Особенности развития сферы услуг в СССР и в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 01:24, курсовая работа

Краткое описание

Услуги как вид человеческой деятельности имеют длинную историю. Развитие сервиса в России, составляя неотъемлемую часть мировой истории сервиса, обладает рядом специфических черт, позволяющих рассматривать его в качестве особой цивилизационной сервисной традиции. Она оформилась в таком качестве как компонент Российской цивилизации, вобрав в себя её характерные черты. Генезис отечественного сервиса начался в догосударственный период, в племенных союзах восточных славян и прошёл в своём развитии несколько последовательно сменяющихся этапов.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской федерации

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Институт экономики, управления и финансов

Кафедра управления малым и средним бизнесом

Направление: 100100.62 Сервис

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему: «Особенности развития сферы услуг в СССР и в современной России»

 

 

 

 

                                                          Выполнила:

                                         студентка ИЭУиФ СТ-21

                        Е.С. Ефимова

 

                    Проверила:

                             канд. экон. наук

                                                ____________Т.П Ларионова

 

 

 

                                               Йошкар-Ола

                                                 2013

   СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Услуги как вид человеческой деятельности имеют длинную историю.           Развитие сервиса в России, составляя неотъемлемую часть мировой истории сервиса, обладает рядом специфических черт, позволяющих рассматривать его в качестве особой цивилизационной сервисной традиции. Она оформилась в таком качестве как компонент Российской цивилизации, вобрав в себя её характерные черты. Генезис отечественного сервиса начался в догосударственный период, в племенных союзах восточных славян и прошёл в своём развитии несколько последовательно сменяющихся этапов.

С догосударственной стадии сервис в России шагнул сразу в раннефеодальную фазу, минуя рабовладельческий период, поскольку его не было в истории большинства этносов, населявших территории, позднее вошедшие в состав России. Только в XIXв. в отечественном сервисе появляются черты, присущие индустриальной эпохе. Органичное развитие сервисной деятельности было в значительной степени искажено после 1917г. Социалистический эксперимент, начатый большевиками, наложил свой отпечаток и на историю отечественного сервиса. Глубокие трансформации, которым подверглось российское общество в течение относительно короткого исторического отрезка, также отразились на сфере сервиса. Наконец, попытка внедрения на рубеже ХХ – ХХIвв. в России либерально-западнической модели общественных отношений и экономике при сохраняющейся в качестве архетипа автохтонной цивилизационной матрице и ряда черт, унаследованных от советской эпохи привели к складыванию некоей промежуточной модели отечественного сервиса, в рамках которой весьма эклектично сочетаются разнородные элементы нескольких традиций сервисной деятельности.

 

1. История возникновения  сферы услуг.

    1. Сервис в древнерусском обществе

 

Одной из наиболее древних видов сервисной деятельности, оформившимся ещё в догосударственный период, следует признать обычаи и ритуалы застолья и гостеприимства у восточных славян. В арабских и византийских письменных источниках единодушно отмечается в качестве характерной черты славянского быта повсеместно распространённый обычай гостеприимства, обставленный рядом соответствующих ритуальных действий. Достойно принять гостя считалось священной обязанностью каждого хозяина/хозяйки. Традиционно гостю/гостям предлагалось обильное угощение. Застолью могла предшествовать баня. Мытьё в ней носило характер ритуального действа. Гость не просто осуществлял стандартную гигиеническую процедуру, смывая с себя дорожную грязь, но как бы очищался от всякой скверны, дабы не нанести ущерба и радушным хозяевам.

Вольное или даже невольное нарушение обычаев и законов гостеприимства воспринималось как нарушение метафизических законов мироздания. В лучшем случае оно должно было быть незамедлительно исправлено, в худшем – влекло за собой более или менее быстрое наказание нарушителя.

В памятниках русского фольклора, явно имеющих свои корни в славянской эпохи и в язычестве, существует обширный пласт примеров, которые прямо либо косвенно обыгрывали сюжет приёма гостей, способствуя закреплению в массовом сознании устойчивых стереотипов поведения гостей и хозяев, превращая такого рода действия в набор сакрализованных ритуалов. Одновременно люди привыкали смотреть на законы гостеприимства как на незыблемые, установленные свыше и обязательные для всех субъектов бытия, не исключая представителей инфернального уровня. Также в русских сказках присутствует сюжет услуги за некую мзду. Достаточно распространённым является сюжет помощи главному герою со стороны животных, растений и природных стихий. Таким образом, в процесс неутилитарного обмена услугами в традиционном русском мировоззрении включалась природа. Такие представления, зародившись в славянскую эпоху, сохранялись в национальном архетипе на протяжении более тысячелетия после Крещения Руси. Таким образом, первоначально сервис имел сакральную основу, как, впрочем, была сакрализована и вся повседневная жизнь. Вместе с тем, по мере развития социально-политических и экономических отношений в древнерусском обществе возникают элементы сервиса, основанного на стремлении получения фиксированной прибыли за оказываемые услуги. Раньше всего в этом направлении развиваются пищевой и гостиничный сервис. В городах уже в эпоху Киевской Руси были повсеместно распространены корчмы, постоялые дворы, торговля вразнос с лотков пирогами, безалкогольными и хмельными напитками (сбитни, фруктовые взвары, квас, медовуха). Такого рода услуги пользовались устойчивым спросом у различных слоёв населения и были вполне рентабельны. Практически в неизменном виде они просуществовали вплоть до 1917г. и, видоизменившись, несмотря на периодически возобновлявшиеся преследования власти, сохраняются вплоть до настоящего времени. Тогда же, в домонгольскую эпоху, широкое распространение получили виды сервиса, основанные на использовании подневольного труда. Существование холопства и использование холопов (челяди) в качестве домашней прислуги в домах социальной элиты и просто состоятельных людей было не только узаконенным, но и вполне обыденным явлением. В домах князей, бояр и купцов практически все важнейшие виды домашних работ выполнялись челядью, чьё существование было неразрывно связано с жизнью господина. При этом, неверно было бы считать единственной основой такого специфического сервиса одно только принуждение и угрозу применения силы в адрес холопов со стороны хозяина. Представителям челяди доверяли не только выполнение повседневных домашних работ (приготовление пищи, поддержание порядка и пр.), но и такие ответственные поручения, как кормление и воспитание хозяйских детей (женщины), доставка писем, выполнение деликатных поручений, исполнение обязанностей телохранителя и роли торговых агентов. Всё это подразумевало не просто высокую степень доверия к холопу/холопке со стороны господина, но определённую степень патриархальности в отношениях, когда холоп воспринимался в качестве заведомо неравноправного, но всё же члена семьи. Использование столь специфических видов услуг сохранялось в России на протяжении очень длительного времени и окончилось лишь с отменой в 1861г. крепостного права.

Также в период Киевской Руси оформляется торговый сервис: крупные и мелкие купцы обслуживали разнообразные потребности и запросы самых разных слоёв населения. Кроме купли-продажи наиболее ликвидных товаров существовала торговля на заказ, когда купец подряжался доставить клиенту какой-либо специфический товар с эксклюзивными свойствами. Таким образом, уже Древней Руси наблюдается такая важнейшая черта современного сервиса, как его индивидуализация, когда оказание услуги ориентировано на индивидуальные особенности и вкусы клиента. То же самое можно сказать и про развитие ремёсел: выполнение индивидуальных заказов составляло значительную часть в работе и доходах ремесленников. Это касалось скорняков и сапожников, ювелиров, оружейников, плотников и пр. Таким образом, частичная коммерциализация сервиса привела к появлению тех универсальных черт, которые составляют его основу вплоть до нашего времени. Отсюда правомерно сделать вывод о существовании генетической преемственности между древними и более поздними, включая современную, эпохами развития сервиса, представляющего целостный, а не дискретный процесс. В дальнейшем сервис в России эволюционирует в направлении расширения сферы охвата различных сфер и повседневных потребностей общества, одновременно претерпевая усложнение своей структуры, но сохраняя, при этом, ряд архаических черт. 
В целом, можно сказать, что вплоть до начала XVIIIв. русскому сервису в качестве типологической черты был присущ традиционализм, явно доминировавший над модернистскими тенденциями. Ярким выражением этой особенности исторического существования отечественной сервисной деятельности можно считать такой яркий памятник русской повседневной культуры, как «Домострой». В нём, наряду с наставлениями по ведению домашнего хозяйства и нормам взаимоотношений между членами семьи содержится ценная информация, отражающая в себе реалии российского сервиса периода Московской Руси (XV – XVIIвв.).

В XVIII веке произошли радикальные перемены в образе жизни знати и городского населения. В начале XVIII века Московское Царство превратилось в Российскую империю. В ряде случаев прямой перенос сложившейся в Европе системы в сфере услуг в Россию был невозможен из-за сохранявшегося в нашей стране крепостного права. Там, где в европейских странах были отношения найма слуги или платной системы услуг, здесь часто использовались дармовые для господина и его друзей заботы дворовых крепостных. Повар и портной, горничная и дворник, няня и кормилица, конюх и кузнец, художник и архитектор, садовник и актриса, дворецкий и компаньонка, будучи юридически собственностью дворянина, состояли у него в услужении. Их труд вознаграждался не по договору найма, а из господской милости. Невозможно исследовать сферу услуг в Российской империи без учета этой специфики.

В России сложился рынок наемного труда для иностранцев, способных оказывать незнакомые для соотечественников услуги. Небогатое дворянство и богатое купечество было вынуждено довольствоваться услугами не специалистов из иностранных подданных, а тех авантюристов иноземного происхождения, которые заполнили эту специфическую нишу на рынке труда. кроме того, по развитию процесса урбанизации, Россия серьезно отставала от Европы. Подавляющее большинство населения Российской империи проживало в сельской местности. В малых и средних городах многие мещане тоже жили, занимаясь сельским хозяйством, а не ремеслом или торговлей. Деревенский образ жизни не предполагал развитой сферы услуг вне дома.

Еще один фактор, осложнявший развитие сферы услуг по европейскому образцу, это российские просторы. Плохие дороги или полное бездорожье, несовершенная связь замедляли ход информации из столицы в провинцию. Нельзя моделировать сферу услуг провинциального города день в день по подобию Москвы и Петербурга. В течение XVIII – XIXвв. претерпевает изменения сфера образования и воспитания, куда проникают элементы коммерческого сервиса. В дворянских домах привычным явлением становятся наёмные гувернёры и гувернантки, часто из числа иностранцев. Постепенно внедряется практика приглашения частных учителей к детям – либо для полного обучения на дому, либо для преодоления отставания по каким-либо предметам. Нередко в роли частных учителей выступали, особенно в XIXв., студенты, для которых такие занятия служили средством к существованию. Уже с середины XVIIIв. в практику воспитания и обучения дворянских детей входит обучение их в частных пансионах в отрыве от семьи. Плата за пансионы была по карману только состоятельным дворянским семьям. Таким образом, в образовании, как и в других сферах производства услуг, происходит стратификация по сословному и имущественному признакам. На это накладывается цивилизационный фактор: некоторые виды услуг оказываются не просто недоступны тем или иным слоям населения по причине своей дороговизны или сословных ограничений, они для них не нужны, часто непонятны или враждебны. Так, до последних десятилетий XIXв. практически не отмечено, чтобы купечество или представители состоятельных крестьян были вовлечены в процесс потребления услуг иностранных гувернёров, модных парикмахеров и портных. Напротив, с подчёркнутой ревностью данные сословия сохраняют традиционный быт, в рамках которого не было места для таких услуг, которые имели ярко выраженные модернистские и вестернизационные интенции. Своеобразные трансформации претерпевает сфера транспортного сервиса. Пространства всегда были значимым фактором исторического развития России, а их быстрое преодоление традиционно представляло серьёзную проблему для всех сословий. Только при Екатерине II в России начато регулярное строительство шоссейных дорог в Европейской части империи. Передвижение осуществлялось частным порядком, но постепенно в сознание внедряется идея о необходимости заведения регулярного пассажирского и грузового сообщения. Подлинную революцию в транспортном обслуживании населения произвели железные дороги, систематическое строительство которых началось в 30-е гг. XIXв. при Николае I. До его смерти в 1855г., были построены железные дорог Петербург – Царское Село, Петербург – Москва и Москва – Нижний Новгород. К 1917г. общая протяжённость железных дорог в Российской империи достигла 120 тысяч километров. Услугами железнодорожного транспорта стали охотно пользоваться все слои населения. Пассажирские перевозки осуществлялись в 1,2, и 3-м классах с различной стоимостью билетов и уровнем комфорта.

Гостиничный сервис стоял в самом начале своего развития. Постоялые дворы предлагали сон с минимумом комфорта, простую еду, фураж. Знатные люди обычно не путешествовали без своих слуг и массы нужных в дороге вещей. Дорожный сундук богатого путешественника вмещал постель, посуду, туалетные принадлежности, а в конце века и самовар. Отдельно везли запасы провизии. Придорожные трактиры и харчевни готовили весьма нехитрую еду. Так что найти комфортабельный отдых в дороге можно было только у знакомых или просто гостеприимных людей одного сословия с путешественником. Однако ситуация в этой отрасли менялась достаточно быстрыми темпами. В 30-е гг. XIXв. гостиничный сервис достиг достаточно высокой ступени своего развития, о чём писал в своих «Записках о России» известный французский писатель Теофиль Готье, отмечавший в качестве характерной черты России высокий уровень гостиничного обслуживания и питания, превышавший аналогичные французские показатели того времени. 
При Петре Первом появились первые русские курорты, лечившие минеральными водами (Липецкие минеральные воды). Их посещали только дворяне, страдавшие от серьезных недугов. Никакой инфраструктуры вокруг курортов еще не сложилось.

С начала XVIIIв. в России началось развитие музейно-выставочного сервиса. Первый в России музей – знаменитая Кунсткамера, или Кабинет редкостей, – открылся в Петербурге в 1719г.  К началу XIX века для дворянства и самых состоятельных купцов европейские обычаи и моды стали естественной нормой жизни. Совершенствование инфраструктуры, почтовой связи серьезно сократили время попадания столичных новостей в провинцию. Небогатые дворяне получили уникальную возможность знакомства с европейской сферой услуг и модами во время наполеоновских войн. Те дворяне и зажиточные горожане, которые не воевали, узнали о новинках не только от знакомых и родственников, но и от осевших в России пленных из армии Наполеона.

В первой половине XIX века многое из того, чем в XVIII веке пользовалась только дворянская верхушка, стало распространяться в более широкие круги. В городах появилась уже конкуренция наемных свах. Без их услуг обходилась редкая зажиточная семья. Почта работала достаточно быстро. Поэтому вошел в моду обычай письменных поздравлений, приглашений, благодарностей, выражений соболезнования. Чтобы избавить от творческих мук при их написании тех людей, которые не дружили с эпистолярным жанром, издавались письмовники. Там печатались образцы подобных текстов. С конца XVIIIв. в обиход всё в больших масштабах входит реклама. Двумя её основными разновидностями стали газетный и плакатный жанр. Искусство рекламного плаката особенно активно развивается с момента отмены крепостного права и может считаться зачатком профессиональной рекламы в России. По иностранным образцам выпускаются журналы мод. Публикация рекламных объявлений, информировавших население о предоставляемых товарах и услугах, стала постоянной практикой большинства периодических изданий. 
Вторая (после петровских реформ) глубокая трансформация сервисной сферы началась в России со вступлением в эпоху индустриализации (рубеж XIX – XXвв.). Возникают необходимые предпосылки для окончательного превращения сервиса в массовый, бессословный, секулярный и коммерциализированный.

Информация о работе Особенности развития сферы услуг в СССР и в современной России