Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:58, курсовая работа
В модели экономической прибыли стоимость компании принимается равной величине инвестированного капитала плюс надбавка в размере приведенной стоимости, создаваемой в каждом последующем году.
В данной курсовой работе будет рассмотрен анализ структуры капитала и оценка стоимости компании на примере ОАО «УНПЗ» на основании первичной бухгалтерской отчетности предприятия за 2009 год.
Введение
1. Теоретические основы управления стоимостью предприятия
1.1 Понятие и факторы, влияющие на рыночную стоимость предприятия
2 Основные подходы к оценке стоимости предприятия
2.1 Модель дисконтированного денежного потока
2.2 Модель экономической прибыли
3 Оценка стоимости нефтеперерабатывающего предприятия «Уфимского НПЗ»
Заключение
Список литературы
Приложение А
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Уфимский государственный нефтяной технический университет
Институт
экономики
Кафедра
экономики и управления на предприятии
нефтеперерабатывающей и нефтехимической
промышленности
Курсовая работа
по дисциплине «Финансовый менеджмент»
на тему: «Управление стоимостью компании на примере
ОАО «Уфимского
нефтеперерабатывающего предприятия»
»
Выполнил: | ст.гр. ЭТ-07-01 ___________________ | А. Т. Хасанова |
Проверил: | |
А. Б. Морозова |
Уфа – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | ||
Введение | 3 | |
1. | Теоретические основы управления стоимостью предприятия | 4 |
1.1 | Понятие и факторы, влияющие на рыночную стоимость предприятия | 4 |
2 | Основные подходы к оценке стоимости предприятия | 11 |
2.1 | Модель дисконтированного денежного потока | 12 |
2.2 | Модель экономической прибыли | 20 |
3 | Оценка стоимости нефтеперерабатывающего предприятия «Уфимского НПЗ» | 22 |
Заключение | 26 | |
Список литературы | 28 | |
Приложение А |
ВВЕДЕНИЕ
В ходе управления стоимостью компании необходимо правильно оценить предпосылки ее дальнейшего развития. Процесс оценки предприятия позволяет не просто определить соответствующую рыночную стоимость его собственного капитала, а может способствовать трансформации предприятия, подготовке его к борьбе за выживание на конкурентном рынке, помочь новой рыночной системе завоевать общественную поддержку. И в процессе подобного прогнозирования на первый план зачастую выдвигается задача не безусловного роста стоимости компании, сколько сохранения достигнутых финансовых позиций.
В данной курсовой работе будут рассмотрены факторы, влияющие на рыночную стоимость компании, также изучены все подходы ее оценки.
В модели дисконтированного денежного потока коммерческого предприятия стоимость собственного капитала компании определяется как стоимость ее основной деятельности (стоимость предприятия, доступная всем инвесторам) за вычетом долговых обязательств и других законных притязаний инвесторов, обладающих приоритетом перед обыкновенными акциями (к таким притязаниям относятся, например, привилегированные акции).
В модели экономической прибыли стоимость компании принимается равной величине инвестированного капитала плюс надбавка в размере приведенной стоимости, создаваемой в каждом последующем году.
В данной курсовой работе будет рассмотрен анализ структуры капитала и оценка стоимости компании на примере ОАО «УНПЗ» на основании первичной бухгалтерской отчетности предприятия за 2009 год.
1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Факторы, влияющие
на рыночную стоимость компании
Компании, чье руководство поставило перед ней задачу создания стоимости, необходимо понять, какие элементы ее повседневных операций, а также крупных инвестиционных решений сильнее всего влияют на стоимость.
При верном подходе определение факторов стоимости помогает менеджерам в трех смыслах. Во-первых, руководителям и их персоналу это помогает понять, каким образом их предприятия создают и максимизируют стоимость. Во-вторых, это позволяет установить приоритетность факторов стоимости и определить, куда надо в первую очередь направить (или переместить) ресурсы. В-третьих, это помогает руководителям и их персоналу осознать высшие приоритеты компании и подстроиться под них.
Фактор стоимости — это некая переменная, от которой зависит результативность предприятия (например, эффективность производства или удовлетворение потребителей).
Единицы измерения факторов стоимости называют ключевыми показателями деятельности (КПД). К ним относятся, в частности, загрузка производственных мощностей или норма сохранности состава потребителей. Набор КПД используется как для установления целевых нормативов, так и для оценки результатов работы. Правильное определение факторов стоимости требует соблюдения трех важных принципов.
1. Факторы стоимости должны быть напрямую привязаны к созданию стоимости для акционеров и с необходимой детализацией доведены до всех уровней организации вплоть до самого нижнего. Увязывание факторов стоимости с общей целью создания стоимости для акционеров имеет два преимущества.
Во-первых, это позволяет свести воедино задачи, стоящие на разных уровнях организации. Когда рядовые сотрудники и руководители придерживаются единого мнения о том, как повседневная деятельность предприятия сказывается на стоимости компании, они могут согласовать свои планы и оценки, устранив противоречия в целях, которых стремятся достичь в своей работе.
Во-вторых, у менеджеров появляется возможность поддерживать должное равновесие и надлежащий порядок приоритетности между разными факторами стоимости, а также между краткосрочными и долгосрочными задачами. Когда предстоят трудные решения, руководство может использовать долгосрочное создание стоимости в качестве критерия для их принятия, а также в качестве обоснования принятых решений перед фондовым рынком. Установка на создание стоимости для акционеров не отменяет других важных целей компании, таких как безопасность труда и производимых продуктов или охрана окружающей среды. Напротив, эти аспекты тоже можно включить в определение факторов стоимости и в систему оценки результатов. Главное — установить четкие правила, диктующие, как и в каких обстоятельствах эти цели выступают на первый план перед максимизацией стоимости для акционеров, и тогда общий курс на стоимость не пострадает.
2. При установлении целевых нормативов и при оценке результатов деятельности факторы стоимости следует выражать как финансовыми, так и операционными КПД. Зачастую компании проводят анализ факторов стоимости, разбивая рентабельность инвестированного капитала на ее финансовые составляющие. Это хорошее начало, но само по себе не дает полного представления о факторах стоимости. Дело в том, что менеджеры не в состоянии непосредственно влиять на финансовые коэффициенты; они могут делать это, только «нажимая» на операционные рычаги.
Параметры операционной деятельности особенно полезны как опережающие показатели. Финансовые коэффициенты как таковые не могут
предупредить менеджеров о грядущих проблемах. Например, рентабельность инвестированного капитала у подразделения может на короткое время улучшиться просто потому, что команда менеджеров не в силах поддерживать прежний уровень активов или необходимых инвестиций. Если попросить менеджеров представить отчет по операционным показателям, таким как расходы, на материально-техническое обслуживание оборудования, обновление машинного парка или расширение/замещение активов, то обнаружится, что рост рентабельности инвестированного капитала краткосрочный.
3. Факторы стоимости должны отражать как текущую деятельность, так и долгосрочные перспективы роста. Хотя многие компании, чьи предприятия находятся на стадии зрелости или спада активности, уделяют основное внимание текущей деятельности, фирмам, стремящимся к успеху, следует искать возможности роста. Следовательно, анализ факторов стоимости должен выявлять параметры, от которых зависит рост рентабельности сверх затрат на капитал, равно как и повышение текущей рентабельности инвестированного капитала. Для розничного торговца это может быть число магазинов, которые предстоит открыть в том или ином году, или число категорий новых продуктов, выпускаемых на рынок. Впрочем, иногда рост нельзя выразить такими легко измеримыми показателями, как число магазинов. В некоторых случаях правильнее использовать проектные параметры. Так, у металлургической компании источником роста может оказаться новый производственный процесс, факторами стоимости которого будут сроки внедрения. В других случаях более уместны качественные показатели. Скажем, производителю потребительских товаров было бы полезно оценить собственную способность улавливать рыночные тенденции по такой шкале: отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо.
Из этих трех принципов естественным образом следует, что каждое подразделение (хозяйственная, или бизнес-единица) должно иметь свой собственный набор факторов стоимости и КПД. Конечно, корпоративный центр может поддаться искушению подвести все подразделения компании под единый шаблон, но, как правило, это начисто лишено смысла по любым параметрам кроме, разве что, самых общих финансовых показателей. Даже когда две бизнес-единицы принадлежат к одной и той же отрасли, им лучше ориентироваться на индивидуальные факторы стоимости, если в их повседневной работе имеются существенные различия. Скажем, подразделению с превосходными операционными результатами и высокой прибылью следует руководствоваться КПД, относящимися к росту, тогда как подразделению с низкой прибылью больше подходят КПД, связанные с издержками.
Надо также отметить, что число показателей деятельности у бизнес-единиц должно быть ограниченным. Менеджерам необходимо регулярно отслеживать результаты по этим показателям в сочетании с другими факторами стоимости, которые служат вспомогательными диагностическими
критериями, чтобы видеть общую картину работы предприятия и глубинные причины возможных проблем. Опыт показывает, что для этого достаточно пяти—десяти КПД, 20 — это верхний предел. Попытавшись использовать больше 20 КПД, компания, вероятнее всего, столкнется с трудностями при выборе тех, которым следует уделять основное внимание. Процесс определения факторов стоимости состоит из трех стадий (здесь мы рассмотрим их по раздельности, хотя на практике они образуют единое целое): распознавание, установление приоритетов и институционализация
(см. рис. 1).
Рисунок 1. Общая схема анализа факторов стоимости
Рисунок
2. Дерево факторов стоимости в разных
ракурсах
1. Распознавание. Первейшая задача — построить деревья стоимости, которые выявляли бы систематическую связь оперативных элементов бизнеса (предприятия) с процессом создания стоимости. Желательно выразить эту связь математически, однако неколичественными параметрами тоже не следует пренебрегать. Полезно к тому же построить такие деревья по
крайней мере тремя разными способами (см. рис. 2): это открывает простор для творческого поиска и способствует доскональности анализа. Затем менеджеры могут свести свои предварительные наметки в единое дерево стоимости, лучше отражающее их понимание бизнеса. Для того чтобы такая процедура была плодотворной, все менеджеры предприятия должны напрямую участвовать в «мозговой атаке» и коллективном обсуждении.
2. Установление приоритетов. Как только менеджеры достигли согласия по поводу единого дерева стоимости, следующий шаг — определить, какие факторы оказывают самое сильное влияние на стоимость. Установление приоритетов начинается с построения модели дисконтированного денежного потока, позволяющей испытать, насколько чувствительна стоимость бизнес-единицы к изменениям каждого фактора стоимости; для этого перебираются по очереди все выбранные переменные, одна за одной, и исследуется эффект малейшего изменения каждой. Дальше надо проанализировать ограниченное число отобранных факторов стоимости, чтобы определить их «реальный» потенциал и наверняка воплотить его в каждом действии, направленном на улучшение работы. В завершение этой стадии составляется перечень ключевых факторов стоимости с указанием потенциала каждого из них.