Выручка от реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 23:06, реферат

Краткое описание

Выручка от реализации является основным источником возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств, формирования фондов денежных средств, ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойность процесса деятельности предприятия. Несвоевременное поступление выручки влечет перебои в деятельности, снижение прибыли, нарушение договорных обязательств, штрафные санкции.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ.docx

— 26.03 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

В процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг создается новая стоимость, которая определяется суммой выручки  от реализации.

Выручка от реализации является основным источником возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств, формирования фондов денежных средств, ее своевременное  поступление обеспечивает непрерывность  кругооборота средств, бесперебойность  процесса деятельности предприятия. Несвоевременное  поступление выручки влечет перебои  в деятельности, снижение прибыли, нарушение  договорных обязательств, штрафные санкции.

Использование выручки  отражает начальный этап распределительных  процессов. Из полученной выручки предприятие  возмещает материальные затраты  на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, другие предметы труда, а также оказанные  предприятию услуги. Дальнейшее распределение  выручки связано с формированием  амортизационных отчислений как  источника воспроизводства основных фондов и нематериальных активов. Оставшаяся часть выручки - это валовой доход  или вновь созданная стоимость, которая направляется на оплату труда  и формирование прибыли предприятия, а также на отчисления во внебюджетные фонды, налоги (кроме налога на прибыль), другие обязательные платежи.

ГЛАВА 1: ПОНЯТИЕ ВЫРУЧКИ. ВИДЫ. МЕТОДЫ ОТРАЖЕНИЯ.

1.1. ПОНЯТИЕ ВЫРУЧКИ ОТ РЕЛИЗАЦИИ  ПРОДУКЦИИ и общей выручки  предприятия

Выручка представляет собой совокупность денежных поступлений за определенный период от результатов деятельности предприятия, и является основным источником формирования его собственных финансовых ресурсов. При этом деятельность предприятия можно характеризовать по нескольким направлениям:

выручка от основной деятельности, поступающая от реализации продукции (выполненных работ, оказанных  услуг);

выручка от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового  результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;

выручка от финансовой деятельности, включающая результат  размещения среди инвесторов облигаций  и акций предприятия.

Как принято в  странах с рыночной системой хозяйствования, общая выручка складывается из выручки  по этим трем направлениям. Однако основное значение в ней отдается выручке  от основной деятельности, определяющей весь смысл существования предприятия.

С целью учета  доходы организации в зависимости  от их характера, условия получения  и направлений деятельности подразделяются на: доходы от обычных видов деятельности; операционные доходы; внереализационные  доходы.

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Операционными доходами являются: поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности; поступления от участия в уставном капитале других организаций; прибыль полученная организацией от совместной деятельности; поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Внереализационными доходами являются: штрафы, пени, неустойки за нарушение договорных обязательств; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов); прочие внереализационные доходы.

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания не пригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.п.

1.2. МЕТОДЫ ОТРАЖЕНИЯ ВЫРУЧКИ ОТ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

Законодательно  закреплены два метода отражения  выручки от реализации продукции:

по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и  предъявлению контрагенту расчетных  документов. Данный метод называется методом начисления.

по мере оплаты, т.е. по фактическому поступлению средств  на денежные счета предприятия. Это кассовый метод отражения выручки.

Между этими методами имеется существенная разница.

Моментом реализации в первом случае и, следовательно, образованием выручки считается дата отгрузки, т.е. поступление денежных средств  предприятию за отгруженную продукцию  не является фактором определения выручки. В основе этого метода лежит юридический  принцип перехода прав собственности  на товар.

Несмотря на то, что законодательством допускается  использование обоих методов  учета выручки, в зависимости  от собственного выбора предприятия, использование  первого способа в условиях нестабильной экономики может повлечь большие  трудности, т.к. при несвоевременном  поступлении денег от плательщика, предприятие может иметь серьезные  финансовые проблемы, связанные с  невозможностью своевременной оплаты налогов, срывом расчетов с другими  предприятиями, с возникновением цепочки  собственных неплатежей и т.д. Выходом  из данной ситуации может стать образование  резервов по сомнительным долгам, определяющегося  на основе анализа состава, структуры, размера и динамики неплатежей за отчетный период. Резерв по сомнительным долгам является дополнительным источником финансирования текущих обязательств. Данный метод учета выручки применяется в развитых рыночных странах, где наличие универсальных фондовых и денежных рынков в значительной степени страхует товаропроизводителей от неплатежей и минимизирует финансовый риск.

Исходя из вышесказанного, в нашей стране целесообразнее применять  кассовый метод, т.к. в данном случае для расчета предприятия с  бюджетом и внебюджетными фондами  имеется реальная денежная база, полученная в момент поступления денежных средств  на расчетный счет предприятия от плательщиков.

Кассовый метод - определение выручки по фактическому поступлению средств на денежные счета предприятия - вправе использовать малые предприятия (Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета  для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 21.12.1998 г. № 68Н). Моментом образования  выручки для целей налогообложения  считается дата поступления средств  на счета предприятия. Такой порядок  учета позволяет производить  своевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, так  как под начисленные налоги и  платежи имеется реальный денежный источник. При авансовых расчетах за отгруженную продукцию общий  размер денежных средств не совпадает  с фактической реализацией, так  как деньги поступили на основе предоплаты, а продукция может быть не только не отгружена, но даже и не произведена.

Затраты предприятия  на производство и реализацию продукции  законодательно проводятся только в  режиме начисления.

Таким образом, поскольку  затраты и выручка предприятия  считаются по разным методикам, возникает  несоответствие расходов и поступления  денежных средств во времени. Например, продукция может быть произведена, а денежные средства за нее еще  не поступили, или наоборот в случае авансовых расчетов и поступлении  денег в форме предоплаты за отгруженную  продукцию, сама продукция может  быть не только не отгружена, но и даже не произведена. Это создает определенные проблемы при анализе основных финансовых показателей деятельности предприятия.

Реализацией продукции  и поступлением выручки на денежные счета предприятия завершается  последняя стадия кругооборота средств  предприятия, в которой товарная стоимость вновь превращается в  денежную.

1.3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ  НА ВЕЛИЧИНУ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОДУКЦИИ.

На величину выручки  от реализации продукции, работ, услуг  влияют следующие факторы, непосредственно  зависящие от деятельности предприятия:

в сфере производства: объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, ее качество и конкурентоспособность, ритмичность производства;

в сфере обращения: уровень применяемых цен, ритмичность  отгрузки, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов.

К числу факторов, не зависящих от деятельности предприятия, можно отнести нарушения договорных условий поставки предприятию материально-технических  ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателя.

В рыночной экономике  ведущее место приобретает уровень  отпускных цен. Если в цену продукции  не заложен определенный уровень  рентабельности, то на каждой последующей  стадии кругооборота капитала предприятие  будет обладать все меньшими денежными  средствами, что в конечном итоге  скажется и на объемах производства, и на финансовом состоянии предприятия. В то же время в условиях конкуренции  иногда допустимо применять убыточные  цены для завоевания новых рынков сбыта, вытеснения конкурирующих фирм и привлечения новых потребителей. Предприятие с целью внедрения  на новые рынки иногда сознательно  идет на снижение выручки от реализации продукции, чтобы в последующем  компенсировать потери за счет переориентации спроса на свою продукцию.

После проведения в России рыночных реформ предприятия  в основном применяют свободные  цены, величина которых определяется спросом и предложением. В этих условиях возросло значение маркетинговых  и рекламных служб предприятия.

Однако для узкого круга товаров, производимых так  называемыми естественными монополиями, используется государственное регулирование  цен. Регулируемые цены на продукцию  базовых отраслей (энергоносители, транспорт и т.п.) призваны оказывать  сдерживающее влияние на рост издержек остальных отраслей, а также дают возможность управления инфляционными  процессами на макроуровне.

Свободные (рыночные) цены устанавливаются в зависимости  от спроса на продукцию на рынке, определяются непосредственно самим предприятием. Они могут меняться на одну и ту же продукцию в зависимости от объема продаж или от условий оплаты. Как правило, чем больше объем  продаж приходится на одного потребителя, тем ниже отпускная цена единицы  продукции. Применение более низких цен позволяет предприятию заинтересовать «выгодного» потребителя в своей  продукции и за счет большего объема выручки решать свои производственные и финансовые задачи. Существенное значение имеют и условия продаж. Чем скорее наступает оплата в  соответствии с заключенными договорами, тем быстрее предприятие способно вовлечь средства в хозяйственный  оборот и получить дополнительные преимущества, а также снизить вероятность  неплатежей.

Поэтому реализация по сниженным ценам при условии  предоплаты или оплаты по факту отгрузки для предприятия зачастую выглядит предпочтительнее, чем, например, отгрузка продукции по более высоким ценам, но на условиях ее оплаты по мере реализации.

Кроме того, если предприятие  не имеет льготы в виде полного  освобождения от уплаты косвенных налогов, то эта группа налогов закладывается  в цену товаров и соответственно поступает на денежные счета предприятия  вместе с выручкой за реализованную  продукцию. Косвенные налоги не входят в состав выручки от реализации продукции  и учитываются отдельно. При определении  налогооблагаемой базы по некоторым  налогам (например, по налогу на реализацию ГСМ) такой косвенный налог, как  акциз, включается в состав выручки  или, например, налог на пользователей  автодорог, то есть для налогового учета  допустимо различное толкование состава выручки, поскольку это  предусмотрено действующим законодательством  и служит практическим целям для  правильного исчисления отдельных  налогов.

1.4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ВЫРУЧКИ.

Если поступление  выручки на денежные счета предприятия - завершение кругооборота средств, то её использование представляет собой, как начало нового кругооборота, так  и стадию распределительных процессов, при которой формируется доходная база бюджетов разных уровней и обеспечиваются тем самым общегосударственные  интересы, а также образуются собственные  финансовые ресурсы предприятия.

Выручка, поступившая  на счета предприятия, используется в первую очередь на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Из выручки  выплачивается заработная плата, возмещается  износ основных фондов, формируется  прибыль предприятия.

Направления использования  выручки показаны на схеме.

Схема: Направления использования  выручки.

ГЛАВА 2: ПЛАНИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ ВЫРУЧКИ  ОТ РЕАЛИЗАЦИИ.

2.1. СРОКИ ПЛАНИРОВАНИЯ

В процессе финансово-хозяйственной  деятельности финансовые службы предприятия  могут осуществлять планирование выручки  на предстоящий год, квартал и  оперативно.

Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соотношение  спроса и предложения подтверждено трудно прогнозируемым изменениям и  законодательно установленные правила  поведения юридических лиц постоянно  меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия. В такой ситуации более целесообразно поквартальное  планирование.

Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денег  за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия.

2.2. Расчет Плановой выручки от  реализации продукции (работ,  услуг) предприятия.

Для определения  выручки от реализации продукции  необходимо знать объем реализации продукции в действующих ценах  без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов для  экспортируемой продукции.

Выручка от выполненных  работ и оказанных услуг определяется исходя из объема продукции и соответствующих  цен и тарифов.

2.2.1. МЕТОД ПРЯМОГО  СЧЕТА.

Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный способ планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска продукции, установлены соответствующие цены, тогда выручку от реализации можно определить по формуле:

Информация о работе Выручка от реализации