Государственный долг: теоретические основы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:43, реферат

Краткое описание

Государственный долг – явление в экономике далеко не новое. В разных общественно-экономических формациях менялись его роль и формы, а сущность оставалась прежней: необходимость покрытия нужд правительства в денежных средствах, т.е., перефразировав, можно сказать, что правительства начали занимать средства для удовлетворения различных целей с момента появления государства и денег.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1 курсовая.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

 


ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

 

1.1 Понятие государственного  долга и причины его возникновения

 

Государственный долг – явление в экономике далеко не новое. В разных общественно-экономических формациях менялись его роль и формы, а сущность оставалась прежней: необходимость покрытия нужд правительства в денежных средствах, т.е., перефразировав, можно сказать, что правительства начали занимать средства для удовлетворения различных целей с момента появления государства и денег.

Основой возникновения государственного долга является бюджетный дефицит, который представляет собой сумму превышения расходов из бюджета над его доходами. Причинами его возникновения могут быть:

- во-первых, осуществление  крупных государственных программ  развития экономики. Например, ее структурной перестройкой. В этом случае появление дефицита может быть оправдано, так как значительные государственные расходы будут способствовать в будущем подъему экономики и росту доходов бюджета;

- во-вторых, бюджетный дефицит  может быть обусловлен спадом экономики. Сокращение объема производства и доходов ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну, что ведет к дефициту;

- в-третьих, превышение расходов  над доходами может быть вызвано  милитаризацией экономики, войнами, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами;

- в-четвертых, резкое увеличение  государственных расходов в связи  с ростом уровня инфляции сверх  предусмотренной величины (доходы  государственного бюджета обесцениваются, а расходы растут);

- в-пятых, расширение трансфертных платежей, введение налоговых льгот и принятие других популярных мер в определенные периоды жизни

государства (например, в предвыборные годы и т.п.) [].

В настоящее время можно выделить 3 основные точки зрения на то, является ли дефицит государственного бюджета и государственный долг отрицательным или положительным явлением.

Первая из них, получившая название монетаристской, исходит из того, что бюджетный дефицит – явление негативное, так как он усиливает инфляционные процессы, вытесняет частные инвестиции и сдерживает развитие производства и народного хозяйства в целом. Дефицит госбюджета – это своего рода «бомба замедленного действия», взрыв которой разрушает экономическую систему необоснованной эмиссией денег и, как следствие, гиперинфляцией. Кроме того, он ложится тяжким бременем на будущие поколения, если займы на покрытие берутся за границей [].

Вторая точка зрения – кейнсианская – появилась во времена мирового экономического кризиса 1929-1933гг., когда рост государственных займов рассматривался как средство подъема покупательной способности нации, предотвращения кризисов и устранения безработицы. Такие займы становятся важным источником инвестиций, когда другие их источники (например, иностранные инвестиции, доходы от приватизации) отсутствуют или незначительны [].

Третья точка зрения – эклектическая, основана на объединении разнородных принципов и взглядов. Одни сторонники эклектизма утверждают, что рост дефицита бюджета поддерживает высокий уровень процентных ставок даже при уменьшении темпов инфляции, а также завышает обменный курс национальной денежной единицы на внешних ранках. Другие считают, что рост бюджетного дефицита не обязательно сведется к повышению процентных ставок. Они полагают, что государственный долг подразумевает под собой его покрытие через будущие налоги. А ожидания налогоплательщиков относительно того, что грядущее увеличение налогов уменьшит их располагаемый доход, приведет к сегодняшнему росту сбережений как защитной мере, направленной на сохранение определенного уровня жизни [].

В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов сверх имеющихся у государства и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. []

Государство всегда испытывает недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего и является образование дефицита бюджета. Поэтому перед государством встает проблема поиска дополнительных источников средств, с одной стороны, и эффективного и действенного их использования – с другой. Таким источниками традиционно для всех стран являются внутренние и внешние заимствования, формирующие государственный долг.

Схема формирования государственного долга, таким образом, может быть представлена в следующем виде (Рисунок 1.1):

Рисунок 1.1 – Формирование государственного долга

Примечание – Источник: []

Существует множество определений государственного долга, каждое из которых по-своему отражает его суть.

Например, существует определение государственного долга как суммы задолженности государства по кредитным операциям [].

Распространенным является понятие государственного долга как суммы задолженности страны своим и (или) иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других государств []

Государственный долг также определяется и как сумма величин бюджетных дефицитов, накопленных за определенный период времени, за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране []

В соответствии с законодательством Республики Беларусь государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств страны, возникших в результате внешних и внутренних государственных заимствований, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь и предъявленным к оплате []. Более подробно о формах государственного долга см. Рисунок 1.2.

Рисунок 1.2 – Формы государственного долга

Примечание – Источник: []

Таким образом, в самом широком смысле определение государственного долга может быть сформулировано следующим образом: государственный долг – это все непогашенные долговые обязательства государства (включая процентные платежи) по отношению к частным лицам и институтам (в т.ч. и иностранным) вне государственного сектора, а также иностранным государствам. Причины возникновения государственного долга обусловлены, как правило, кризисными и наиболее трудными периодами в жизни государства: войнами, спадом производства, ростом предельных производственных издержек, неконтролируемой эмиссией национальных денежных единиц, ростом оборота в теневой экономике т.д. И, безусловно, основной причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего и внешнего займов (неслучайно они называются долговыми способами покрытия бюджетного дефицита).

 

1.2 Виды государственного  долга и их характеристика

 

Различают два вида государственного долга: внутренний и внешний. Схематическое изображение на Рисунок 1.3.

Рисунок 1.3 - Виды государственного долга

Примечание - Источник: [].

Внутренний государственный долг – это долг государства в лице его правительства перед физическими и юридическими лицами (населением и субъектами хозяйствования), связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета. Иными словами, внутренний государственный долг есть долг правительства перед гражданами своей страны, равный общей номинальной стоимости имеющихся у них государственных облигаций. Исходя из приведенного определения следует, что внутренний государственный долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием [----].

Большинство экономистов утверждает, что рост внутреннего долга не может привести к негативным последствием для страны, банкротству нации, так как это, по сути, долг самим себе.

Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. Это заключается в том, что:

- снижается эффективность  экономики, поскольку отвлекаются  средства из производственного  сектора, как на обслуживание  долга, так и на выплату самой суммы долга;

- наращивание быстрыми  темпами выпуска государственных  ценных бумаг (облигации) может привести  к сокращению основного капитала;

- усиливается неравенство  в доходах;

- создается угроза высокой  инфляции в будущем [].

Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего долга (выпуска государственных ценных бумаг), как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по нему. Государство, таким образом, рефинансирует долг. Если при этом оно будет использовать только этот метод финансирования дефицита госбюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных ценных бумаг и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом станет невозможным и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем, если проводить ее в разумных размерах каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем;

- дефицит госбюджета может  стать хроническим явлением;

- необходимость выплаты  процентов по госдолгу может  потребовать повышения налогов, как основного источника доходов  бюджета, что в перспективе может  привести к сокращению производства, изменению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну [].

Таким образом, внутренний государственный долг – задолженность государства перед своими гражданами – образуется в результате выпуска долговых обязательств с целью финансирования дефицита госбюджета и требует большой осторожности в своем использовании.

Внешний государственный долг – это суммарная задолженность страны иностранными гражданами, другими государствам и международным финансовым организациям. Т.е. внешний долг есть результат заимствований за пределами государства [].

Внешний долг может появиться по двум основным причинам:

- в результате прямого  заимствования средств у иностранных  государств, частных компаний и

- путем продаж государственных  ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам [].

Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего, что обусловлено необходимостью возвращения долга и его обслуживания путем перевода определенной части ВВП за рубеж, в результате чего снижаются производственные возможности и эффективность национальной экономики, уровень жизни населения. Кроме того, время выплаты долга перекладывается и на будущие поколения, что может привести к снижению уровня из благосостояния.

Негативные последствия внешнего долга состоят также в том, что: при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может в итоге привести к валютному кризису, возникает угроза долгового кризиса [].

Государственный долг – как внутренний, так и внешний – можно рассматривать с точки зрения срока заимствований как краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). При этом наиболее обременительным является краткосрочный долг, ибо дата его погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие [].

Различают также государственный долг капитальный, представляющий собой всю сумму непогашенных обязательств, и текущий, равный сумме погашаемых долгов и процентных платежей по ним в данном году [].

 

1.3.   Методы регулирования государственного долга в РБ.

 

Регулирование и управление государственным долгом - это регулируемая нормами права совокупность мероприятий государства по использованию долговых отношений, направленных на погашение долговых обязательств и формирование благоприятных социально-экономических условий развития страны, одно из направлений финансово-бюджетной политики страны, связанное с деятельностью государства на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве экономического субъекта - заемщика и гаранта. Оно предусматривает привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг или других источников, погашение и обслуживание долговых обязательств. Для этих целей необходим анализ социально-экономического развития государства на перспективу, оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия, определение предельно допустимых размеров государственного долга, рационализация его состава и структуры, мер по стабилизации размеров, оценка влияния государственного долга на развитие экономики страны.

Идеальный способ обслуживания и погашения государственного долга - своевременный возврат полученного кредита и процентов по нему. Однако намерения заемщика не совпадают с реальными возможностями. Появляются какие-то непредвиденные обстоятельства, обусловленные экономическими, социальными или политическими трудностями. Возникает необходимость в отсрочке выплаты процентов или уплаты основной суммы долга, изменении условий займа, а иногда и полному отказу от выплат. Явным признаком долгового кризиса является серьезное нарушение графика платежей. Государство – заемщик, вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга:

Информация о работе Государственный долг: теоретические основы