Проблема агентских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что потенциальные агентские конфликты имеют важное значение для большинства крупных корпораций, поскольку, как правило, менеджеры крупных фирм владеют лишь небольшим процентом их акций. В современных условиях в России происходит постепенное увеличение капитализации большинства компаний, что ведет к росту актуальности агентских проблем.

Содержание

Введение 3
1. Теоретический анализ проблем агентских отношений в компании 5
1.1. Сущность агентских отношений 5
1.2. Виды агентских конфликтов 8
2. Анализ агентских проблем на примере предприятия ОАО «Вимм-Билль-
Данн» 15
2.1. Краткая характеристика компании 15
2.2. Показатели финансового состояния компании 17
2.3. Анализ Уставного капитала, акций и акционеров общества 19
3. Пути преодоления агентских проблем на примере компании ОАО «Вимм-
Билль-Данн» 23
Заключение 26
Список литературы 27
Приложение 29

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

              СОДЕРЖАНИЕ

Стр. 
 

Введение 3

1. Теоретический анализ проблем агентских отношений в компании 5

  1. Сущность агентских отношений 5
  2. Виды агентских конфликтов 8

2. Анализ агентских проблем на примере предприятия ОАО «Вимм-Билль- 
Данн» 15

  1. Краткая характеристика компании 15
  2. Показатели финансового состояния компании 17
  3. Анализ Уставного капитала, акций и акционеров общества 19

3. Пути преодоления агентских проблем на примере компании ОАО «Вимм-

Билль-Данн» 23

Заключение 26

Список литературы 27

Приложение 29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 
     

     Целью деятельности любой фирмы является максимизация собственности (богатства) ее акционеров, а это сводится к максимизации цены акций фирмы. Хотя такая точка зрения вполне приемлема, уже давно признано, что менеджеры фирм могут иметь и другие цели, конкурирующие с максимизацией богатства акционеров. Тот факт, что владельцы фирмы — ее акционеры — предоставляют менеджерам право принятия решений, создает потенциальный конфликт интересов, который рассматривается в рамках общей концепции, называемой теорией агентских отношений (agency theory).

     Актуальность темы данной работы орбусловлена тем, что потенциальные агентские конфликты имеют важное значение для большинства крупных корпораций, поскольку, как правило, менеджеры крупных фирм владеют лишь небольшим процентом их акций. В современных условиях в России происходит постепенное увеличение капитализации большинства компаний, что ведет к росту актуальности агентских проблем.

     Цель данной работы - рассмотреть сущность проблем агентских отношений и предложить пути их преодоления на примере реального российского предприятия.

    Основные задачи:

  • раскрыть основные понятия агентской теории;
  • рассмотреть виды агентских проблем;

     - проанализировать агентские отношения и их проблемы на примере предприятия ОАО «Вимм-Билль-Данн».

     Объектом исследования в работе является российское предприятие ОАО «Вимм-Билль-Данн», работающее в сфере производства продуктов питания. Предмет исследования - агентские отношения между акционерами и менеджерами компании.

     В работе использованы методы анализа, синтеза, сравнения, коэффициентный и табличный методы.

     Работа основана на теоретических материалах российских и западных исследователей, практических статьях и данных годовой отчетности компании ОАО «Вимм-Билль-Данн».

     1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ АГЕНТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОМПАНИИ

    1.1. Сущность агентских отношений 

     Под агентскими отношениями понимаются отношения 2-х участников, один из которых (принципал) передает другому (агенту) свои функции. В корпорации в роли принципала выступают акционеры, а менеджеры - это их агенты. В финансовом менеджменте агентские отношения возникают, когда владельцы корпорации (принципалы) делегируют принятие инвестиционных и финансовых решений менеджерам (агентам). Основоположниками концепции агентских отношений, сформулированной в рамках финансового менеджмента, являются Майкл Дженсен и Уильям Меклинг (M.Jensen, W.Meckling Theory of the Firm: Managerial Behavior, Agency Costs and Ownership Structure. 1976).

     Для корпораций разделение прав собственности и контроля над компанией - это практическая необходимость. Типичной корпорацией владеют сотни тысяч акционеров, объединенных одной целью -максимизировать свое благосостояние. Подавляющее большинство акционеров не могут активно управлять корпорацией, поэтому функции управления неизбежно подлежат передаче профессиональным менеджерам. Теория полагает, что менеджеры действуют в наилучших интересах акционеров, т.е. единственной целью менеджмента является максимизация благосостояния акционеров, которым принадлежит компания. Но это -теория. На практике для менеджеров компания - это не столько инвестиционный объект, сколько источник заработной платы, дополнительных выплат, приобретения связей, создания собственного человеческого капитала. Кроме того, менеджер, выбирая инвестиционную и финансовую стратегию, ориентируется только на свои личные представления о риске, доходности и протяженности инвестиционного горизонта. Вот здесь и возникает важнейшая проблема всех современных корпораций: противоречие интересов собственников корпорации и ее менеджеров.

     Примером могут служить многочисленные случаи применения сомнительных учетных политик и необоснованных суждений, позволяющих показывать в финансовой отчетности завышенные суммы прибыли. Причиной такого искажения финансовой отчетности является желание высшего руководства компании преподнести итоги своей деятельности в наиболее выгодном для себя ракурсе и получить соответствующие выгоды -как политические (сохранение своих позиций в совете директоров), так и экономические (получение бонусов по итогам года). В бухгалтерской практике такие действия получили название креативного учета (creative accounting).

     Следует отметить, что минимизация случаев применения креативного учета и степени его возможного влияния на искажение финансовых показателей считается одной из важнейших задач стандартизации формирования финансовой отчетности.

     В начале 80-х годов прошлого века Майкл Дженсен и Кевин Мерфи провели исследования зависимости стоимости фирмы от вознаграждения ее менеджмента и пришли к выводу, что в среднем пакет акций корпорации, которым владеет ее генеральный директор (Chief Executive Officer - CEO), составляет 0,14% всех акций. В среднем на каждую 1000 долларов прироста богатства акционеров генеральный директор получает всего 3,25 доллара дополнительного вознаграждения. Следовательно, многие высшие менеджеры работают как чиновники, а не как акционеры, максимизирующие стоимость корпорации.

     Чтобы нивелировать возможные противоречия между целевыми установками конфликтующих групп и, в частности, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы компании вынуждены нести агентские издержки.

     Как показывает последний пример, проблема агентских отношений на корпоративном уровне не ограничивается отношениями между акционерами и руководителями высшего звена (директорами) компании и может охватывать и другие категории участников бизнеса.

     В финансовом менеджменте рассматриваются конфликты между собственниками и кредиторами, миноритарными и мажоритарными акционерами, топ-менеджментом и менеджерами среднего звена.

     Исторически сложилось так, что разработки в области корпоративного управления были направлены прежде всего на преодоление проблемы внешних агентских отношений, когда имеется потенциальный конфликт между интересами директоров, принимающих реальные бизнес-решения, и интересами внешних стейкхолдеров (прежде всего акционеров), в интересах которых эти решения принимаются.

     Однако, как показывает практика, проблема агентских отношений возникает не только между директорами и акционерами, но и внутри компании, между ее менеджерами. Сказанное приобретает особую актуальность в крупных компаниях, имеющих иерархическую структуру управления. В таких компаниях значительная часть полномочий делегируется директорами руководителям стратегических бизнес-единиц и далее - менеджерам среднего звена и линейным менеджерам.

     От того, насколько эффективным будет распределение полномочий и ответственности вдоль всей иерархической структуры управления, и от того, насколько удастся достичь конгруэнтности целей различных звеньев этой системы, во многом зависит конкурентоспособность компании и ее успехи в будущем. 
 

    1.2. Виды агентских конфликтов 
     

     Рассмотрим различные виды агентских конфликтов. Выделяют первичные и вторичные конфликты интересов. К первичным конфликтам

     Агентские затраты представляют собой разницу между фактической оценкой компании и возможной ее ценностью, которая существовала бы при полном совпадении интересов собственников и менеджеров.

    Существуют 3 категории агентских затрат:

  1. Расходы на осуществление контроля за деятельностью менеджеров. Например, затраты на проведение аудиторских проверок.
  2. Расходы на создание организационной структуры, ограничивающей возможность нежелательного поведения менеджеров. Например, введение в состав Совета директоров независимых директоров.
  3. Альтернативные затраты, возникающие в тех случаях, когда условия, установленные акционерами, ограничивают действия менеджеров. Например, голосование по определенным вопросам на общем собрании. Агентские затраты могут увеличиваться, пока каждый доллар их прироста обеспечивает увеличение богатства акционеров более, чем на 1 доллар.

     Другим примером конфликта интересов может служить деятельность внешних аудиторов. Задача внешних аудиторов состоит в том, чтобы сообщить пользователям финансовой отчетности свое мнение о том, отражает ли эта финансовая отчетность текущее состояние и результаты деятельности компании во всех существенных аспектах. В этом смысле аудиторы являются агентами акционеров и других стейкхолдеров, принимающих решения на основе финансовой отчетности предприятия, т.е. лиц, заинтересованных в достоверности представленной информации.

     Однако обнаружение в финансовой отчетности серьезных искажений может породить конфликт с финансовым директором и другими директорами компании, т.е. людьми, которым впоследствии предстоит принимать решение о привлечении на следующий период той же аудиторской компании или о назначении нового аудитора. В этом случае может возникнуть противоречие между необходимостью исполнить свой профессиональный долг и риском потери выгодного заказчика.

относятся конфликты между акционерами и менеджерами, а также между владельцами собственного и заемного капитала (Рис. 1).

          Рис. 1. Первичные агентские конфликты 
           

    Конфликт между акционерами и менеджерами

     Этот агентский конфликт определяют два фактора: неполнота информации и неприятие риска.

     Менеджер принимает решения в ситуации неопределенности, поэтому не всегда его действия приводят к нужному результату. Есть сферы, на которые он влиять не может, есть виды риска, которые ему не подвластны. Однако вознаграждение и прочие блага менеджера как раз и зависят от внешних результатов принимаемых решений. Будучи противниками риска, для защиты своих многочисленных источников выгод менеджеры иногда принимают решения, которые выгодны лично им, в ущерб интересам собственников. Возникает агентский конфликт. Конфликт усиливается в условиях асимметричности информации, когда менеджеры получают возможность принимать решения, не контролируемые владельцами капитала (продажа наиболее ценных активов, заключение невыгодных для компании контрактов). В ряде случаев может идти речь о переливе капитала из данной компании в собственную компанию менеджера.

     Одним из путей решения агентских проблем является формирование системы контрактов, предусматривающих соблюдение интересов всех участников агентских отношений. Цель контрактной системы -распределение риска между участниками и гарантирование получения дохода в соответствии с риском. Иногда собственники берут на себя часть риска, оставляя за собой принятие решений по определенному кругу вопросов. В этом случае роль финансового менеджера снижается. В ряде случаев весь риск передается менеджерам, и теоретически взамен они должны получить право на весь дополнительный доход. Для минимизации риска контракты должны элиминировать внешний риск, не связанный с усилиями менеджеров, и предусматривать вознаграждение за управляемый риск.

Информация о работе Проблема агентских отношений