Доход и имущество как объекты прямого налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:59, доклад

Краткое описание

История налогов насчитывает тысячелетия. Считается, что один из первых регулярных денежных налогов был трибут-поголовный налог на всех граждан Римской империи во II веке до н.э. Еще средневековый философ Ф. Аквинский называл налоги ``дозволенной формой грабежа'' и даже формой ``грабежа без греха'', если собранные средства употребляются на ``всеобщее благо''.населения.

Вложенные файлы: 1 файл

Доход и имущество как объекты прямого налогообложения.docx

— 30.18 Кб (Скачать файл)
  1. Доход и имущество как объекты прямого налогообложения

История налогов насчитывает тысячелетия. Считается, что один из первых регулярных денежных налогов был трибут-поголовный налог на всех граждан Римской империи во II веке до н.э. Еще средневековый философ Ф. Аквинский называл налоги ``дозволенной формой грабежа'' и даже формой ``грабежа без греха'', если собранные средства употребляются на ``всеобщее благо''.населения. Классы и социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная, и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.

Решающими предпосылками возникновения  налогов, становления и развития налоговых систем являются государство  и товарное производство с его  рыночными отношениями. В форме  налогов государство получило в  свои руки мощный инструментарий не только поддержания собственной дееспособности, но и активного воздействия на экономическую жизнь страны путем усиления накопления капитала, протекционизма национальной экономики, регулирования процесса общественного воспроизводства, решения широкого круга социальных проблем общества. Именно в процессе возникновения и развития системы денежных платежей, образования денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих всё расширяющихся функций, и формировалась финансовая система.

 

 

 Становление рыночной экономики  в Российской Федерации изменило структуру источников обеспечения  государства финансовыми ресурсами. Основным источником государственных  доходов на данном этапе развития экономики являются налоги. 
   Под государственным доходом понимаются финансовые (денежные) ресурсы, поступившие из различных источников в распоряжение государства, которые позволяют ему решать задачи публичного характера и осуществлять необходимые государственные функции. Налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налог - это есть обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой-либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей – это и есть их сущность.

Налоги выражают реально  существующие денежные отношения, они  находятся в постоянном изменении. 
Функция налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В современном обществе они выполняют две функции: фискальную и регулирующую, каждая из которых проявляет внутреннее содержание, признаки и черты данной категории. Фискальная функция–основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды т.е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества. Значение фискальной функции возрастает с повышением экономического уровня развития общества. Поэтому в идеале государство должно стремится к повышению благосостояния своих элементов. ХХ век характеризуется огромным ростам доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат. Фискальная функция создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.о. она обуславливает регулирующую функцию. 
Регулирующая функция означает, что налоги, как активный участник перераспределительных процессов оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от первой и находится с ней в тесной связи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процеРегулирующая функция означает, что налоги, как активный участник перераспределительных процессов оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от первой и находится с ней в тесной связи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

Переход к рыночным методам  управления экономикой, отказ от всеобщего  администрирования в области  доходов открыли широкие возможности  для осуществления населением предпринимательской  деятельности. Однако ускоренное вхождение  в рынок имело и свои негативные последствия: налицо расслоение общества, появление лиц как со сверхдоходами, так и живущих за чертой бедности. Перед государством встала проблема регулирования различных по источникам и размерам доходов населения, однако не административными методами, а, как это принято в развитых странах, экономическими. В современных условиях наряду с фискальной особое внимание стало уделяться перераспределительной и регулирующей функциям налога на доходы физических лиц, так как они оказывают серьезное влияние на уровень и структуру доходов, сдерживая или усиливая темпы роста, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. 
Налога на доходы  физических лиц важен по следующим обстоятельствам: 
•    налог на доходы физических лиц непосредственно затрагивает интересы всех без исключения слоев экономически активного населения страны; 
•    он является одним из важнейших каналов формирования доходной части бюджетной системы государства; 
•    налог на доходы физических лиц взимается в большинстве зарубежных стран с конца XIX – начала XX столетия и доказал на практике свою действенность и жизнеспособность; 
•    налог на доходы физических лиц – один из основных налогов, который позволяет в максимальной степени реализовать основные принципы налогообложения, такие как справедливость и равномерность распределения налогового бремени.

Ныне действующая система налогов  с физических лиц существует с 1992 г. и включает в себя: федеральные  налоги, подоходный налог, налог с  имущества, переходящего в порядке  наследования или дарения, а также  местный налог - налог на имущество. Кроме того, физические лица уплачивают налоги, которые вносят и юридические  лица: земельный налог; налог с  владельцев транспортных средств, зачисляемый  в дорожные фонды; местные налоги, устанавливаемые по решению органов  местного самоуправления (налог на рекламу, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров и др.). Граждане также  уплачивают большое число разнообразных  сборов (сбор с владельцев собак, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными  изделиями, курортный сбор, сбор за выдачу ордера и др.), включаемых в  налоговую систему РФ.

Ранее действовавшие налоги: налог  на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сельскохозяйственный налог, налог на владельцев строений - были отменены.

Рассмотрим важнейшие виды налогов  и сборов, уплачиваемых физическими  лицами.

Подоходный налог с физических лиц - самый значительный налог, уплачиваемый физическими лицами, относится к  федеральным налогам и является регулирующим.

Правовой основой взимания данного  налога являются Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. I), Федеральный закон  Российской Федерации «О введение в  действие части первой Налогового кодекса  Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ, ст. 19 Закона РФ «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., Закон  Российской Федерации № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991 г. (с изменениями и дополнениями)  и другие нормативные правовые акты.

Плательщиками налога являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие, так  и не имеющие постоянного места  жительства в России. Закон различает  налогообложение лиц, имеющих постоянное место жительства (лица, проживающие  в РФ в общей сложности не менее 183 дней в календарном году) и не имеющих такового.

Объект налогообложения - совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году (то есть с 1 января по 31 декабря) как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.

У физических лиц, постоянно проживающих  в РФ, учитывается доход от источников в РФ и за ее пределами, а у физических лиц, не имеющих постоянного места  жительства в РФ, - только от источников в РФ.

Закон устанавливает перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Не включаются в совокупный доход:

- государственные пособия, выплачиваемые  в соответствии с законодательством  РФ, за исключением пособий по  временной нетрудоспособности, в  том числе по уходу за больным ребенком;

-  пенсии;

-  алименты физическим лицам;

-  стипендии студентам и аспирантам;

- суммы материальной помощи (независимо  от ее размера), оказываемой физическим  лицам в связи со стихийным  бедствием или другим чрезвычайным  обстоятельством в целях возмещения  причиненного им материального  ущерба или ущерба их здоровью  на основании решений органов  законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, органов местного самоуправления, иностранными государствами, а  также создаваемыми в соответствии  с международными договорами  РФ правительственными и неправительственными  межгосударственными организациями;

- суммы оказываемой в других  случаях материальной помощи  в пределах до двенадцатикратного  установленного законом размера  минимальной месячной оплаты  труда в год включительно;

- проценты и выигрыши по вкладам  в учреждениях, находящихся на  территории Российской Федерации,  по государственным казначейским  обязательствам, облигациям и другим  государственным ценным бумагам  бывшего СССР, Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации,  а также облигациям и ценным  бумагам, выпущенным органами местного самоуправления.

- стоимость натурального довольствия,  предоставляемого в соответствии  с действующим законодательством,  а также суммы, выплачиваемые  взамен этого довольствия;

- суммы, получаемые в течение  года, от продажи квартир, жилых  домов, дач, садовых домиков,  земельных участков, земельных паев (долей), принадлежащих физическим  лицам на праве собственности,  в части, не превышающей пятитысячекратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а также суммы, получаемые в течение года от продажи другого имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, в части, не превышающей тысячекратного установленного законом размера минимальной оплаты труда и т. д.

Кроме того, закон устанавливает  перечень доходов, не подлежащих налогообложению, в нем предусматриваются виды доходов, которые вычитаются из совокупного  годового дохода. 

 

 

 

В большинстве зарубежных стран действуют два налога - с  наследства и с дарений, а в  некоторых - единый налог с наследства и дарений. Но в первом случае эти  налоги взаимоувязаны, регулируются общими нормами и имеют одинаковые ставки и порядок определения облагаемой суммы.

Как правило, в зарубежных странах налогообложение имущества, получаемого в порядке наследства или дарения, осуществляется на федеральном  уровне.

По способу определения  объекта обложения существуют два  типа обложения налогом наследства и дарений. В США и Англии налогом  может облагаться стоимость всего  наследства или дарения. В остальных  странах производится обложение  доли каждого получателя имущества. В Италии и Швейцарии применяются  оба типа обложения.

Налоговые поступления от налога на имущество физических лиц  в общей сумме налоговых доходов  стран составляют менее 1%.

Столь незначительная доля поступлений по налогообложению  имущества физических лиц, несмотря на высокие предельные ставки, обусловлена  системой вычетов из суммы наследования или дарения, подлежащей налогообложению.

 

 

3. В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, доста-точно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встре-тишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Ак-тивно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.

Безусловно, налогообложение  в любой стране не может быть чем-то неизмен-ным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на пере-мены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложе-ния находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политиче-ская система, направленная на развитие свободы предпринимательской дея-тельности. Поиск путей повышения эффективности российской системы нало-гов просто необходим.

В этом отношении "объективно необходимым и чрезвычайно важным для со-вершенствования налоговой системы России является изучение опыта органи-зации налоговых систем и организационных структур налоговых служб зару-бежных стран- США, Германии, Дании и ряда других государств. Изучение опыта организации налоговых систем других стран будет способствовать и ис-коренению следов крайней идеологизации в отечественной науке, объединяв-шей изучение фактов, закономерностей развития государства и налогового права и овладения богатым историческим опытом по рассматриваемому во-просу.

На Западе налоговые  вопросы давно уже занимают почетное место в фи-нансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство пред-приятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных на-логовым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только со-хранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финан-сирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Информация о работе Доход и имущество как объекты прямого налогообложения