Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 11:50, реферат

Краткое описание

Автор работы ставит перед собой цель – раскрыть тему «Государственный долг и его виды», то есть рассмотреть, что такое Государственный долг, его формы и виды, методы управления государственным долгом.
Материалом для написания реферата послужили Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. От 26.04.2012), учебники Л.А. Дробозиной,И.А. Бескова и Интернет-ресурсы.

Содержание

Введение 3
Государственный долг 4
1.1Формы и виды государственного долга 5
1.2 Структура 7
1.3 Методы управления государственным долгом 9
1.4 Методы рефинансирования государственного долга 10
Политика займов в настоящее время 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ!!!.docx

— 32.98 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

Государственный долг 4

1.1Формы и  виды государственного долга 5

1.2 Структура 7

1.3 Методы  управления государственным долгом 9

1.4 Методы  рефинансирования государственного  долга 10

Политика  займов в настоящее время 12

Заключение 14

Список использованной литературы 15

 

 

 

 

 

 

Введение

Автор работы ставит перед  собой цель – раскрыть тему «Государственный долг и его виды», то есть рассмотреть, что такое Государственный долг, его формы и виды, методы управления государственным долгом.

Материалом для написания  реферата послужили Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. От 26.04.2012), учебники Л.А. Дробозиной,И.А. Бескова и Интернет-ресурсы.

Реферат состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Во введении отражена цель реферата, источники  для написания реферата, его структура. В основной части реферата рассмотрены  виды государственного долга, его структура, методы управления и рефинансирования, а так же состояние государственного долга в России на современном  этапе развития. В заключении сформулированы основные выводы по теме.

 

 

 

Государственный долг

Государственный долг (в  соответствии с Бюджетный кодекс РФ Глава 14 Статья 97) - это долговые обязательства  РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями  и др, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса . Иными словами говоря Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета.

Основаниями для образования  государственного долга являются:

· государственные и муниципальные  заимствования, с помощью которых  обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

· кредитные соглашения и  договоры, которые могут заключаться  от имени Российской Федерации, с  кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов

· предоставление государственных  гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения  обязательств за других заемщиков.

· факты, когда государство  или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

· соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные  от имени Российской Федерации или  субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.

1.1Формы и виды государственного долга

Существует несколько  классификаций государственного дога в зависимости от признака положенного  в основу данной классификации.

В зависимости от заемщика государственный долг подразделяется:

· государственный долг Российской Федерации;

· государственный долг субъекта Российской Федерации;

· муниципальный долг.

Под государственным  долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Под государственным  долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну.

Под муниципальным  долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня испол ьзуют все свои полномочия.

Согласно Бюджетному кодексу  РФ в зависимости от валюты возникающих  обязательств выделяют:

– внутренний долг;

– внешний долг;

Под внутренним государственным  долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте.

Под внешним государственным  долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте.

В зависимости от срока  погашения и объема обязательств выделяют:

– капитальный государственный  долг;

– текущий государственный  долг;

Под капитальным  государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам.

Под текущим государственным  долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме:

– кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени  Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

– государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

– договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

– договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных  гарантий;

– соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных  от имени Российской Федерации, о  пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации  прошлых лет.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства  погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам РФ и ее субъектов  сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципальных  образований - 10 лет. В подобных формах могут существовать долговые обязательства  субъектов РФ и муниципальных  образований, за исключением международных  соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно.

1.2 Структура

Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным  настоящей статьей видам долговых обязательств.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным  от имени Российской Федерации  как заемщика от кредитных  организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным  кредитам (заимствованиям) международных  финансовых организаций, иных  субъектов международного права,  иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным  бумагам, выпущенным от имени  Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным  в федеральный бюджет из других  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации;

4) государственным гарантиям  Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии  с законодательством Российской  Федерации на государственный  долг Российской Федерации.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет  включительно).

 

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  включаются:

1) номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;

2) объем основного долга  по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного долга  по бюджетным кредитам, полученным  Российской Федерацией;

4) объем обязательств  по государственным гарантиям,  выраженным в валюте Российской  Федерации;

5) объем иных (за исключением  указанных) долговых обязательств  Российской Федерации, оплата  которых в валюте Российской  Федерации предусмотрена федеральными  законами до введения в действие  настоящего Кодекса.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации  включаются:

1) номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте;

2) объем основного долга  по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств  по государственным гарантиям  Российской Федерации, выраженным  в иностранной валюте.

1.3 Методы управления государственным долгом

Под управлением государственным  внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

  • Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
  • Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
  • Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
  • Унификация — объединение нескольких займов в один.
  • Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.
  • Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.
  • Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

1.4 Методы рефинансирования государственного долга

Существует несколько  методов рефинансирования государственного долга. Рассмотрим некоторые из них.

Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).

Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.

Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).

Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности  прошлых лет и вновь возникающей  задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства  РФ.

Долговые обязательства  РФ могут быть в форме:

  • кредитов, полученных Правительством РФ;
  • государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
  • других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта  деятельность называется: управление государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации  производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и  осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов  в виде процентов по ним или  в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.

 

 

Политика займов в настоящее время

В 2004—2008 годах, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный  со стремительным ростом мировых  цен на это сырьё, государственный  долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9% ВВП).

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

Государственный внутренний долг РФ, выраженный в ценных бумагах, номинальная стоимость которых  указана в российской валюте, за 2012г. вырос на 14,6% и составил на 1 января 2013г. 4 трлн 64,288 млрд руб. Об этом говорится в материалах Министерства финансов (Минфин) РФ. На 1 января 2012г. внутренний госдолг РФ составлял 3 трлн 546,4 млрд руб.

Информация о работе Государственный долг