Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 00:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление сущности государственного бюджета и порядка его формирования и использования, определение допустимых размеров бюджетного дефицита и поиск путей его минимизации.
Изучены и подробно описаны понятие государственного бюджета, его структура, доходная и расходная составляющие, охарактеризованы бюджетный дефицит, изучена динамика.
Изучены особенности формирования бюджета, сбалансированности его частей, наличия бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь, предложены направления по регулированию и минимизации дефицита.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………...6
1.1 Сущность бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода…………………………………………...………………..6
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета………………….……..10
1.3 Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь…………………………………………………....……………………..14
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………....19
2.1 Анализ доходной и расходной части бюджета……………………..…..19
2.2 Динамика государственного бюджета и бюджетный дефицит……….24
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ...……...28
3.1 Методы минимизации бюджетного дефицита……………………...….28
3.2 Бюджетные методы регулирования…………..……...………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА……………………………………………………………
1.1 Сущность бюджета, его
роль в распределении и перераспределении
национального дохода…………………………………………...……………
1.2 Доходы и расходы
государственного бюджета………………
1.3 Бюджетное устройство
и бюджетная система Республики Беларусь…………………………………………………...
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………....19
2.1 Анализ доходной
и расходной части бюджета……………
2.2 Динамика государственного бюджета и бюджетный дефицит……….24
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ...……...28
3.1 Методы минимизации бюджетного дефицита……………………...….28
3.2 Бюджетные методы
регулирования…………..……...………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 41с., 6 рис., 2 табл., 28 источников, 3 прил.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА, БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ.
Государственный бюджет является одним из важнейших экономических показателей любого государства. Несбалансированность, превышение доходов расходами приводит к возникновению бюджетного дефицита, который финансируется как с помощью внешних, так и внутренних источников, что приводит к образованию государственного долга.
Целью курсовой работы является выявление сущности государственного бюджета и порядка его формирования и использования, определение допустимых размеров бюджетного дефицита и поиск путей его минимизации.
Изучены и подробно
описаны понятие
Изучены особенности формирования бюджета, сбалансированности его частей, наличия бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь, предложены направления по регулированию и минимизации дефицита.
Проведен анализ основных
показателей бюджетного
1. выявлены перспективные
направления регулирования
2. сделаны выводы
о том, что в настоящее время
бюджетная система страны не
совершенна, что в свою очередь
даёт толчок для ее
Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический
материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
ВВЕДЕНИЕ
Состояние государственных финансов – это один из самых важных экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Исторически возникновение бюджета обусловлено существованием государства, развитием товарно-денежных отношений и объективной необходимостью удовлетворять общественные потребности посредством государства.
Одновременно со становлением общества, государства и товарно-денежных отношений происходило развитие бюджета. Деятельность государства по удовлетворению общественных потребностей требовала мобилизации определенных доходов для создания бюджетного фонда и осуществления государственных расходов [1, с.312].
Существование бюджетных отношений обусловлено наличием государства. В свою очередь бюджетные отношения – часть экономической структуры общества, объективно предопределенная закономерностями общественного развития.
В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита, и уже долгое время существует политика бюджетного дефицита. Для покрытия дефицита бюджета государство получает различные финансовые заимствования, образующие государственный долг. Наличие государственного долга является нормальной практикой. Но существуют и границы, превышение которых становится опасным для государства.
Бюджет, его формирование и статьи расходов являются важным разделом в экономической науке, который требует большого внимания со стороны не только экономистов и политиков, но и рядовых граждан.
Эффективность управления средствами бюджета обеспечивается рыночными механизмами. Она выражается социально-экономическим результатом перераспределения национального дохода в данных социально-политических и финансово-экономических условиях, а также может быть измерена отношением показателей ее социально-экономического результата к затратам на ее осуществление.
Бюджетная политика государства является важнейшим рычагом воздействия на социально-экономические процессы. Тема эффективности управления бюджетными средствами была и остается актуальной во все времена существования государства. Объектом исследования курсовой работы является государственный бюджет, предметом исследования – закономерности формирования и использования бюджета.
При написании курсовой работы использовались метод анализа, сравнения, дедукции, группировка.
Цель данной работы состоит в изучении особенностей развития, функционирования, формирования и использования государственного бюджета Республики Беларусь. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить особенности функционирования бюджетной системы Республики Беларусь;
- рассмотреть особенности формирования расходной и доходной части бюджета;
- рассмотреть сущность государственного бюджета как механизма регулирования экономики.
Для проведения исследования использовались данные за 2009 - 2011 гг., а также за январь-сентябрь 2012 г.
Государственный бюджет, сбалансированность доходов и расходов, минимизация бюджетного дефицита и поддержание оптимально допустимого размера государственного долга широко обсуждаются в современной экономической литературе и периодической печати. Формирование доходной и использование доходной части бюджета, порядок определения дефицита регулируются нормативно-правовыми актами Республики. Поэтому при написании данной работы была использована следующая литература: Базылев Н. И. «Макроэкономика», Романовский М. В. «Финансы», Сорокина Т. В. «Бюджетный процесс в Республике Беларусь», нормативно-правовые акты: Бюджетный Кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 26 октября 2012 года № 432-З «О республиканском бюджете на 2013 год», Отчет Министерства финансов РБ «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» и другие. В том числе использовалась информация периодических изданий и материал, опубликованный в Internet.
ГЛАВА 1
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность
бюджета, его роль в распределении
и перераспределении
Главное звено финансовой системы любого государства – его бюджет – самый крупный денежный фонд, используемый правительством для финансирования своей деятельности. Через него государство концентрирует и перераспределяет значительную долю национального дохода для финансирования социально-культурных мероприятий, содержания милиции, армии, органов государственной власти, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы [14, с.353].
Государственный бюджет – это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования денег.
Государственный бюджет
является составной частью
Складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением денежные отношения по поводу формирования и использования бюджетного фонда это и есть сфера бюджетных отношений.
Выступая формой существования объективных финансовых отношений и выполняя особую роль в удовлетворении общегосударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как самостоятельная категория. Для того, чтобы раскрыть природу бюджета, необходимо определить место и специфику бюджетных отношений в системе финансовых отношений.
К особенностям бюджетных отношений как части финансовых принято относить их денежный характер, так как бюджетные отношения опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства.
Финансы выступают как особая форма производственных отношений и изначально формируются в момент расщепления денежной и эквивалентной им материально-вещественной формы движения совокупного общественного продукта на первой стадии воспроизводственного процесса. В это же время начинается относительно самостоятельное движение части совокупного общественного продукта – чистого дохода в его денежной форме, в результате чего формируются финансовые отношения, сопровождающие дальнейшее движение чистого дохода, его распределение, формирование денежных фондов [27, с.12].
Такой порядок определяется тем, что в условиях рыночных отношений, когда деятельность субъектов хозяйствования строится на принципе самофинансирования, для обеспечения расширенного воспроизводства, а также бесперебойных расчетов с государством по уплате налогов и других обязательных платежей размер чистого дохода просчитывается и прогнозируется заранее.
В итоге зарождаются отношения, опосредующие образование той части чистого дохода, которая в процессе последующего распределения будет направлена в централизованный фонд государства, а именно – бюджетные отношения. Их появление обусловлено отщеплением части чистого дохода в форме налогов и обязательных платежей. При действующей системе налогообложения в бюджетный фонд поступает и часть фонда возмещения в виде налогов, включаемых в себестоимость продукции. Это означает, что бюджет участвует как в первичном распределении, так и в перераспределении стоимости совокупного общественного продукта.
В настоящее время платежи в бюджет субъектов хозяйствования являются первоочередными. Порядок их исчисления и уплаты определяет пропорции распределения чистого дохода, влияет на величину той его части, которая остается в распоряжении предприятия и может быть направлена на расширение производства и формирование децентрализованных денежных фондов [8, с.90].
Это означает, что бюджетные отношения являются определяющими во взаимосвязях с финансовыми, которые опосредуют образование различных децентрализованных фондов (рис. 1.1). Это положение следует учитывать при обосновании роли бюджета в государственном регулировании экономических и социальных процессов.
где М – чистый доход,
m1 – часть чистого дохода, направляемого в распоряжение государства для формирования бюджетного фонда,
m2 – часть чистого дохода, остающаяся у субъектов хозяйствования.
Рисунок 1.1 – Взаимосвязь бюджетных и финансовых отношений
Примечание: – Источник [27]
Распределение чистого дохода – процесс многостадийный. Прежде всего, из чистого дохода выделяется та его часть, которая в соответствии с законодательством в первоочередном порядке направляется на формирование централизованных фондов денежных средств государства в виде обязательных платежей в бюджет. Далее из чистого дохода, остающегося в распоряжении предприятия, вычленяется та его часть, которая направляется на обеспечение расширенного воспроизводства. Из нераспределенной части чистого дохода могут быть сформированы децентрализованные денежные фонды.