Понятие и виды рейтинговой оценки коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование сущности и понятия рейтинговой оценки деятельности коммерческих банков.
В условиях притока зарубежных инвестиций в банковскую систему России и роста конкуренции у банков возникает необходимость в повышении привлекательности для клиентов. Рейтинговая оценка - важный сигнал для потенциальных инвесторов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и виды рейтинговой оценки коммерческих банков…………………...5
2. Обзор методов оценки рейтингов коммерческих банков………………………………………………………………………………..15
3. Пути совершенствования деятельности коммерческих банков……………………………………………… 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………19
Библиографический список ……………………………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

банковский менеджмент.docx

— 36.95 Кб (Скачать файл)

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3                                                                                                     

1. Понятие и виды рейтинговой  оценки коммерческих банков…………………...5                         

2. Обзор методов  оценки рейтингов коммерческих банков………………………………………………………………………………..15                             

3. Пути совершенствования  деятельности коммерческих банков……………………………………………… 17                  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ……………………………………………………………………19

Библиографический список ……………………………………………………………………………….21                                                                                  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 

ВВЕДЕНИЕ     

Банковская  система - ключевой элемент денежно-кредитной системы, во всех странах признается важнейшим факто ром развития экономики[11]. От её совершенства во многом зависят не только экономика, но и положение государства на международной арене, благополучие граждан. Банки относятся к числу наиболее регулируемых организаций и учреждений. Во многом это связано с ролью кредитных организаций как кровеносных сосудов экономики и для отдельных стран, и для бизнеса в глобальном понимании. Динамичное развитие российской банковской системы - неотъемлемая составляющая развития экономики страны в целом. Кредитование, безналичные расчеты и переводы становятся все более привычными услугами. Все больше предприятий финансируют собственное развитие за счет при влеченных средств, вследствие чего активы многих банков за последние годы выросли в 2-3 раза. Все больше отечественных банков пони мают важность и актуальность получения рейтинга - одного из важнейших условий улучшения имиджа банка, укрепления его позиций в банковской системе и роста доверия к нему со стороны клиентов и регулятора. Однако процесс присвоения рейтинга авторитетными агентствами — дорогостоящая и относительно длительная процедура, а периодическое обновление информации о банке требует постоянного пересмотра рейтинга.     

Все большее значение придается координации деятельности кредитных учреждений в международном масштабе. На эти цели направлены усилия Базельского комитета и его структур. Эти же цели в конечном счете преследуют международные и национальные рейтинговые агентства, которые предоставляют бизнес-сообществу свои оценки хозяйствующих субъектов, в том числе банков, в форме рейтингов вне зависимости от их национальной принадлежности. Рейтинг банков - это система оценки их деятельности, основанная на финансовых показателях работы и данных баланса банка. Рейтинг банка в целом состоит в выведении свободной оценки по всем направлениям, которые подергаются анализу. Суверенный кредитный рейтинг имеет важнейшее значение как для страны, получающей кредиты и займы, так и для ее кредиторов. Он влияет на кредитные рейтинги российских облигаций частных предприятий, рейтинги от дельных ценных бумаг, региональные кредитные рейтинги. В свою очередь "частные" кредитные рейтинги в определенной мере учитываются при определении суверенного кредитного рейтинга страны.     

Цель  курсовой работы – исследование сущности и понятия рейтинговой оценки деятельности коммерческих банков.     

В условиях притока зарубежных инвестиций в банковскую систему России и  роста конкуренции у банков возникает  необходимость в повышении привлекательности для клиентов. Рейтинговая оценка - важный сигнал для потенциальных инвесторов.   
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 

  1. Понятие и виды рейтинговой  оценки коммерческих банков

 

     В современном понимании рейтинг - это комплексная оценка состояния анализируемого субъекта, которая дает возможность отнести его к некоторому классу или категории. Результаты исследования деятельности экономических субъектов выражаются комбинацией символов, на базе которой осуществляется определенная кластеризация, дающая возможность проведения текущей и сравнительной оценок. Рейтинги являются достаточно значимой составляющей в области деловой информации - они необходимы как для поддержания уровня делового доверия, так и в качестве индикатора перспективных на правлений размещения финансовых ресурсов, вложения инвестиционных потенциалов. Рейтинг по своей сути выполняет функцию преобразования достаточно больших объемов информации в мнения и рекомендации по принятию решения наиболее компактным образом.     

Кредитные рейтинги — самые распространенные и широко используемые[11]. Они присваиваются всеми ведущими международными рейтинговыми агентства ми. Кредитный рейтинг — это мнение экспертов агентств относительно общей кредитоспособности заемщика или кредитоспособности заемщика в отношении конкретных долговых обязательств, основанное на анализе достаточно стандартизованных факто ров риска. Эти рейтинги бывают долгосрочными, краткосрочными, присваиваются по международной или по национальной шкале. Кредитный рейтинг представляет собой информацию, которую инвесторы могут использовать при совершении операций с финансовыми инструментами и ценными бумагами. Долго- и краткосрочные кредитные рейтинги присваиваются на суверенном, субсуверенном уровнях, а также финансовым и нефинансовым экономическим субъектам в национальной и иностранной валютах.     

Рейтинговый подход предполагает разработку системы  значений показателей, в данном случае для оценки показателей финансового  состояния банка. Эта система  включает несколько уровней (групп, категорий) финансового состояния  банков. Конечным результатом её является отнесение анализируемого банка к той или иной группе. В мировой практике существует три основных метода по строения рейтинга: номерной, балльный и индексный.     

Номерная  система рейтинга заключается в  построении сочетаний значений показателей финансового состояния банка и присвоении каждому из этих сочетаний определённого места в рейтинге. В соответствии с технологией построения номерная система рассчитана на слабо детализированную методику с небольшим охватом факторов, влияющих на финансовое состояние банка, имеющих небольшую шкалу критериальных значений.      

Для построения рейтинга в рамках более  сложных методик используют балльную систему, которая позволяет осуществить  оценку финансового состояния банка  в баллах, присвоенных ему по каждому оценочному показателю. Сводная балльная оценка банка даёт возможность определить принадлежность последнего к той или иной группе банков.      

Помимо  вышеназванных, широко распространённых в мировой банковской практике рейтинговых  систем существует также относительно редко встречающийся индексный метод построения рейтинга. При его использовании производится расчёт индекса каждого из оценочных показателей финансового состояния банка. Расчёты могут производиться относительно базисных данных или средних значений, рассчитанных за ряд лет.     

Рейтинг - это лишь сравнительная оценка уровней риска коммерческого  банка по различным видам его  деятельности, способ сопоставления  их между собой по величинам различных  рисков и позволяет:

- интегрально оценить  состояние коммерческого банка;

- сравнить финансовое  положение коммерческого банка;

- дать обобщенную характеристику  состояния коммерческого банка;

- оценить динамику изменений  за истекший период;

- оценить влияние внешних  факторов на состояние банка;

- дать основу для вычисления  стоимости акций коммерческого  банка.     

Ценность  рейтинга заключается в едином, однородном подходе к измерению и анализу  показателя развития банков и позволяет  оценить надежность, риск возможного невыполнения банком своих обязательств, это косвенная и независимая оценка риска возможных будущих потерь. Рейтинг - это не совет, как действовать, это «информация к сведению» для всех частников рынка. Население и организации в большинстве своем не имеют возможности оценить состояние того или иного банка для вложения свободных ресурсов, возможности получения кредита на свои нужды. С прохождением определенного количества времени ситуация среди банков меняется. Поэтому для ориентации населения и юридических лиц необходима оценка состояния банка, т.е. рейтинг. Рейтинг позволит кроме этого инвесторам провести оценку с каким из банков они могли бы без проблем сотрудничать на долгосрочной основе.      

Таблица 1. – Что дает рейтинг

Что даёт наличие рейтинга

Финансовому посреднику

инвестору

• широкий доступ на рынок  капиталов. Наличие рейтинга у субъекта финансового сектора 

довольно  часто на практике улучшает условия  доступа на финансовые рынки за счет повышения доверия инвесторов и  кредиторов к его долговым обязательствам. Это может привести к снижению издержек финансирования. Многие институциональные инвесторы не при обретают долговых обязательств у субъектов, не имеющих рейтинга. В условиях растущей глобализации рынков рейтинги стали ориентирами, помогающими эмитентам размещать свои ценные бумаги во всем мире, расширяя рынок привлечения капитала;

• управление стоимостью кредитных  ресурсов. Финансовый посредник, имеющий  кредитный рейтинг, получает более  широкий выбор на рынках капитала. У него больше альтернатив в источниках финансирования, чему банка, не имеющего рейтинга. Это дает возможность финансовым организациям выбирать наиболее эффективные  формы заимствования и оптимизировать его стоимость.

• возможность принятия осознанного инвестиционного решения. Наличие рейтинга у финансовой организации  позволяет инвестору оценить, приемлемо  ли для него соотношение риск/до ходность для данного вложения, и сравнить с альтернативным вариантом. Очевидно, что при прочих равных соотношениях риска и доходности инвестор выберет финансового посредника, имеющего рейтинг ведущего международного рейтингового агентства;

• большая открытость эмитента. Как правило, наличие кредитного рейтинга у банка означает большую  информационную прозрачность его деятельности. Это связано с тем, что банк при подготовке рейтингового заключения и в процессе процедуры под  держания рейтинга представляет рейтинговому агентству больший объем информации, чем другие компании, и в большинстве  случаев эта ин формация становится открытой для всех потенциальных  инвесторов.


 

      

В развитых странах и странах с  открытой экономикой постоянно проводятся рейтинги коммерческих банков, которые позволяют проводить оценку состояния банка и в зависимости от этого принимать определенные решения.     

В мире на сегодняшний день функционируют  ряд рейтинговых агентств, которые  присваивают рейтинги странам, банкам, компаниям, проектам. К таким агентствам относятся Standard and Poor"s, Moody's, Fitch IBCA и другие.     

Основная  функция коммерческих банков - это  кредитование экономики и все  вышеуказанные факты способствуют тому, что банковской системой будет направлено на кредитование реального сектора больше ресурсов, чем до сегодняшнего дня. Тем не менее, банки кредитовали, и будут кредитовать надежных заемщиков, у которых хорошая кредитная история и которые не подведут банки, а также будут находить и помогать становлению аналогичных заемщиков из числа новых фирм и частных лиц.     

Считается, что наличие у финансового  учреждения даже невысокого рейтинга, выставленного одним из ведущих  международных рейтинговых агентств, производит на мировое сообщество лучшее впечатление, чем отсутствие такого вообще. Присвоение финансовому посреднику как кредитного, так и специфического для конкретного рейтингового агентства рейтинга предоставляет ему по сравнению с финансовым институтом без рейтинга ряд преимуществ. Это, прежде всего, повышение доверия со стороны клиентов, расширение занимаемой доли на рынке банковских услуг, повышение рентабельности деятельности банка и его конкурентоспособности. Иными словами, наличие рейтинга одинаково важно как инвестору при принятии инвестиционного решения, так и финансовой организации, которой присваивался рейтинг.     

При выпуске долговых обязательств кредитный  и прочие рейтинги:

- снижают стоимость заимствований,  так как, с точки зрения инвесторов, риск по облигациям снижается  с неопределенно высокого до  зафиксированного на понятном  для них уровне;

- расширяют круг потенциальных  инвесторов за счет консервативных  участников рынка капитала, имеющих  ограничения на уровень риска  по финансовым вложениям;

- способствуют росту известности  компании и её долговых обязательств  за счет распространения ин  формации по каналам рейтингового  агентства;

- демонстрируют намерения  эмитента строить свои отношения  с инвесторами на принципах  информационной открытости в  соответствии с международными  стандартами.     

Индивидуальный  рейтинг является индикатором возможности  самого финансового посредника «поглотить»  ряд возникших в процессе его  деятельности финансовых и банковских рисков. Основными индикаторами, на базе которых эксперты рейтингового агентства принимают решение о присвоении соответствующего рейтинга, являются:

- прибыльность;

- полнота, достоверность  и оперативность баланса финансовой  организации, включая уровень  капитализации;

Информация о работе Понятие и виды рейтинговой оценки коммерческих банков