Прозрачность бюджетного процесса, методы его мониторинга и оценки
Тренинг для членов ОНС
Сессия
Бюджетное устройство
Кыргызской Республики
Бюджетное устройство
- Сущность, роль и значение бюджета
- Бюджетная система КР
- Принципы построения бюджетной системы
- Бюджетная классификация
- Бюджетное законодательство
Сущность, роль
и значение бюджета
- Бюджет как экономическая категория
- Бюджет – основной финансовый план государства
- Инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального богатства
- Государственный рычаг стабилизации и регулирования экономики страны
- Источник предоставления населению услуг и благ
Бюджетная система КР
- Бюджетная система – совокупность всех видов бюджета
- Государственный бюджет
- Республиканский бюджет
- Местные бюджеты: - городские бюджеты;
- айыльные бюджеты
Консолидированный бюджет
Бюджет Социального фонда
Бюджетное законодательство КР
- Конституция КР
- Закон Кыргызской Республики №78 от 11 июня 1998 г. «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике»
- Закон Кыргызской Республики «О республиканском бюджете на 2009 год»
- Налоговый Кодекс N 230 от 17.10.2008 года
- Закон Кыргызской Республики № 3 от 5.01.2004г.-№284 от 22.10.2009 г.«О неналоговых платежах»
- Бюджетный Кодекс?
- Единство бюджетной системы
- Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
- Самостоятельность бюджетов
- Полнота отражения доходов и расходов бюджетов
- Сбалансированность бюджетов
- Эффективность и экономность использования бюджетных средств
- Гласность
- Достоверность бюджетов
- Целевой характер бюджетных средств
Принципы бюджетной
системы
Бюджетная классификация КР
- Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей единой бюджетной классификации – группировки доходов и расходов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
- Бюджетная классификация – это законодательно устанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней.
Бюджетная классификация
1. Классификация доходов;
2. Экономическая классификация
расходов;
3. Классификация операций
с активами и обязательствами;
4. Ведомственная классификация;
5. Классификация функций
органов государственного управления
Сессия
Расходы бюджета
Основы формирования
и исполнения расходов
- Минимальные государственные социальные стандарты (денежные доходы населения, наиболее массовые виды пособий и выплат, номенклатура бесплатных и общедоступных услуг, нормы и нормативы обеспеченности ими населения)
- Нормативы финансовых затрат на оказание государственных услуг (единый методологический принцип расчета минимальной бюджетной обеспеченности)
- Капитальные расходы (в их составе предусматривается бюджет развития)
- Текущие расходы
Расходы бюджета
Расходные обязательства Правительства КР
В соответствии
со статьёй 37 Закона КР «Об основных
принципах бюджетного права в
КР» структура расходных обязанностей
состоит:
- Функций Правительства - расходные обязательства Правительства КР, финансируемые из республиканского бюджета;
- Смешанные функции - расходные обязательства Правительства КР, органов местного самоуправления, финансируемые из республиканского и местных бюджетов посредством грантов;
- Местные функции - расходные обязательства органов местного самоуправления, финансируемые за счет местного бюджета.
Состав и структура расходов
- Расходы республиканского бюджета
- Принципы формирования расходов
- Планирование расходов
- Порядок финансирование расходов
- Исполнение расходной части бюджета
Сбалансированность бюджетов
- Профицит бюджета
- Дефицит бюджета
- Государственный и муниципальный долг
- Государственные кредиты
- Межбюджетные отношения
Практикум
На примере бюджета Министерства здравоохранения дать краткую оценку:
- Составу и структуре расходов;
- Изменениям в бюджете здравоохранения;
- Достижениям согласия между МФ и МЗ.
Сессия
Мониторинг и анализ бюджетной информации
Изучение и анализ нормативной базы
- Проблемы формирования и исполнения бюджета на современном этапе
- Налоговый Кодекс направлен на защиту чьих интересов?
- Какие механизмы заложены в законодательстве по контролю действий госорганов и ответственности чиновников?
Анализ доходов бюджета
- Когда ОНС должен производить мониторинг?
- Простые методы анализа годового бюджета
- Мониторинг формирования доходов со стороны ОНС
- Анализ исполнения доходов бюджета
- Практика переплаты и погашения недоимок
Мониторинг расходов
- Главные направления мониторинга расходов
- Общие подходы к мониторингу:
-программа анализа;
-процедура пересмотра;
-анализ 3-х летнего бюджета;
-привлечение гражданского сектора.
Определение эффективности, целевого использования расходов
Мониторинг расходов
- Пути сокращения расходов
- Определение сохранения приоритетности
бюджетных расходов
Изучение своевременности открытия финансирования и кассового исполнения
Практикум
Используя бюджет МЗ:
- Определить динамику изменений
- Подготовить предложения по сокращения расходов.
Сессия
Контроль формирования и исполнения бюджетов
Контроль формирования и исполнения бюджетов
- Законодательство о контроле за бюджетным процессом
- Задачи и принципы контроля
- Возможности ОНС по контролю
- Органы, контролирующие бюджет
- Ответственность различных государственных органов и чиновников за формирование и исполнение бюджетов
Государственный финансовый контроль
- Предварительный контроль (в ходе обсуждения и утверждения проектов законов)
- Текущий контроль (в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, партийных фракций, в ходе слушаний и в связи с депутатскими запросами)
- Последующий контроль (в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов
Управление государственными расходами
- Для оптимиста-это мост между безудержной политической риторикой и ограниченными финансовыми ресурсами
- Для пессимиста-это ритуал, исполняемый поверхностно, как обряд, больше по вере, чем по разуму
- Для политика, в зависимости и аудитории, это либо механизм обеспечения подотчетности, либо ненужное препятствие, либо кладезь многообещающих возможностей.
- Для администратора-это религия с четко установленными церемониями, которые надлежит регулярно исполнять.
- Для представителя ведомства, расходующего средства, -это орудие власти в руках слишком рьяных бюрократов из МФ.
- Для должностного лица из МФ-это источник разочарований, разрушенный мост между тем, что нужно, и тем, что дано.
- Для макроэкономиста -это основной инструмент, отгораживающий его надежды на макроэкономическую стабильность от хаоса.
- Для профессионального подрядчика-это система, стоящая между его способностью увеличить свою прибыль и ее фактическим уровнем.
- Для среднего гражданина-это все, что дает ему возможность найти удовлетворительный ответ на многочисленные вопросы по поводу того, сколько он заплатил и сколько льгот получил взамен.
Идеальный бюджет
- Все расходы, предусмотренные бюджетом, обоснованы
- Полученные средства расходуются эффективно
- Правительство одновременно является благожелательным и нейтральным
- Цены, принятые в системе управления государственными расходами, являются правильными и реальными
- Бюджет и результаты его исполнения соответствуют намерениям Правительства
- Процессы, происходящие в ходе формирования и исполнения бюджета, понятны и полностью объяснимы