Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:03, доклад
Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами. Он характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных факторов – как объективных, так и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета является ни чем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.
Бюджетный дефицит – это финансовое явление, не являющееся обязательно чрезвычайным. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.
Дефицит бюджета означает
превышение расходов над доходами.
Он характеризует его
Вторым фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета финансовых возможностей. Причем расходы проводятся несмотря на их целесообразность и эффективность.
Третьим фактором дефицита
бюджета, который к тому же и наиболее
весом, являются инфляционные процессы,
разбалансирование денежного
Бюджетный дефицит возник как результат негативных явлений в экономической и политической жизни государства и усиливает их в том случае, когда он превышает установленные мировым опытом показатели, в рамках которых бюджетный дефицит, как правило, управляется в цивилизованном обществе. То есть, в таком обществе он допускается и при четком управлении может дать толчок развития экономики за счет управляемости процессов. Уровень дефицита определяется по отношению к ВВП, ВНП или к утвержденным затратам бюджета, но он не может быть постоянным и зависит от разных факторов, которые влияют на развитие экономики (рост или уменьшение капитала, развитие инфляционных процессов). Исходя из этого можно выделить активные и пассивные формы дефицита бюджета.
Активный дефицит бюджета
дает возможность подтолкнуть
Задание состоит в том, чтобы найти возможность при помощи бюджетного дефицита стимулировать экономическое развитие государства.
Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим экономии средств со стороны всех властных и управленческих структура.
Формы участия органов власти и управления в процессах сокращения дефицита бюджета у каждого государства разные, но общими для них являются управление налоговой политикой, бюджетным финансированием и регулированием бюджетов всех уровней в соответствии с экономическим развитием регионов и численностью населения.
Следовательно, дефицит государственного бюджета – финансовая ситуация, возникающая в случае, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем возможный размер всех его доходов.
Как же государство может справиться с дефицитом своего бюджета? Мировая практика знает четыре главных способа решения этой проблемы:
– сокращение бюджетных расходов;
– отыскание источников дополнительных доходов;
– выпуск необеспеченных денег, использующихся для финансирования государственных затрат;
– заимствование денег с граждан, банков, хозяйственных организаций, других организаций, других государств и иностранных финансовых организаций.
Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета на превышает 5 % ВНП страны, то он допустимый. Ежегодные бюджетные дефициты в сумме образуют государственный долг.
Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами;
При наличии дефицита бюджета первоочередному
финансированию подлежат расходы, включаемые
в бюджет текущих расходов. Размер
дефицита федерального бюджета не может
превышать суммарный объем
Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов бюджета субъекта без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления, не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
Если в процессе исполнения бюджета
происходит превышение предельного
уровня дефицита или значительное снижение
поступлений доходных источников бюджета,
то вводится механизм секвестра расходов,
который заключается в
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.
Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники в
-кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;
-государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
-бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;
-поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
-сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
-изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
2) внешние источники в следующих формах:
-государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
-кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Кредитором выступают
Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций и других государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет государству привлекать дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.
Гос. кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.
Классификация государственного кредита.
1. В зависимости от заемщика государственные займы делятся на:
-размещаемые центральными органами управления;
-размещаемые местными органами управления.
2. По месту размещения гос. кредит может быть внутренним и внешним.
3. По срокам привлечения:
-краткосрочный (до года);
-среднесрочный (от года до 5 лет);
-долгосрочный.
Размер госзайма включается в сумму государственного долга страны.
Дефицит бюджета РФ в 2012г. может составить 2,5% ВВП
Дефицит
федерального бюджета РФ в 2012г. составит
2-2,5% от ВВП при среднегодовой
цене на нефть 93 долл./барр., сообщил вице-премьер,
министр финансов РФ Алексей Кудрин на
совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития.
Федеральный бюджет на 2011-2013гг. предусматривает
дефицит в 2012г. на уровне 3,1% от ВВП при
цене на нефть 78 долл./барр.
12 апреля 2011г. Международный валютный
фонд (МВФ) пересмотрел прогноз по дефициту
бюджета РФ. Новые оценки МВФ, опубликованные
в докладе Fiscal Monitor, посвященном проблеме
бюджетных дефицитов, свидетельствуют
о том, что бюджетный дефицит РФ в 2011г.
будет на уровне 1,6% ВВП, а в 2012г. - на уровне
1,7% ВВП.
А.кудрин считает, что дефицит федерального
бюджета РФ по итогам 2010г. может быть скорректирован
до 4% от ВВП с называвшихся ранее 4,1% от
ВВП. Он напомнил, что среднегодовая цена
на нефть в 2010г. составила 78 долл./барр.
при первоначальном прогнозе 58 долл./барр.
В начале марта с.г. Минфин РФ оценивал
дефицит федерального бюджета в 2010г., "по
уточненным данным", в 4,1% от ВВП. Как
сообщил тогда А.Кудрин на заседании коллегии
Федерального казначейства, доходы федерального
бюджета в 2010г. составили 8 трлн 303 млрд
руб., или 18,7% от ВВП, расходы - 10 трлн 115
млрд руб., или 22,7% от ВВП. Таким образом,
дефицит федерального бюджета в 2010г. в
абсолютном выражении составил 1 трлн
812 млрд руб. А.Кудрин отметил, что в 2009г.
доходы федерального бюджета составляли
18,9% от ВВП, расходы - 24,7% от ВВП.
Ранее, по предварительным данным, дефицит
федерального бюджета в 2010г. оценивался
в размере 3,9% от ВВП. По словам А.Кудрина,
пересмотр размера дефицита бюджета в
относительном выражении от ВВП связан
с тем, что "несколько меньшим оказался
в номинальном выражении ВВП".
С.-ПЕТЕРБУРГ, 31 авг
- РИА Новости. Вице-премьер, министр финансов
РФ Алексей Кудрин ожидает в 2012 году сокращение
дефицита федерального бюджета относительно
плана.
"В целом будет снижение
дефицита за счет более
Ранее Кудрин говорил, что дефицит бюджета в 2012 году может составить 2-3% ВВП при цене на нефть в 93 доллара за баррель, а при цене 105 долларов за баррель - 1-1,5% ВВП. Минэкономразвития на прошлой неделе представило прогноз, согласно которому цена на нефть в следующем году составит 100 долларов за баррель.
Глава Минфина отметил в среду, что уточненный прогноз по цене на нефть достаточно высок, но правительство РФ может взять его за основу при формировании бюджета на следующий год.
"Цены могут быть
и такими, поэтому мы принципиально
не будем спорить, хотя они
высокие. И мы можем взять
их за основу", - сказал он, добавив,
что прогноз еще
Ранее в среду глава Минфина заявил, что ожидает по итогам 2011 года нулевого дефицита бюджета РФ. В конце июля Кудрин говорил, что власти РФ сохраняют прогноз по дефициту бюджета по итогам года на уровне 1% ВВП или чуть более.
По данным Минфина, профицит бюджета РФ за июль вырос на 12,9%, или на 82,49 миллиарда рублей, - до 722,65 миллиарда рублей по итогам семи месяцев с 640,16 миллиарда рублей на конец июня. В процентном соотношении к ВВП профицит за январь-июль оказался на уровне 2,5%.
В мае текущего года Госдума одобрила поправки в бюджет, согласно которым его дефицит в текущем году составит 1,3% ВВП. Поправки были подготовлены исходя из прогнозной среднегодовой цены на нефть марки Urals в 105 долларов за баррель, тогда как ранее в бюджете была заложена цена в 75 долларов. Новый прогноз Минэкономразвития - 108 долларов за баррель.
МОСКВА, 13 окт - РИА Новости. Суммарный профицит бюджетов субъектов Российской Федерации в январе-сентябре 2011 года составил около 800 миллиардов рублей, что в 1,8 раза выше показателя аналогичного периода прошлого года, сообщил и.о. министра финансов РФ Антон Силуанов на заседании президиума правительства РФ.
Путину рассказали, на сколько увеличится Резервный фонд к концу года
"За девять месяцев профицит бюджетов (региональных - ред.) составил около 800 миллиардов рублей", - сказал Силуанов, добавив, что инвестиционные расходы региональных бюджетов возросли до 605 миллиардов рублей.
В целом расходы бюджетов регионов выросли на 11% (на 500 миллиардов рублей), доходы - на 18% (на 670 миллиардов рублей) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отметил он.
При этом, по словам Силуанова, зафиксирован рост доходов от налога на прибыль на 30% и от налога на доходы физлиц - на 11%.
Дефицит региональных бюджетов в 2010 году составил около 100 миллиардов рублей. На 2011 и 2012 годы Минфин прогнозирует его в размере около 50 миллиардов рублей.
Сегодня на "Деловом завтраке"
в "Российской газете" побывал
руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного
надзора Сергей Павленко. В частности,
он рассказал, за счет чего можно сократить
дефицит бюджета, а также заявил
о срочной необходимости
РГ: Сергей Юрьевич, как можно снизить дефицит бюджета РФ?
Павленко: Расходование средств федерального бюджета практически всегда осуществляется не в полной мере эффективным образом. Если эта задача обеспечения стопроцентной эффективности будет решена, то проблема бюджетного дефицита, к всеобщему счастью, урегулируется без сокращения расходов и без повышения налогов.