Государственный кредит: сущность, особенности, проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Кредит как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта. Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Глава I
1. Необходимость и сущность государственного кредита………….…4
2. Формы государственного кредита и их развитие в современных условиях …………………………………………………………………11
3.Сущность финансовой политики государства по управлению государственным долгом……………………………………………………19 Глава II
1. Расчетная часть………………………………………………………..24
Заключение…..………………………………………………………….…...26
Список используемой литературы…..…………………………………......28

Вложенные файлы: 1 файл

катя курсач.docx

— 382.87 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта РФ

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУВПО «Дальневосточный государственный университет путей

сообщения»

 

Кафедра: «Финансы и кредит»

 

 

 

Курсовая работа

на тему: «Государственный кредит: сущность, особенности, проблемы»

 

 

 

                                                                                 Выполнила:

 Ст-ка  группы 33 «Э»

                                                                                     Урусова Е.И                                                          

                                                                                  Проверила:

                                                                                   Дербас Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Хабаровск

2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………2

Глава I

    1. Необходимость и сущность государственного кредита………….…4

      2. Формы государственного  кредита и их развитие в  современных условиях …………………………………………………………………11

      3. Сущность финансовой политики государства по управлению государственным долгом……………………………………………………19    Глава II

      1. Расчетная часть………………………………………………………..24

 Заключение…..………………………………………………………….…...26

 Список  используемой литературы…..…………………………………......28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Кредит как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта. Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. С развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества. С экономической точки зрения государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала. Наряду с другими звеньями финансовой системы кредит в воспроизводственном процессе обеспечивает субъектов экономических отношений (государства, юридических и физических лиц) заемными средствами на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования. Возвратность и возмездность государственного кредита отличает его от такой финансовой категории, как, например, налоги, которые поступают только в одном направлении — от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды. Объективная необходимость государственного кредита обусловлена опережающими темпами роста государственных расходов над возможностями расширения собственной доходной базы. На покрытие бюджетного дефицита необходимы дополнительные средства. Для этого государство прибегает к заимствованиям. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Целью данной работы является изучение государственного кредита и его роль в экономическом развитии страны, анализ влияния государственного кредита на развитие экономики нашего государства.

В работе поставлены следующие задачи:

  • раскрыть понятие государственного кредита;
  •   Необходимость государственного кредита;
  • определить функций государственного кредита;
  • определить формы государственного кредита;

А также рассмотрим современные проблемы государственного кредита в РФ.

Объектом исследования является – государственный кредит.

Предмет исследования – формирование, развитие, функционирование и особенности организации государственного кредита.

В процессе подготовки и написания данной работы были использованы и обобщены труды признанных специалистов в области бюджета и бюджетной системы, финансового права, бюджетного права и финансов, которые указаны в библиографии.

В настоящее время, выбранная мной тема весьма актуальна, так как государственный кредит оказывает большое влияние на экономическое развитие страны и регулирование долговых проблем.

 

  1. Необходимость государственного кредита

 

В современных условиях государственный кредит – это совокупность финансовых отношений между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой. В сфере этих отношений государство выступает в качестве заёмщика средств, а населения, предприятия, банки, фонды – как кредиторы. Также государство может выступать гарантом по обязательствам физических и юридических лиц. На практике это выражается в принятии государством на себя ответственности за погашение обязательств физических и юридических лиц. Другими словами, если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут их выполнить, то эти функции переходят к государству. Однако роль государства в сделке в качестве гаранта не приводит к автоматическому увеличению государственного долга. В действительности государственные гарантии не нужны первоклассным заёмщикам, способным своими силами привлекать кредитные ресурсы. В механизме гарантирования кредитов нуждаются, прежде всего, недостаточно надёжные заёмщики. Также государство может выступать как кредитор, выдавая кредиты иностранным государствам, юридическим или физическим лицам. Оно может направлять их на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые либо не обладают достаточной инвестиционной привлекательностью для частного капитала, либо имеют высокую социальную значимость. Выделение государством кредитов может быть вызвано необходимостью лоббирования интересов национального бизнеса на международной арене либо политическими соображениями. Государственные кредиты предоставляются или непосредственно Министерством финансов РФ, или через коммерческие банки.

Государственный кредит бывает внутренним и внешним. В первом случае кредиторами являются юридические и физические лица – резиденты. Внешним называется кредитам, в котором кредиторами являются нерезиденты.

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.

Функционирование внешней части государственных кредитных отношений обусловлено постоянным наличием свободных ресурсов на международных финансовых рынках и специально созданных межгосударственных фондов, находящихся в распоряжении международных финансовых организаций.

Государственный кредит находится на стыке двух самостоятельных экономических категорий – финансов и кредита. С одной стороны, государственные кредитные отношения осуществляются на кредитной основе, поскольку стоимость движется на началах срочности, возвратности и платности. С другой стороны, эти отношения (как и финансы в целом) возникают вместе и в связи появлением политической надстройки (государства) для удовлетворения ее потребностей в дополнительных финансовых ресурсах. С укреплением государства, с развитием его функций усиливалось целевое назначение, и расширялись границы использования государственного кредита – финансовые ресурсы публичной власти все в большей мере формируются на долговой основе, и он все чаще и во все возрастающих масштабах используется для обеспечения заимствований других лиц (в виде государственных гарантий) и оказания финансовой помощи другим органам власти, в том числе иностранным правительствам, юридическим лицам и международным организациям (в виде государственных кредитов).

Исторически государственные кредитные отношения, которые в годы своего становления и развития выражались в государственных внутренних и внешних заимствованиях, приводивших к формированию долгов, с самого начала научными и государственными деятелями рассматривались как элемент публичных финансов.

В.Н. Сумароков в своём фундаментальном труде «Государственные финансы в современной экономике» отметил, что категория государственных финансов является категорией исторической, он анализирует представления о финансах в развитых зарубежных странах и в России советского и постсоветского (т.е. в условиях формирования рыночной экономики) периодов и делает заключение: «Таким образом, от науки «финансы» советского периода остается та ее часть, которая, в принципе, соответствует мировым стандартам. В развитых странах, как известно, под «финансами» понимают экономические отношения, возникающие между государством и частным сектором. Составляющими ее частями являются государственный бюджет, бюджеты местных органов власти, внебюджетные фонды и государственный кредит… Все это вместе современная российская наука о финансах называет «государственными финансами».

Государственный кредит совмещает в себе и функции финансов, и функции кредита. Таким образом, к основным функциям государственного кредита относятся следующие:

1) образование  денежных фондов – привлечение  средств с рынка ссудных капиталов  в централизованные денежные  фонды государства на основе  принципов возвратности, срочности  и платности. При этом условием  добровольного предоставления инвестором  своих средств в распоряжение  государства служит обязательство  заёмщика вернуть к определённому  моменту времени сумму заимствования  с процентами. Финансирование государственного  долга в современных условиях  посредством привлечения средств  инвесторов осуществляется в  промышленно развитых странах, как  правило, с помощью рыночных методов  при использовании различных  финансовых инструментов. Основным  таким инструментом являются  государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде  срочных долговых обязательств.

Спрос со стороны инвесторов на любые ценные бумаги, в том числе и государственные, формируется на основе следующих факторов:

– доходности – способности приносить доход (через проценты, дивиденды, рост курсовой стоимости);

– надёжности – низкой вероятности понести потери (минимальный риск невозврата вложенных средств);

– ликвидности – возможности скорейшего для держателя ценных бумаг получения денежных средств.

Государственные бумаги считаются, как правило, надёжными финансовыми инструментами со средним и низким уровнем доходности. Они привлекательны, прежде всего, для консервативных инвесторов, наибольшее значение для которых имеют гарантии сохранности капитала и которые готовы получать относительно небольшой, но гарантированный доход. Как и в России, так и в промышленно развитых странах наиболее распространённой формой государственных займов являются облигации. Государственная облигация представляет собой ценную бумагу, являющуюся долговым обязательством государства, которая даёт её держателю право получить в определённый срок основную сумму долга и проценты. Номинальная цена облигации устанавливается эмитентом и выражает сумму, полученную во временное пользование и подлежащую возврату с начисленными на неё процентами в оговоренный срок;

2) использование  денежных фондов – необходимость  возврата привлечённых средств, который осуществляется как за  счёт налоговых и неналоговых  доходов бюджета, так и за счёт  механизма рефинансирования, т.е. погашения  задолженности по ранее выпущенным  обязательствам с помощью средств, полученных от размещения новых  обязательств;

3) контроль  – влияние на уровень ликвидности  коммерческих банков, структуру  платёжеспособного спроса, темпы  экономического роста, объём денежной  массы в обращении.

Государственный кредит – это самостоятельная экономическая категория, сочетающая в себе черты кредита и финансов. Являясь таковым, государственный кредит исторически (в период своего становления, развития и по сегодняшний день) существует и рассматривается специалистами как звено, форма существования государственных финансов.

 

 

  1. Формы государственного кредита и их развитие в современных условиях

 

  Государственный кредит может  иметь две формы: сберегательное  дело и государственные займы.

  Сберегательное дело принадлежит  к государственному кредиту если  привлеченные средства направляются  в доходы бюджета. Однако, как  правило, сберегательные банки, независимо  от формы собственности действуют  на коммерческой основе и мобилизированные  средства формируют их кредитные  ресурсы. Часть этих ресурсов  может направляться на приобретение  государственных ценных бумаг  и таким образом принадлежать  к государственному кредиту

  Государственные займы являются  основной формой государственного  кредита. По правовому оформлению  подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании  правительственных соглашений и  обеспечиваются выпуском ценных  бумаг. Соглашениями оформляются, как  правило, кредиты от правительств  других государств, Международных  организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются  средства на финансовом рынке.

  Оформление государственных  займов может осуществляться  двумя видами ценных бумаг - облигациями  и казначейскими обязательствами (векселями).

  Облигации представляют собой  долговое обязательство государства, по которому в установленные  сроки возвращается долг и  выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

  Облигация имеет номинальную  стоимость - обозначенную сумму долга - и курсовую цену, по которой  она продается и перепродается  в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница  между курсовой ценою и номинальной  стоимостью представляет собой  курсовую разницу.

  Казначейские обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие  бюджетного дефицита. Выплата дохода  осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как  правило, оформляются займы (иногда  среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне - и долгосрочные.

Информация о работе Государственный кредит: сущность, особенности, проблемы