Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 22:13, доклад
Государственные бумаги) — это облигации, казначейские векселя и другие государственные обязательства, выпускаемые центральным правительством с целью размещения займов и мобилизации денежных ресурсов.
Государственные ценные бумаги
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ
Государственные бумаги) — это облигации, казначейские векселя и другие государственные обязательства, выпускаемые центральным правительством с целью размещения займов и мобилизации денежных ресурсов.
Причины выпуска государственных ценных бумаг
Необходимость выпуска долговых инструментов может появиться в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов даже при профиците бюджета текущего года. Кроме того, независимо от наличия указанных причин, в рамках одного бюджетного года нередко возникают относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Они обычно связаны с тем, что пик поступлений платежей в бюджет приходится на определенные даты, установленные для их уплаты и подачи налоговых деклараций, в то время как бюджетные расходы более распределены по времени. Поэтому у государства может возникнуть кратковременный дефицит денежных средств, для покрытия которого оно вынуждено прибегать к выпуску краткосрочных ценных бумаг также в целях кассового исполнения бюджета.
Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета.
Более того, с целью мобилизации средств, необходимых для оплаты старых долгов в срок, государство вынуждено выпускать новые долговые инструменты. Такое рефинансирование долга иногда позволяет держателям долговых бумаг при наступлении срока погашения заменять их бумагами нового выпуска и в результате получать налоговые преимущества
В ряде стран краткосрочные государственные ценные бумаги в разные периоды использовались также в целях обеспечения коммерческих банков ликвидными активами. Коммерческие кредитные учреждения помещают в выпускаемые правительством фондовые инструменты часть своих ресурсов, главным образом из резервных фондов, которые благодаря этому не омертвляются, а приносят доход.
Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых органами власти на местах, а также для привлечения средств во внебюджетные фонды. Государство вправе выпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые, по его мнению, заслуживают правительственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.
Финансирование государственного долга посредством выпуска государственных ценных бумаг сопряжено с меньшими издержками, чем привлечение банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долговые обязательства отличаются высокой ликвидностью и инвесторы испытывают гораздо меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству.
Наиболее распространенным типом государственных фондовых инструментов являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться после первичного размещения другим субъектам. Классическим примером рыночных ценных бумаг служат казначейские векселя, которые выпускаются большинством экономически развитых стран обычно на срок не более одного года, в основном, в целях кассового исполнения бюджета. К рыночным ценным бумагам также относят различные среднесрочные инструменты, они называются нотами, и долгосрочные государственные долговые обязательства – облигации. В разных странах отдают предпочтение выпуску различных типов рыночных долговых инструментов. Если в США в общем объеме выпущенных правительственных ценных бумаг наибольшую долю составляют среднесрочные ноты (порядка 60%), то в Японии и ФРГ преобладающее положение занимали долгосрочные облигации (соответственно - 9% и 60%). Доля же краткосрочных долговых обязательств незначительна
Нерыночные государственные долговые инструменты не могут свободно переходить от одного их держателя к другому. Они предназначены для размещения среди населения. Через распространение не обращающихся на рынке долговых обязательств правительства иногда пытаются регулировать деятельность коммерческих банков, ибо покупка населением нерыночных ценных бумаг сокращает возможности помещения средств в банковские депозиты частных кредитных учреждений. Нерыночные ценные бумаги, которые невозможно ни продать другим лицам, ни погасить до истечения определенного срока, оказываются эффективными в условиях нестабильного рынка кредитных ресурсов, когда вкладчики начинают избавляться от рыночных ценных бумаг.
Размещение государственных ценных бумаг
Первичное размещение государственных ценных бумаг может осуществляться путем аукциона, открытой продажи либо индивидуально.
При проведении аукциона, потенциальные покупатели направляют его устроителям заявки, в которых указывается объем ценных бумаг, которые они считали бы возможным приобрести в случае, если бы продажа осуществлялась по указанной в заявке цене или с выплатой отраженных в ней процентов. Аукционная форма первичной реализации государственных ценных бумаг используется в большинстве экономически развитых стран при размещении краткосрочных долговых обязательств, а в отдельных государствах - при реализации среднесрочных и долгосрочных кредитных инструментов. Аукционная продажа государственных долговых обязательств осуществляется либо с предварительным объявлением об общем объеме их выпуска, либо без такового. В первом случае в рамках объявленного объема должны быть удовлетворенны все заявки с наилучшими предложениями. Недостатком такого подхода является потенциальная возможность признания займов несостоявшимися, в случае если суммарная величина заявок окажется меньше объявленного объема выпуска.
Участие в аукционе может происходить на конкурентной и неконкурентной основе. Делая конкурентное предложение, потенциальный покупатель указывает в подаваемой им заявке условия размещения займа, представляющиеся ему приемлемыми. Неконкурентные заявки, принимаемые обычно с ограничениями по объему, удовлетворяются полностью исходя из условий, сложившихся в среднем по результатам конкурентных торгов.
Аукционы могут проводиться по так называемой голландской или американской системе.
В рамках голландского аукциона заявки на приобретение ценных бумаг удовлетворяются на единых условиях, сложившихся по результатам конкурентных торгов. Заявки участников обыкновенного аукциона, принятые к исполнению, удовлетворяются на тех условиях, которые указаны в каждой отдельной заявке.
Преимущества американского метода проведения аукциона заключается, во-первых, в более высоком уровне ответственности, которую потенциальные покупатели при определении подходящих для них условий выпуска. Во-вторых, в том, что установленный по результатам такого аукциона уровень доходности ценных бумаг сопряжен с относительно меньшими (по сравнению с голландской системой) издержками по оплате государственного займа.
Открытая продажа государственных ценных бумаг обычно происходит в течение долгого времени (от нескольких недель до нескольких месяцев), в течение, которого ценные бумаги продаются всем желающим на единых условиях, которые публично объявляются заранее. По мере осуществления открытой продажи ее условия могут корректироваться с учетом состояния рыночной конъюнктуры. При этом эмитент государственных ценных бумаг в лице министерства финансов прибегает к услугам посредников (агентов), в качестве которых могут выступать центральный банк, консорциум коммерческих банков или фирмы, специализирующиеся на операциях с правительственными долговыми инструментами. Обычно уровень доходности облигаций, предлагаемых на условиях открытой продажи, и объем их выпуска определяются министерством финансов, государственным (центральным) банком или специальной организацией, отвечающей за размещение государственного долга. Этому, предшествует анализ рыночной конъюнктуры и совещания с представителями деловых кругов.
При индивидуальном размещении ценных бумаг правительства (в лице министра финансов) непосредственно, либо через посредников проводят переговоры с одним или несколькими крупными инвесторами, в ходе которых оговариваются условия получения государством кредита под выпуск долговых обязательств (объем выпуска, процентная ставка, сроки и порядок погашения, цена продажи и др.).
Мировой практике известны несколько способов выплаты доходов по государственным ценным бумагам. В их числе:
- установление фиксированного процентного платежа; применение ступенчатой процентной ставки; использование плавающей ставки процентного дохода;
- индексирование номинальной стоимости ценных бумаг; реализация долговых обязательств с дисконтом против их нарицательной цены;
- проведение выигрышных займов;
Установление фиксированного процентного платежа является распространенной и наиболее простой формой выплаты дохода по государственным долговым обязательствам. Однако в условиях инфляции и быстро меняющейся рыночной конъюнктуры с течением времени неизменный по уровню доход теряет свою привлекательность. В подобных ситуациях используют более сложные механизмы выплаты процентов, которые повышают конкурентоспособность правительственных ценных бумаг на фондовом рынке.
Применение ступенчатой процентной ставки позволяет стимулировать сохранение государственных долговых обязательств на руках у их держателей. При этом устанавливается несколько дат, по истечении которых владельцы ценных бумаг могут либо погасить их, либо оставить до наступления следующей даты. В каждый последующий период ставка процента возрастет. Иногда практикуется выпуск среднесрочных государственных ценных бумаг, которые предоставляют их владельцам право выбора между погашением возможностью обмена в течение определенного периода на другие ценные бумаги с более высокой ставкой процента.
Ставка процента по государственным ценным бумагам может быть плавающей, т.е. изменяющейся регулярно (каждые полгода и т.п.) в соответствии с динамикой учетной ставки центрального банка или уровнем доходности государственных ценных бумаг, размещаемых путем аукционной продажи.
В отдельных странах (например, в Великобритании) в качестве антиинфляционной меры практикуют выпуск облигаций с номиналом, индексируемым с учетом роста индекса потребительских цен.
По некоторым государственным ценным бумагам проценты могут не выплачиваться. Их владельцы получают доход благодаря тому, что покупают подобные фондовые инструменты с дисконтом, а погашают - по номиналу.
В Швеции и некоторых других странах доход по государственным ценным бумагам выплачивается в форме выигрышей, достающихся отдельным их владельцам по итогам регулярно проводимых тиражей.
Государственные ценные бумаги выпускаются не только центральным правительством, но и органами власти на местах. Обычно доход по таким ценным бумагам облагается налогом на льготных условиях. В странах с развитой рыночной экономикой широко распространена практика выпуска ценных бумаг отдельными государственными органами, а также учреждениями, получающими правительственную поддержку, агентствами и международными институтами. Одни из этих ценных бумаг полностью гарантируются государством, другие получают частичные правительственные гарантии, что повышает уровень ликвидности.
Рыночные государственные ценные бумаги активно продаются на вторичном рынке. Они привлекают инвесторов как самые надежные и безопасные виды фондовых инструментов. Правительственные долговые обязательства принимаются к котировке на фондовых биржах, однако, подавляющий объем сделок с ними совершается во внебиржевом обороте.
4