвата предприятий становится в России обыденной практикой. Уязвимы абсолютно все: и маленькие, и большие. Независимо от организационно-правовой формы и рода деятельности. Лет пять назад в недружественном поглощении играли преимущественно крупные коммерческие структуры, отнимая друг у друга фабрики, банки и комбинаты. В последнее время все чаще фигурируют предприятия среднего и малого бизнеса. У них меньше возможностей для обороны. О захвате парикмахерской не станет кричать ТВ, не будут сокрушаться в газетах. Она умрет тихо, и только местные жители заметят, как поменяется вывеска на фасаде, а на площадях обоснуется новый собственник, например, зал игровых автоматов[7]. Для защиты малый предприятий от поглощения одних только законодательных инициатив недостаточно, необходимо выстроить систему управления, позволяющую предвидеть возможные риски захвата.

Отсюда видно, что для успешной работы любого малого предприятия необходима постановка финансового менеджмента.

Организация финансового менеджмента  на предприятиях малого бизнеса связана  с преодолением конкурентных преград  на рынке и получением прибыли, что  является достаточно важным фактором. Но для достижения целей финансового менеджмента необходимо дополнительно решить и ряд иных задач:

  1. оптимизировать денежные потоки.

Для оптимизации денежных потоков  прежде всего важна поддержка государства. При поддержке государства и общественных организаций работает система помощи малым предприятиям, по которой можно получить льготный кредит, оформить лизинг или венчурное финансирование[2, с. 136-137].

  1. создать действенную систему планирования.

Планирование может быть стратегическим, тактическим и оперативным. Стратегическое планирование обычно осуществляется в форме бизнес-плана, в котором расписываются все аспекты коммерческого предприятия. Период составления - от одного года до трех лет. В бизнес-плане должны быть следующие разделы: маркетинговый, производственный, организационный и финансовый. Бизнес-план используется не только для привлечения кредитов и займов, но и для внутреннего контроля и управления. На малых предприятиях для внутренних целей он может быть упрощен и представлен в форме технико-экономического обоснования (ТЭО);

Информация о работе Особенности организации финансового менеджмента на предприятиях малого бизнеса