Государственные центральные банки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы подтверждается тем, что роль Центрального Банка в экономике трудно переоценить, особенно сегодня, необходима продуманная кредитно-денежная политика: жесткое регулирование валютного курса, поддержание отечественных производителей путем их кредитования, и в результате, предотвращение обнищания широких слоев населения. Целью данной работы является рассмотрение государственного центрального банка, в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность и функции государственных центральных банков 4
1.1. Государственный центральный банк 4
1.2. История создания государственного центрального банка 5
1.3. Правовой статус 6
1.4. Функции и виды государственного центрального банка 9
1.5. Организационная структура государственного центрального банка 14
2. Анализ деятельности Государственного центрального банка РФ 22
2.1. Характеристика российского финансового рынка в 2012 году 22
2.2. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в январе—сентябре 2012 года 26
Заключение 34

Вложенные файлы: 1 файл

К р ГК.docx

— 84.43 Кб (Скачать файл)

 

Санкт-Петербургский  колледж управления и экономики 
«Александровский лицей»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине  Финансы денежное обращение и кредит    

 

 

Тема:    Государственные центральные банки   

 

 

080109 «Финансы»   

код и наименование специальности

 

Руководитель        А.Ф.Жмайло  

подпись           И.О.Фамилия

Студент   Гукасян К.А.     Группа  109 

     Фамилия И.О.

Работа выполнена  с оценкой         

 

 

 

Санкт- Петербург 

2013

 

 

 

 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Сущность и функции государственных центральных банков 4

1.1. Государственный центральный банк 4

1.2. История создания государственного  центрального банка 5

1.3. Правовой статус 6

1.4. Функции и виды государственного центрального банка 9

1.5. Организационная структура государственного центрального банка 14

2. Анализ деятельности Государственного центрального банка РФ 22

2.1. Характеристика российского финансового рынка в 2012 году 22

2.2. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в январе—сентябре 2012 года 26

Заключение 34

 

ВВЕДЕНИЕ

Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства  сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником  денежно – кредитной политики. В свою очередь, денежно – кредитная  политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования  экономики. Поэтому эффективная  деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики. Центральные банки  имеют достаточно широкие и разнообразные  полномочия в областях:

-регулирования и контроля  за деятельностью банков на  рынке ценных бумаг;

-валютного контроля;

-информатизации банковской  деятельности;

-экономического анализа  и статистики;

-обеспечения безопасности  и защиты информации и др.

Актуальность темы подтверждается тем, что роль Центрального Банка  в экономике трудно переоценить, особенно сегодня, необходима продуманная  кредитно-денежная политика: жесткое  регулирование валютного курса, поддержание отечественных производителей путем их кредитования, и в результате, предотвращение обнищания широких  слоев населения.

Целью данной работы является рассмотрение государственного центрального банка, в целом.

В теоретической части  данной работы, будут рассмотрены: история Банка, правовой статус, функции и виды банка, его структура и роль.

В практической части данной работы будет проведён анализ деятельности государственного центрального банка  за 2012 год.

 

1. Сущность и функции государственных центральных банков

1.1. Государственный центральный банк

Государственный банк - это  кредитное учреждение, находящееся  в собственности государства, управляемое  государственными органами и имеющее  в своем активе только государственный  капитал. Тогда как коммерческие кредитные организации финансируются  исключительно частными лицами или  структурами.

Государственные банки играют важную роль в регулировании экономики  страны, осуществляют контроль над  деятельностью частных банков, оказывают  непосредственное влияние на международные  кредитные операции, обеспечивают финансирование государственных программ. Государственные  банки призваны финансово обеспечивать проведение экономической политики государства в области кредитования, оказывать влияние на инвестиционные, посреднические и расчетные операции.

Государственные специальные  кредитные институты обслуживают  важнейшие отрасли хозяйства, кредитование которых не выгодно частному капиталу. Такой вид государственных банков создает условия для решения  текущих и стратегических задач, стимулирует капитальные вложения, внешнеторговую экспансию, осуществляет регулирование развития сельского  хозяйства, проводит государственную  региональную политику.

Главное преимущество государственного банка или банка с государственным участием - это обеспечение финансовых гарантий прав вкладчиков на правительственном уровне в условиях неплатежеспособности кредитной организации. Во все времена самыми надежными банками считались кредитные организации с непосредственным государственным участием в финансировании или, по крайней мере, имеющие в своих активах некую долю государственного капитала.

Однако, по общему правилу, за подобную надежность приходится рассчитываться более высоким уровнем процентных ставок по займам и невысокими ставками по депозитным вкладам в сравнении  с коммерческими банками. Но и  здесь многое зависит от общей  экономической ситуации в стране - это наглядно продемонстрировал  россиянам финансовый кризис 2008-2009 гг. В сложный период именно банки с государственным участием благодаря доступу к недорогим «правительственным» деньгам смогли предложить своим клиентам наиболее выгодные условия кредитования.

1.2. История создания государственного  
центрального банка

Сословный банк Шведского  королевства получил от шведского  парламента эксклюзивное право на денежную эмиссию. При этом банк был подчинен напрямую парламенту, в обход короля, который, таким образом, лишился  единоличного контроля над денежной политикой. Шведский Сословный банк стал первым в мире государственным  центральным банком.

Предшественником этого  первого Центробанка был Стокгольмский  банк, основанный в 1656 году голландцем Йоханом Пальмструхом. Банк Пальмструха первым в Европе стал печатать бумажные деньги, получив соответствующую привилегию от короля Карла Х Густава. Однако за десять лет было выпущено огромное количество ничем не обеспеченных банкнот, что привело к дестабилизации государственных финансов. Пальмструх был за это приговорен к смерти, но впоследствии помилован.

Отняв у короля монетарную власть, парламент отказался от бумажных денег. Следующий подобный опыт на Западе, гораздо более удачный, имел место  в последнее десятилетие XVII века в британской колонии Массачусетс  в Северной Америке.

В 1866 году, когда сословное  представительство в Швеции было отменено и парламент стал формироваться по итогам всеобщих равных прямых выборов, Сословный банк был переименован в Королевский банк (Riksbank). Он функционирует и по сей день, оставаясь старейшим центробанком в мире.

1.3. Правовой статус

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право  на осуществление денежной эмиссии  и в качестве основной функции  – защита и обеспечение устойчивости рубля. Статус, цели деятельности, функции  и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей3 Федерального закона "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" целями деятельности Банка  России являются: защита и обеспечение  устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Ключевым элементом правового  статуса Банка России является принцип  независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных  актов, обязательных для федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесённым к его компетенции  Федеральным законом "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим  лицом. Уставный капитал и иное имущество  Банка России являются федеральной  собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые  установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие  и обременение обязательствами  имущества Банка России без его  согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка  России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных  доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том  числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так  же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли  на себя такие обязательства или  если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные  организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные  организации принимают на себя такие  обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная  Дума), которая назначает на должность  и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению  Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации);направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

1.4. Функции и виды государственного центрального банка

Основными функциями являются:

  • денежно-кредитное регулирование экономики;
  • эмиссия кредитных денег;
  • контроль за деятельностью кредитных учреждений;
  • аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений;
  • кредитование коммерческих банков (рефинансирование);
  • кредитно-расчетное обслуживание правительства;
  • хранение официальных золотовалютных резервов.

Главной функцией центрального банка является кредитное регулирование.

Центральные банки на Западе, помимо административных методов (установление прямых ограничений на деятельность коммерческих банков, проведение инспекций  и ревизии, издание инструкций, сбор и обобщение отчетности и т.д.), располагают и экономическим  инструментарием для регулирования  банковской сферы, основными составляющими  которого являются: политика минимальных  резервов, открытого рынка и учетная  политика.

Политика минимальных  резервов впервые была опробована в  США в 30-е гг. XX в., и сразу после  Второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки  всех ведущих капиталистических  стран. Минимальные резервы - это  вклады коммерческих банков в центральном  банке, размер которых устанавливается  законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков. Может сложиться ситуация, когда средства вкладчиков практически полностью направлены банком на кредитование. При этом в силу каких-либо обстоятельств вкладчики могут затребовать свои депозиты. В таком случае банк окажется неплатежеспособным. Чтобы этого не произошло, ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию. Другая функция подобного резервирования заключается в том, что, изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков, которые последние могут направить в производство. В период бума для его "охлаждения" ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса - наоборот. Повышение нормы резерва на 1-2% - действенное средство ограничения кредитной экспансии. Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется.

Другой инструмент кредитного регулирования - политика открытого  рынка. Впервые она начала проводиться в США в 20-е гг. XX в. В период высокой конъюнктуры центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги по выгодным для них ставкам, чтобы сократить их кредитные возможности. В период кризиса, наоборот, центральный банк создает возможности рефинансирования для коммерческих банков и ставит их в такие условия, когда им выгодно продавать центральному банку свои ценные бумаги. Таким образом, путем изменения объема купли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков.

Информация о работе Государственные центральные банки