Принципы и методы финансового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
- увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
- высокая нестабильность внешних условий и факторов;
- новый стиль руководства персоналом;
- усиление центробежных сил в экономической организации.

Содержание

Введение
1. Финансовое планирование
1.1. Понятие, цели, задачи финансового планирования
1.2. Виды финансового планирования
1.3. Организация финансового планирования
2. Принципы финансового планирования
2.1. Основные принципы
2.2. Дополнительные принципы
3. Методы финансового планирования
3.1. Методы расчета отдельных финансовых показателей
3.2. Общие методы составления финансового плана
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Владимирова Фин менеджмент.docx

— 36.07 Кб (Скачать файл)

Тема 48

«Принципы и методы финансового  планирования»

 

Содержание

Введение

1. Финансовое планирование

1.1. Понятие, цели, задачи финансового  планирования

1.2. Виды финансового планирования

1.3. Организация финансового планирования 

2. Принципы финансового планирования

2.1. Основные принципы

2.2. Дополнительные принципы

3. Методы финансового планирования

3.1. Методы расчета отдельных  финансовых показателей 

3.2. Общие методы составления  финансового плана

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

Актуальность темы «Принципы  и методы финансового планирования»  очевидна в нынешних условиях. Связано  это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при  которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет  серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность  происходящих на нем процессов создают  новые предпосылки для более  серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных  условиях являются:

- увеличение размеров  фирмы и усложнение форм ее  деятельности;

- высокая нестабильность  внешних условий и факторов;

- новый стиль руководства  персоналом;

- усиление центробежных  сил в экономической организации.

Возможности планирования в  экономической организации предприятия  ограничены рядом объективных и  субъективных причин. Наиболее важными  из них являются:

- неопределенность внешней  (рыночной) среды;

- возможность слияния  или поглощения другой фирмой;

- возможность монопольного  установления цены реализации  продукции;

- контрактные отношения;

В рыночной экономике предприниматели  не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно  собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так  и о собственных перспективах и возможностях.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть принципы и методы финансового планирования и доказать необходимость финансового планирования деятельности любого предприятия, рассчитывающего  на успех в современных условиях рынка.

В рамках данной цели поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие,  цели, задачи финансового планирования.

2. Описать организацию  планирования на предприятии.

3. Охарактеризовать принципы  и методы финансового планирования.

Финансовым планированием  является планирование всех доходов  и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения  его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления  финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

При составлении финансовых планов используются различные принципы и методы. К принципам можно  отнести: принцип научности, принцип  комплексности, принцип оптимальности  и другие.

Методы финансового планирования делятся на две большие группы: методы расчета отдельных финансовых показателей и общие метода составления  финансового плана или программы  в целом. К методам расчета  отдельных финансовых показателей  относятся: расчетно-аналитический, нормативный, метод оптимизации плановых решений  и другие. К общим методам можно  отнести: балансовый, сетевой, программно-целевой.

Методология финансового  планирования построена на рассмотрении баланса, материалах, необходимых для  составления финансового плана. Методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедуры финансового  планирования упростились. В то же время  значительно повысилась ответственность  финансовых работников предприятий  за качество принятых плановых решений. Увеличился риск при формировании стратегии  развития предприятия: работать прибыльно  или стать банкротом. Поэтому  эффективность использования финансовых ресурсов стала главным критерием  при выработке стратегии и  тактики ведения хозяйственной  деятельности, отборе тех или иных инновационных мероприятий, принятии инвестиционных решений.

 

1. Финансовое планирование

1.1 Понятие, цели, задачи финансового  планирования

Управлять - значит предвидеть, т.е. прогнозировать, планировать. Поэтому важнейшим  элементом предпринимательской  хозяйственной деятельности и управления предприятием является планирование, в том числе и финансовое.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов  и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения  его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления  финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой  и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.

Цель финансового планирования состоит в увязке доходов с  необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма  превышения направляется в резервный  фонд. При превышении расходов над  доходами сумма недостатка финансовых средств восполняется за счёт выпуска  ценных бумаг, получения кредитов, получения  благотворительных взносов и  т.д.

Цели финансового планирования:

1. Новаторские - творческие, перспективные цели.

2. Решение проблемы (зачем  предприятию нужна прибыль).

3. Обычные рабочие обязанности  (предъявлять требования к работникам, планировать заранее).

4. Самосовершенствование  (личные творческие цели конкретных  специалистов).

Задачи финансового планирования:

1. Определить источники  и размеры собственных финансовых  ресурсов (прибыли, амортизационного  фонда и устойчивые пассивы  - кредиторская задолженность, которая  законно находится в обороте).

2. Принятие решения о  необходимости привлечения внешних  финансовых ресурсов за счет  выпуска ценных бумаг, получения  кредитов, займов. Уточняется целесообразность  и экономическая эффективность  планируемых инвестиций. Развиваться  лучше не за счет своих средств,  а за счет внешних кредиторов. Главные кредиторы в мире - банки.

3. Выявляются резервы рационального  использования производственных  мощностей, основных фондов и  оборотных средств в целях  максимально возможного повышения  эффективности производства, его  рентабельности.

4. Определить финансовые  взаимоотношения предприятия с  госбюджетом, банками, с вышестоящими  организациями. Нужны ли нам  эти взаимоотношения? В госбюджете  сейчас должна быть проведена  оптимизация налогообложения.

5. Обеспечивается соблюдение  интересов акционеров и других  инвесторов.

6. Контролируется финансовое  состояние, платежеспособность и  кредитоспособность предприятия.

1.2 Виды финансового планирования

Финансовое планирование на предприятии  разделяется на перспективное, текущее  и оперативное, которые органически  связаны между собой. Первым этапом финансового планирования является прогнозирование финансовой деятельности предприятия (перспективное финансовое планирование на период 3 - 5 лет). Второй этап - текущее планирование, что  конкретизирует финансовый прогноз  на плановый период (год) и является основой для применения оперативного финансового планирования на протяжении более коротких промежутков времени (квартал, месяц, декада) в пределах планового периода.

Перспективное финансовое планирование на предприятиях реализуется через  составление бизнес-плана предприятия. Бизнес-план является примером соединения перспективного и текущего планирования и складывается предприятиями в  случаях приватизации предприятия, продажи контрольного пакета акций  на неконкурсных условиях иностранным  инвесторам, при созданные совместных предприятий с участием иностранного капитала, при получении долгосрочных кредитов, обоснованные производства новых видов продукции и тому подобное.

Бизнес-план разрабатывается с  увязкой финансовых, материальных и  трудовых ресурсов. Значительная часть  такого плана имеет юридический, организационный и производственный характер: обоснование организационно-правовой формы предприятия, характеристика продукции, ее качеств, упаковки, организации  сбыта, цены продажи и затрат на ее производство и реализацию; детально разработанный производственный план и результаты маркетинговых исследований.

Бизнес-план складывается предприятием на период от трех до пяти лет, поскольку  плановые разработки на более длительные периоды не являются достоверными.

Важной частью бизнес-плана является финансовый (текущий) план, который  обобщает все предыдущие его разделы  в стоимостном выражении. В нем  отображенные размеры прибыли, налогов, объемы инвестиций, использование собственных  и привлеченных средств, резерв выплаты  дивидендов (акционерное общество), финансовые резервы и тому подобное.

Текущее планирование как составляющая перспективного планирования реализуется  через составление предприятиями  текущих финансовых планов, в которых  согласовываются доходные и расходные  статьи на плановый период. В этих планах детализируются и применяются более  точные, сравнительно с перспективными планами, методы расчетов доходов предприятия. Финансовые и план определяет взаимоотношения  предприятия с бюджетом, кредитными учреждениями, участниками проведения совместной деятельности, управляющими и координирующими организациями  и основателями (акционерами).

Негосударственные предприятия, которым  предоставленная самостоятельность  в планировании, могут избирать любую  другую форму финансового планирования, которую они считают за необходимую  для себя. Например, бюджетирование.

Бюджетирование, как инструмент финансового  планирования, в странах рыночной экономики считается описанием  целей предприятия, определением конкретных финансовых и операционных заданий  в сроках. Он является количественным планом деятельности предприятия и  выполнения программ, которые являются взаимоувязанным набором финансовых и/или натуральных, экономических  показателей. Бюджеты создают отдельные  целостные саморегулирующие системы, каждая из которых отвечает за определенное направление использования ресурсов и получения прибыли. Другими  словами, бюджет признается финансовым планом и экономическим регулятором  отношений между структурными подразделениями  предприятия и предприятием и  внешней средой.

Бюджетирование предусматривает  подготовку главного бюджета, что состоит  из интегрированных друг с другом бюджетов, которые отображают разные стороны деятельности предприятия.

Главный бюджет является основой для  прогнозирования и планирования прибыли - основного финансового  ресурса предприятия. Этот бюджет описывает  в структурированной форме ожидания относительно продажи продукции, расходов и других финансовых операций в плановом периоде.

Оперативное финансовое планирование дополняет текущее финансовое планирование. Целью оперативного финансового  планирования является контроль за формированием  и расходованием финансовых ресурсов, ожидаемых в ближайшем будущем.

Оперативное финансовое планирование составляют все предприятия, задачей  которого есть эффективный контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов; обеспечение и  поддержание ликвидности фирмы. Ликвидность в большей мере зависит  от движения денежных потоков, нежели чем от запасов, сырья и материалов. Коэффициент ликвидности - это краткосрочная  кредиторская задолженность (равен  оборотные средства минус запасы). Показывает число дней, в течение  которых фирма может работать исключительно за счет имеющихся  у нее ликвидных активов.

Составляется три плана: составление и исполнение платежного календаря, составление кассового  плана, расчет потребности в краткосрочном  кредите.

Как правило, различают краткосрочное  и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений  распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение  определяют деятельность предприятия  на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой  своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные  планы.

В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется  тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия  события, поскольку за этот срок выравниваются  сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно  разделить на месячные или квартальные  бюджеты (планы).

1.3 Организация финансового планирования

Организация планирования зависит  от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном  смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных  предприятиях работа по составлению  бюджетов (планов) должна производиться  децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области  производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются  предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять  в будущем.

Информация о работе Принципы и методы финансового планирования