Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 09:59, реферат
Актуальность выбранной темы обуславливает цель работы: рассмотрение государственных финансов РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие о государственных финансах РФ, состав и структуру;
выявить необходимость и меры повышения эффективности государственных финансов РФ.
Введение 3
Понятие о государственных финансах РФ 4
Структура государственных финансов РФ 6
2.1 Понятие и сущность государственного бюджета РФ 7
2.2 Значение внебюджетных фондов РФ 8
2.3 Государственный кредит РФ 10
Повышение эффективности государственных финансов 11
Заключение 13
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н. П. ОГАРЕВА»
Факультет экономический
Кафедра финансов и кредита
Реферат на тему:
«Государственные финансы РФ»
Выполнила студентка 202 группы
специальности «Бухгалтерский учет,
анализ и аудит» Осина Ксения
Проверил: Миронов В.И.
Саранск, 2012
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Финансы – это экономическая категория, прежде всего связанная с существованием государства. Исследование государственных финансов является довольно актуальной проблемой на сегодняшний день, т.к. они образуют важную часть финансовой деятельности общества с рыночной экономикой.
Актуальность выбранной темы обуславливает цель работы: рассмотрение государственных финансов РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 Понятие о государственных финансах РФ
Государственные финансы - совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство мобилизует для выполнения своих функций. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы. Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны.
Задачей государственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в руках государства или территориальных органов власти и направление их на финансирование общественных нужд.
Цель государственных финансов – денежное обеспечение функций субъектов органов власти.
Следует различать государственные финансы в широком и узком смысле. В широком смысле они охватывают все финансы, за исключением негосударственных; в узком – государственный бюджет (бюджетную систему). Характер и масштабы их различий определяются спецификой государственного устройства, а так же природно-климатическими, историческими, демографическими, экономическими, социальными, политическими и другими особенностями.
Управление государственными финансами в России осуществляют органы государственной власти, в первую очередь законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Президент, Правительство, Центральный банк, Министерство финансов и др.). Сектор государственного управления по уровням управления подразделяется в федеративных государствах на центральный (общегосударственный, федеральный), региональный и местный уровни.
Для нормального социально-экономического и политического развития страны требуется эффективное государство. Государство необходимо для предоставления нужных обществу в целом и его жителям товаров и услуг, законодательного формирования необходимых норм и институтов, позволяющих успешно функционировать экономике и обеспечивать материальные и иные условия жизни гражданам.
Государство может непосредственно управлять только собственными ресурсами, а на финансы других секторов экономики в состоянии лишь оказывать воздействие. Управление государственными финансами в центре и на местах осуществляется путем утверждения законодательных актов, бюджетов и отчетов об их исполнении, установления и отмены налогов и других видов платежей в бюджет.
Областью возникновения и функционирования финансов является необходимость распространения стоимости валового внутреннего продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, чтобы каждый получил свою долю. По экономической сущности государственные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.
Преобразование государственных финансов является одним из важнейших направлений экономических реформ в России. Как в условиях планово-распределительной системы, так и в условиях рынка государственные финансы являются инструментом мобилизации средств для проведения государственной политики и оказывают серьезное воздействие на социально-экономическую и внешнеполитическую жизнь страны.
2 Структура государственных финансов РФ
Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В РФ к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:
- Федеральный бюджет;
- Бюджеты субъектов РФ;
- Внебюджетные фонды РФ (централизованные
федеральные бюджеты и
- Внебюджетные фонды субъектов РФ
К категории «государственные финансы» можно так же отнести такие понятия как: государственный кредит; налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды; неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды; бюджетная система; другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств.
Структура государственных финансов определяется двумя основными факторами. Одним из них является структура органов государственной власти. Другим – выделение в составе государственных финансов бюджетных средств и различного рода целевых фондов, не входящих в бюджет. По функциональному признаку в составе государственных финансов РФ выделяются обособленные звенья:
- Государственный бюджет;
- Государственные внебюджетные фонды;
- Государственный (муниципальный) кредит.
Каждое из этих звеньев выполняет специфические функции. Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев каждое из них имеет свою институциональную единицу.
2.1 Понятие и сущность государственного бюджета
Центральное место в государственных финансах принадлежит бюджетам. По экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Государственный бюджет не зря называют ведущим звеном финансовой системы страны – ведь он объединяет в себе главные доходы и расходы государства.
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжении органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а так же обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Источники доходной части государственного бюджета:
- 70-80% формируют налоговые
- в значительно меньшей степени
– доходы от
- доходы государственного предпринимательства.
Основные функции бюджета заключаются в следующем: перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта; государственное регулирование и стимулирование экономики; контроль над образованием и использованием центрального фонда денежных средств. Сегодня в России механизм государственного бюджета направлен на финансирование структурной перестройки экономики; наращивание модернизации и научно-технического потенциала; ускорение социального развития и социальной защищенности населения. Через расходы и налоги государственный бюджет РФ выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций.
2.2 Значение внебюджетных фондов РФ
Существенная роль в системе государственных финансов РФ принадлежит государственным внебюджетным фондам, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Выделение таких фондов в качестве отдельных звеньев финансовой системы, обусловлено необходимостью обеспечения гарантий в целевом использовании денежных средств, формируемых главным образом за счет целевых обязательных отчислений. Все внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение: для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительных ресурсов приоритетных отраслей экономики.
В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
- Федеральный фонд
Внебюджетные фонды выполняют еще и роль финансового резерва, к которому прибегают федеральные, республиканские и местные органы власти, в случаях финансовых затруднений. Благодаря внебюджетным фондам повышается маневренность финансовых ресурсов в рамках единой финансовой системы государства.
Внебюджетные фонды довольно разнообразны как по функционально-целевому назначению, так и по уровням управления. В соответствии с функциональным назначением их можно подразделить на фонды, имеющие любо экономический, либо социальный, либо природоохранный характер. По уровням управления внебюджетные фонды подразделяются на фонды общегосударственного, республиканского и регионального значения. Различные уровни государственного управления располагают своими бюджетами и внебюджетными фондами. В этой связи система государственных финансов организуется таким образом, чтобы данные о доходах и расходах формировались как в территориальном разрезе, так и по вертикали с выделением соответствующих внебюджетных фондов. Это позволяет формировать консолидированные данные о государственном бюджете федерации и регионов, консолидированные данные по внебюджетным фондам и на этой основе консолидированные данные в целом по государственным финансам. В Росси определяются и публикуются консолидированные данные федерального и региональных бюджетов. Консолидированные данные по государственным финансам в целом пока в системном порядке не формируются и не публикуются. Учитывая, что расходы внебюджетных фондов составляют около четверти всех расходов государства, формирование консолидированных данных о доходах и расходах государства в целом является необходимым элементом управления государственными финансами и должно быть налажено.
Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Госкредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств организаций, предприятий и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды. Государственный кредит играет важную роль в укреплении экономики и ее финансовом оздоровлении. С его помощью ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального развития (через финансирование специальных долгосрочных программ). Госкредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, государственный кредит смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.