Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 13:38, реферат
Актуальность исследования бюджетного дефицита и источников его финансирования заключается в значении, которое играет дефицит и его состояние в обеспечении сбалансированности и стабильности финансовой системы страны, и даже в ее положении на международной арене. Показатель дефицита бюджета является одним из основных макроэкономических показателей, характеризующих устойчивость страны. Поэтому необходимо научное осмысление и новые подходы к правовому регулированию такой сложной сферы общественных отношений, какой является бюджетный дефицит и источники его покрытия.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1. Особенности правового регулирования бюджетного дефицита в системе бюджетного процесса ......4
2. Сущность бюджетного дефицита...................................................................7
3. Источники финансирования дефицита бюджета................................11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................15
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ИСТОЧНИКИ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
1. Особенности
правового регулирования бюджетного
дефицита в системе бюджетного процесса
..............................
2. Сущность
бюджетного дефицита...........
3. Источники финансирования
дефицита бюджета.......................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
бюджетного дефицита и источников его
финансирования заключается в значении,
которое играет дефицит и его
состояние в обеспечении
Показатель дефицита бюджета является одним из основных макроэкономических показателей, характеризующих устойчивость страны. Поэтому необходимо научное осмысление и новые подходы к правовому регулированию такой сложной сферы общественных отношений, какой является бюджетный дефицит и источники его покрытия.
Целью данной работы является определение факторов, влияющих на состояние дефицита бюджета и исследование методов его регулирования.
Для достижения этой цели в ходе работы решались следующие задачи:
- охарактеризовать особенности правового регулирования бюджетного дефицита в системе бюджетного процесса;
- изучить сущность дефицита бюджета;
- охарактеризовать современное состояние платежного баланса и факторы влияния на него;
- определить источники
финансирования дефицита
Объектом исследования является бюджетная система Российской Федерации.
Объектом исследования являются показатели, характеризующие состояние бюджетного дефицита и источников его финансирования.
Информационной базой для написания работы послужили работы авторов: Голубева А.В., Комягина Д.Л.
В ходе исследования так же использовалось законодательство, нормативно-правовые документы, регламентирующие бюджетный процесс.
1. Особенности правового
регулирования бюджетного
В целях исследования вопросов бюджетного дефицита и источников его финансирования необходимо рассмотреть систему финансовых отношений в целом, поскольку бюджетный дефицит является одним из показателей, определяющих макроэкономическую финансовую ситуацию в стране.
Финансовая система любого государства - это совокупность финансовых отношений, то есть способов и методов обращения, распределения и использования денежных средств для решения экономических, социальных и политических задач государства. Правовую основу финансовой системы России составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральные законы и указы Президента РФ. В соответствии с данными нормативными правовыми актами финансовая система Российской Федерации - это совокупность всех входящих в финансы Российской Федерации звеньев в их взаимосвязи.
Формированию эффективного механизма бюджетной системы, направленного на создание долгосрочной стратегии развития национальной, социально-ориентированной экономики России способствует правовое регулирование бюджетной сферы.
Бюджетное законодательство призвано разрешить проблемы регулирования вопросов разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы, определения принципов формирования доходной и расходной части бюджетов, объема прав РФ, ее субъектов и муниципальных образований при формировании бюджетов, полномочий, методов и принципов деятельности и взаимодействия различных государственных органов в бюджетной сфере и многого другого.
Правовое регулирование
бюджетной системы производится
посредством бюджетного законодательства
Российской Федерации. Причём, основной
принцип бюджетной системы
Возглавляет систему бюджетного законодательства Бюджетный Кодекс Российской Федерации. Это прямо закреплено в части 2 статьи 2 Бюджетного Кодекса: федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующие бюджетные отношения, не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ.
К источникам бюджетного права на федеральном уровне относятся, например, Федеральные законы: от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и др.
Бюджетное законодательство Российской Федерации, принятое на региональном уровне, состоит из законов субъектов РФ:
- о бюджетах субъектов
Российской Федерации,
- о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, например: Закон г. Москвы от 28 сентября 2011 г. N 41 «О бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»;
- регулирующих бюджетные отношения, таких как, например, законодательные акты общего действия, регулирующие бюджетное устройство и бюджетный процесс в субъекте РФ: Закон Волгоградской области от 11 июня 2008 г. № 1694-ОД «О бюджетном процессе в Волгоградской области».
В соответствии с бюджетным законодательством нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления о регулировании бюджетных отношений на уровне муниципальных образований, о принятии бюджета на очередной финансовый год и плановый период, о принятии отчета о бюджете за прошедший финансовый год, не являются законодательными правовыми актами. Тем не менее, в соответствии с Бюджетным кодексом данные нормативные правовые документы представительных органов местного самоуправления относятся к бюджетному законодательству.
Практика применения законодательства в различных сферах общественных отношений свидетельствует о том, что законодательство, сформированное на основе предварительного научного осмысления вопросов, подлежащих законодательному регулированию, наиболее полно учитывает факторы, влияющие на успешное развитие регулируемых процессов в соответствующих экономических условиях.
При изучении источников, раскрывающих тему вопроса влияния факторов на состояние бюджетного дефицита и методов его регулирования, выясняется, что научным сообществом эта тема раскрыта недостаточно. Анализ системы правового регулирования бюджетного процесса, сформированной без учета мнения научного сообщества, выявляет существенные противоречия в бюджетном законодательстве. В научных публикациях отмечается, что определение ряда категорий, используемых в бюджетном процессе, не соответствует их роли в регулировании бюджетных отношений.
Так, Голубев А.В. в публикации «Расходы бюджетов как финансово-правовое понятие» отмечает: «понятие "дефицит бюджета" определяется ст. 6 БК РФ как превышение расходов бюджета над его доходами. При этом доходами бюджета признаются поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Если понимать расходы бюджетов как имеющиеся в бюджете денежные средства, выплачиваемые в целях финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, то возможное образование дефицита бюджета будет означать, что из бюджета выплачиваются средства в большем объеме, чем поступило в бюджет в виде доходов. С учетом того что в расходы бюджета не включаются средства, являющиеся источниками финансирования дефицита бюджета, создается ситуация, при которой возникновение дефицита бюджета становится невозможным»1.
Рассмотрев вопросы
правового регулирования
2. Сущность бюджетного дефицита
Дефицит бюджета возникает в результате возникновения в рамках бюджетного процесса новых обязательств при отсутствии источников их финансирования. Кроме того, дефицит бюджета может образоваться или увеличится в объемах в результате изменения мировой макроэкономической ситуации. В качестве примера можно привести предкризисную ситуацию, отмеченную в выступлении Президента РФ Медведева Д.А. на заседании Совета законодателей в Москве в марте 2009 года: "Нам надо понимать, что ряд наших возможностей определяется текущей макроэкономической ситуацией, в том числе мировой макроэкономической ситуацией. Если в результате кризисных явлений цены на нефть, которые заложены в условиях развития нашей страны, будут критически падать, нам придется принимать дополнительные ограничительные меры. В очередной раз встанет и вопрос бюджетного дефицита»2.
Вопрос бюджетного дефицита волнует большинство государств мира. Одной из приоритетных целей государственных заимствований является покрытие бюджетного дефицита. Государственные заимствования на покрытие бюджетного дефицита производятся в целях реализации такого бюджетного принципа, как сбалансированность бюджета, который предусматривает, что объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Практика государственных
Покрытие дефицита как бюджетная цель управления государственным долгом Российской Федерации применительно к принципу эффективности и экономности должно быть обусловлено финансированием конкретных капитальных вложений, которые дают возможность в дальнейшем частично или полностью возвращать долги за счет эффективно вложенных заемных средств. Принцип инвестиционной ориентированности бюджетных средств состоит в том, что заемные средства, которые идут на покрытие бюджетного дефицита и на увеличение сбалансированности государственного бюджета, должны носить инвестиционный характер.
Федеральный бюджет, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом дефицит федерального бюджета определяется как разница между общим объемом расходов и общим объемом доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Дефицит бюджетов и возникающая
в связи с этим необходимость
привлечения бюджетных
Исходя из государственного устройства бюджетная система Российской Федерации состоит из 83-х бюджетов субъектов РФ (ранее, до 30 ноября 2005 года их было 89), в том числе из 21-го республиканского бюджета, 9-и краевых бюджетов, 46-и бюджетов субъектов РФ, 2-х бюджетов городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), 1-го бюджета автономной области и 4-х бюджетов автономных округов.
В бюджетах субъектов Российской Федерации предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, и расходных обязательств субъектов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
Каждое муниципальное
Органы местного самоуправления
обеспечивают сбалансированность местного
бюджета и соблюдение установленных
федеральными законами требований к
регулированию бюджетных
Действующим законодательством, а именно – Бюджетным кодексом РФ, предусмотрено, что дефицит бюджета субъекта Российской Федерации, дефицит местного бюджета на очередной финансовый год или очередной финансовый год и каждый год планового периода, устанавливается законом о бюджете субъекта РФ или решением о бюджете муниципального образования.
Информация о работе Бюджетный дифицит и источники его финансирования в современных условиях