Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 19:58, курсовая работа
Структура доходов изменчива и зависит от определенных экономических условий развития страны, рыночной картины и осуществляемой экономической политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов сказывается на экономических процессах. Доходы бюджета выражают экономические отношения, появляющиеся у государства с организациями, предприятиями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат разные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, которые поступают в бюджетный фонд.
§2. Методы мобилизации доходов в бюджет
В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги в различных формах, займы и эмиссии. Совокупность всех видов государственных доходов составляет систему государственных доходов, призванную решать не только фискальные, но и экономические задачи, то есть побуждать рост производства и увеличение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, способствовать ускорению научно-технического прогресса.
Важное значение в доходах бюджета имеют налоги. Это главный метод мобилизации доходов в условиях частной собственности и рыночных взаимоотношений.
Налоговые доходы – это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. К налоговым доходам федерального бюджета относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные налоги и сборы, а также пени и штрафы.2
В настоящее время действуют такие федеральные налоги:
1. налог на добавленную
2. акцизы;
3. налог на доходы физических лиц;
4. единый социальный налог;
5. налог на прибыль организаций;
6. налог на добычу полезных ископаемых;
7. водный налог;
8. сборы за пользование
9. государственная пошлина;
10. налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.
В первую очередь налоги выполняли фискальную функцию во всех государствах при всех общественных стадиях — изъятие части доходов предприятий и граждан для поддержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет своих источников доходов, либо они слишком малы для обеспечения достойного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи, многие учебные заведения и т. п.).
Налогам присуща главная роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но главное не это. Государственный бюджет можно сформировать и без них.
Регулирующая функция
Дает возможность регулировать доходы различных слоев населения, она направлена на корректирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг, а через платежеспособность населения – на регулирование рынка спроса и предложения.
Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими способами – путем применения отработанной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических способов занимают налоги. Изменяя налоговые ставки, льготы и штрафы, условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство формирует условия для быстрого развития отдельных отраслей и производств, способствует решению важных для общества проблем.
За счет налогов в государственном бюджете концентрируются средства, распределяемые на решение народнохозяйственных проблем (как производственных, так и социальных), финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан и направляет ее на развивание производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с большими сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.).
В нынешних условиях внушительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, замедление которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.
Выстроенная налоговая система придает рыночной экономике социальную направленность, путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления внушительной части средств бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, имеющих необходимость в социальной защите.
Контрольная функция
Заключается в том, что проявляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сравнения с нуждами государства в финансовых ресурсах. Благодаря такой функции оценивается эффективность каждого налогового канала, определяется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.
§4. Классификация налогов
В соответствии с НК РФ выделяют такие виды налогов как:
Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональные налоги устанавливаются НК РФ и также обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Правительство субъектов Федерации обладает правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Местные налоги определяются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в соответствии с НК РФ имеют право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.
§5. Особенности прямых и косвенных налогов. Их роль в формировании доходов бюджета
По характеру налогового изъятия налоги делятся на:
Прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика4. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.
Преимущество прямых налогов состоит в том, что их легче приспособить к определенным условиям - размеру семьи, доходу, возрасту, и, в более общим смыслом – платежеспособности
Налоговая политика государства в ближайшие время также проводится в обстоятельствах дефицита федерального бюджета. В связи с этим главной задачей Правительства РФ является образование действенной и устойчивой налоговой системы, которая обеспечит бюджетную стабильность на ближайшее и на дальнейшее будущее.
Намечается предпринимать усилия, которые устремлены на умножение доходного потенциала налоговой системы. Изначально, это подъем доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, которая возникает при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новоиспеченной системе налогообложения недвижимого имущества. Отдельным течением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для увиливания от налогообложения.