Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:59, доклад
История налогов насчитывает тысячелетия. Считается, что один из первых регулярных денежных налогов был трибут-поголовный налог на всех граждан Римской империи во II веке до н.э. Еще средневековый философ Ф. Аквинский называл налоги ``дозволенной формой грабежа'' и даже формой ``грабежа без греха'', если собранные средства употребляются на ``всеобщее благо''.населения.
История
налогов насчитывает
Решающими предпосылками возникновения
налогов, становления и развития
налоговых систем являются государство
и товарное производство с его
рыночными отношениями. В форме
налогов государство получило в
свои руки мощный инструментарий не только
поддержания собственной
Становление рыночной экономики
в Российской Федерации изменило
структуру источников обеспечения
государства финансовыми
Под государственным доходом понимаются
финансовые (денежные) ресурсы, поступившие
из различных источников в распоряжение
государства, которые позволяют ему решать
задачи публичного характера и осуществлять
необходимые государственные функции. Налоги представляют
собой обязательные платежи в бюджет,
взимаемые государством на основе закона
с юридических и физических лиц для удовлетворения
общественных потребностей. Налог -
это есть обязательный, индивидуальный,
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и
граждан в форме отчуждения, принадлежащих
им на праве собственности денежных средств в
целях финансового обеспечения деятельности
государства. Налоги играют важнейшую
роль среди государственных доходов, так
как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.
Налоги выражают обязанности юридических
и физических лиц, получающих доходы, участвовать
в формировании финансовых ресурсов государства.
Являясь инструментом перераспределения,
налоги призваны гасить возникающие сбои
в системе распределения и стимулировать
(или сдерживать) людей в развитии той
или иной формы деятельности. Поэтому
налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства
в современных условиях. Денежные средства,
вносимые в виде налогов не имеют целевого
назначения. Они поступают в бюджет и используются
на нужды государства. Государство не
предоставляет налогоплательщику, какой-либо
эквивалент за вносимые в бюджет средства.
Безвозмездность налоговых платежей –
это и есть их сущность.
Налоги выражают реально
существующие денежные отношения, они
находятся в постоянном изменении.
Функция налогов выявляют их социально-экономическую
сущность, внутреннее содержание. В современном
обществе они выполняют две функции: фискальную
и регулирующую, каждая из которых проявляет
внутреннее содержание, признаки и черты
данной категории. Фискальная функция–основная,
характерная изначально для всех государств.
С ее помощью образуются государственные
денежные фонды т.е. материальные условия
для функционирования государства. Именно
эта функция обеспечивает реальную возможность
перераспределения части стоимости национального
дохода в пользу наименее обеспеченных
социальных слоев общества. Значение фискальной
функции возрастает с повышением экономического
уровня развития общества. Поэтому в идеале
государство должно стремится к повышению
благосостояния своих элементов. ХХ век
характеризуется огромным ростам доходов
государства от взимания налогов, что
связано с расширением его функций и определенной
политикой социальных групп, находящихся
у власти. Государство все больше финансовых
средств расходует на экономические и
социальные мероприятия, на управленческий
аппарат. Фискальная функция создает объективные
предпосылки для вмешательства государства
в экономические отношения, т.о. она обуславливает
регулирующую функцию.
Регулирующая функция означает, что налоги,
как активный участник перераспределительных
процессов оказывает серьезное влияние
на воспроизводство, стимулируя или сдерживая
его темпы, усиливая или ослабляя накопления
капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный
спрос населения. Данная функция неотделима
от первой и находится с ней в тесной связи.
Расширение налогового метода в мобилизации
для государства национального дохода
вызывает постоянное соприкосновение
налогов с участниками процеРегулирующая
функция означает, что налоги, как активный
участник перераспределительных процессов
оказывает серьезное влияние на воспроизводство,
стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая
или ослабляя накопления капитала, расширяя
или уменьшая платежеспособный спрос
населения. Данная функция неотделима
от первой и находится с ней в тесной связи.
Расширение налогового метода в мобилизации
для государства национального дохода
вызывает постоянное соприкосновение
налогов с участниками процесса производства,
что обеспечивает ему реальные возможности
влиять на экономику страны, на все стадии
воспроизводства.
Переход к рыночным методам
управления экономикой, отказ от всеобщего
администрирования в области
доходов открыли широкие
Налога на доходы физических лиц важен
по следующим обстоятельствам:
• налог на доходы физических лиц непосредственно
затрагивает интересы всех без исключения
слоев экономически активного населения
страны;
• он является одним из важнейших каналов
формирования доходной части бюджетной
системы государства;
• налог на доходы физических лиц взимается
в большинстве зарубежных стран с конца
XIX – начала XX столетия и доказал на практике
свою действенность и жизнеспособность;
• налог на доходы физических лиц – один
из основных налогов, который позволяет
в максимальной степени реализовать основные
принципы налогообложения, такие как справедливость
и равномерность распределения налогового
бремени.
Ныне действующая система
Ранее действовавшие налоги: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сельскохозяйственный налог, налог на владельцев строений - были отменены.
Рассмотрим важнейшие виды налогов и сборов, уплачиваемых физическими лицами.
Подоходный налог с физических лиц - самый значительный налог, уплачиваемый физическими лицами, относится к федеральным налогам и является регулирующим.
Правовой основой взимания данного налога являются Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. I), Федеральный закон Российской Федерации «О введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ, ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., Закон Российской Федерации № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991 г. (с изменениями и дополнениями) и другие нормативные правовые акты.
Плательщиками налога являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в России. Закон различает налогообложение лиц, имеющих постоянное место жительства (лица, проживающие в РФ в общей сложности не менее 183 дней в календарном году) и не имеющих такового.
Объект налогообложения - совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году (то есть с 1 января по 31 декабря) как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.
У физических лиц, постоянно проживающих в РФ, учитывается доход от источников в РФ и за ее пределами, а у физических лиц, не имеющих постоянного места жительства в РФ, - только от источников в РФ.
Закон устанавливает перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Не включаются в совокупный доход:
- государственные пособия,
- пенсии;
- алименты физическим лицам;
- стипендии студентам и аспирантам;
- суммы материальной помощи (независимо
от ее размера), оказываемой физическим
лицам в связи со стихийным
бедствием или другим
- суммы оказываемой в других
случаях материальной помощи
в пределах до
- проценты и выигрыши по
- стоимость натурального
- суммы, получаемые в течение
года, от продажи квартир, жилых
домов, дач, садовых домиков,
земельных участков, земельных паев
(долей), принадлежащих физическим
лицам на праве собственности,
в части, не превышающей
Кроме того, закон устанавливает перечень доходов, не подлежащих налогообложению, в нем предусматриваются виды доходов, которые вычитаются из совокупного годового дохода.
В большинстве зарубежных
стран действуют два налога - с
наследства и с дарений, а в
некоторых - единый налог с наследства
и дарений. Но в первом случае эти
налоги взаимоувязаны, регулируются общими
нормами и имеют одинаковые ставки
и порядок определения
Как правило, в зарубежных
странах налогообложение
По способу определения объекта обложения существуют два типа обложения налогом наследства и дарений. В США и Англии налогом может облагаться стоимость всего наследства или дарения. В остальных странах производится обложение доли каждого получателя имущества. В Италии и Швейцарии применяются оба типа обложения.
Налоговые поступления от
налога на имущество физических лиц
в общей сумме налоговых
Столь незначительная доля поступлений по налогообложению имущества физических лиц, несмотря на высокие предельные ставки, обусловлена системой вычетов из суммы наследования или дарения, подлежащей налогообложению.
3. В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, доста-точно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встре-тишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Ак-тивно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.
Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизмен-ным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на пере-мены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложе-ния находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политиче-ская система, направленная на развитие свободы предпринимательской дея-тельности. Поиск путей повышения эффективности российской системы нало-гов просто необходим.
В этом отношении "объективно
необходимым и чрезвычайно
На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в фи-нансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство пред-приятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных на-логовым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только со-хранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финан-сирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
Информация о работе Доход и имущество как объекты прямого налогообложения