Государственных внебюджетные фонды России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Внебюджетные фонды – специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного либо регионального значения. В современных условиях внебюджетные фонды выступают механизмом перераспределения национального дохода, а иногда и части общественного продукта с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения.

Содержание

Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- Рассмотреть историю создания, источники формирования и особенности каждого внебюджетного фонда.
- изучить понятие, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ;
- Раскрыть сущность внебюджетных фондов социального назначения

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (23).docx

— 64.54 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Внебюджетные фонды –  специфическая форма перераспределения  и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного либо регионального значения. В современных  условиях внебюджетные фонды выступают  механизмом перераспределения национального  дохода, а иногда и части общественного  продукта с целью защиты интересов  отдельных социальных групп населения.

Внебюджетные фонды создаются  двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определённых расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определённых целей.

Внебюджетные фонды, являясь  составной частью финансовой системы  РФ, обладают рядом особенностей:

- Запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

- Денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

- Формируются в основном за счёт обязательных отчислений юридических и физических лиц;

- Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

- Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа.

Переход к рыночной экономике  сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится  к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.

Государственные социальные внебюджетные фонды — это целевые  централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических  и физических лиц и предназначенные  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

В статье 144 Бюджетного Кодекса  РФ перечислен состав социальных государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации, это:

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

- Фонд социального страхования Российской Федерации;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Актуальность  темы курсовой работы: в современных условиях рыночной экономики важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.

Объектом исследования являются внебюджетные фонды в целом, а предметом – внебюджетные фонды социального назначения и механизм их функционирования, так как с момента своего создания они занимают ведущую позицию.

Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России.

В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:            

- Рассмотреть историю создания, источники формирования и     особенности каждого внебюджетного фонда.

- изучить понятие, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ;

- Раскрыть сущность внебюджетных фондов социального назначения

Структурно работа состоит  из двух глав, введения, заключения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ           СИСТЕМЫ ФИНАНСОВ.

1.1. История возникновения внебюджетных фондов

 

Внебюджетные фонды как  специфический общественный институт и как финансовая категория возникли в Российской Федерации в начале 90-х годов XX в. одновременно с началом  радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы, с другой – в рамках реформы социальной защиты населения.

В системе финансов бывшего  Советского Союза, куда входила и  Россия (бывшая РСФСР), не существовало внебюджетных фондов как самостоятельного звена государственных финансов. Бюджет государственного социального  страхования, который формировался с 1938 г., входил в состав государственного бюджета СССР.

В начале 90-х годов в  нашей стране сложились неблагоприятные  экономические  и социально-политические условия:

  • дезинтеграция бывшего СССР в 1991 г. с разрывом экономических связей между бывшими республиками и ростом иммиграции из новых государств в Россию;
  • системный экономический и политический кризис, сопровождавшийся сокращением национального производства, высоким уровнем инфляции и снижением жизненного уровня населения;
  • кризис платежеспособности российских предприятий и бюджетный кризис;
  • социально-демографический кризис – депопуляция  населения, рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности и др.

С учетом опыта европейских  государств, свидетельствующего о неэффективности  финансирования социальных затрат из бюджета в условиях  экономического кризиса, Правительство РФ приняло  решение о реформировании системы  социальной защиты населения России. Был ликвидирован бюджет государственного социального страхования, упразднен ряд социальных статей бюджета, а взамен созданы новые государственные финансово-кредитные учреждения, на которые возлагается обязанность обеспечить финансовую гарантию конституционных прав граждан на социальную защиту. Новые структуры получили название государственных внебюджетных фондов. Будучи автономными от бюджета, они были предназначены для решения важных задач, которые требовали особого внимания со стороны государства1.

Предполагалось, что внебюджетные фонды в качестве инструмента  мобилизации и использования  государственных финансовых ресурсов будут иметь следующие преимущества по сравнению с бюджетом:

  • обеспечение целевого использования мобилизованных доходов;
  • гарантия возможности оперативного анализа и корректировки доходов и объемов их использования, определения дефицита (профицита) средств бюджета фонда;
  • возможность гибкого управления финансовыми ресурсами общества путем создания новых фондов и ликвидации фондов, утративших актуальность.

Для финансирования одних  и тех же нужд целесообразно создавать  только один внебюджетный фонд. Это  очень важно, так как множественность  фондов, созданных для одной и  той же цели, не позволяет оперативно оценить все имеющиеся ресурсы. Кроме того, важное требование к  внебюджетным фондам – это определить оптимальную продолжительность  их функционирования, она зависит  от сложности и характера задач, для которых создается фонд. Они  могут создаваться на очень длительную перспективу (например, такие, в которых  аккумулируются средства для пенсионного  обеспечения населения), или же на срок в несколько лет, образованные для финансирования важных расходов в определенный исторический период (это, например, внебюджетные фонды экономического назначения). Как правило, с решением поставленных задач необходимость в таких фондах отпадает.

Государственные внебюджетные фонды социального назначения формировались  в течение 1991-1993 гг. на основании  постановлений Правительства, Верховного Совета РСФСР, указов Президента с учетом принятых федеральных законов. Таким  образом, были созданы Пенсионный фонд Российской Федерации (введен в действие 1 января 1991 г.), Фонд социального страхования  Российской Федерации (26 июля 1992 г.), Федеральный  и территориальный фонды обязательного  медицинского страхования (24 февраля 1993 г.), Государственный фонд занятости  населения Российской Федерации (8 июля 1993 г., был упразднен в 2001 г.).

Кроме того, в 1990-х гг. было создано множество внебюджетных фондов экономического назначения на всех уровнях управления. Появились  дорожные фонды, экологические фонды, фонды финансирования жилищного  строительства, в которых аккумулировались средства для финансирования отдельных  мероприятий и программ, имеющих  важное экономическое значение для  общества на данный период времени. В 1994 г. таких фондов насчитывалось более 40.

В российской действительности концентрация огромных средств (почти  равных федеральному бюджету) в многочисленных внебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля в ряде случаев привела к неэффективному их применению. Для усиления контроля за использованием государственных  финансовых ресурсов была проведена  консолидация государственных внебюджетных фондов в федеральный бюджет РФ. Это касалось внебюджетных фондов, доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий  и организаций. Целевая направленность консолидированных фондов сохранилась. Консолидация не распространяется на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения.

Таким образом, в настоящее  время в России функционируют  только три государственных внебюджетных фонда социального назначения –  Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования РФ, Федеральный и  территориальный фонды обязательного  медицинского страхования, средства которых  используются в качестве дополнительного  источника финансирования социального  обеспечения населения.

 

1.2.Социально-экономическая сущность государственных

внебюджетных  фондов

 

В странах с развитой рыночной экономикой в распоряжении органов  государственной власти и местного самоуправления имеются целевые  средства, используемые в качестве дополнительного источника финансирования различных мероприятий и программ. Часть этих средств аккумулируется в специальных финансовых фондах, которые либо включаются, либо не включаются в состав бюджетов разных уровней.

Внебюджетные фонды - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в  распоряжении органов государственной  власти и местного самоуправления, которые не входят в состав бюджетов, имеют самостоятельные источники  формирования и используются в соответствии с целевым назначением2.

Внебюджетные фонды создаются  двумя путями:

  • выделение из бюджета определенных, особо значимых расходов с соответствующими бюджетными источниками финансирования;
  • формирование фондов с собственными источниками доходов.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

  • бюджетные средства, эти средства переводятся во внебюджетные фонды в виде субсидий и субвенций либо в форме отчислений от налоговых доходов;
  • заемные средства, привлекаемые для решения конкретных задач;
  • добровольные взносы и отчисления;
  • средства, переводимые из других фондов и звеньев социальной системы.

Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе финансов.

Система финансов – это  совокупность взаимосвязанных между  собой сфер и звеньев финансовых отношений3.

Система финансов включает в себя две сферы: централизованные финансы и децентрализованные финансы. В каждой из выделенных сфер используются специфические формы и методы образования и использования  финансовых ресурсов, что позволяет  подразделять их на подсистемы: государственные  финансы, муниципальные финансы, финансы  домохозяйств и финансы организаций. В свою очередь, каждая из подсистем  подразделяется на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости  от механизма формирования и использования  денежных средств у конкретных экономических  субъектов.

Внебюджетные фонды как  часть сферы государственных  и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязи с финансами  субъектов хозяйствования – при  уплате организациями и индивидуальными  предпринимателями страховых взносов, налогов и других платежей и при  получении субъектами хозяйствования сумм на определенные виды расходов; с  бюджетом – при получении ассигнований на некоторые целевые расходы, а  также при использовании средств  фондов при наличии активного  сальдо для покрытия бюджетного дефицита; с другими внебюджетными фондами – при передаче некоторых средств одним фондом другому.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в  ведении государственных органов  власти и органов местного самоуправления. Решения о создании внебюджетных фондов принимаются: Федеральным собранием  России – на федеральном уровне; законодательными органами власти субъектов  РФ – на региональном уровне; органами местного самоуправления – на муниципальном  уровне.

Особенностями внебюджетных фондов является то, что они:

  • вводятся органами государственной власти и имеют строгую целевую направленность. За расходами фондов, имеющих узкоцелевую направленность, закрепляются соответствующие источники доходов. При использовании внебюджетных фондов не применяется принцип общего (совокупного) покрытия расходов, характерный для бюджетов, при котором средства обезличиваются и нет четкого закрепления видов доходов и направлений их расходования;
  • их денежные средства используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет. Создание  внебюджетных фондов, расходы которых дублируют расходы бюджета, экономически неэффективно, так как, во-первых, при этом происходит распыление средств, во-вторых, увеличиваются расходы на управление этими фондами;
  • фонды формируются преимущественно за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • страховые взносы в фонды и правоотношения, возникающие при их взимании, имеют налоговую природу, т.е., как и налоги, платежи и сборы, они устанавливаются государством на принципах обязательности изъятия у плательщиков, их исчисление, удержание и перечисление регулируются налоговым законодательством;
  • средства фондов являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и других фондов и не могут изыматься на цели, прямо не предусмотренные законом;
  • средства фондов расходуются по распоряжению правительства или уполномоченного им органа (Правление фонда);

Информация о работе Государственных внебюджетные фонды России