Доходы Федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Структура доходов изменчива и зависит от определенных экономических условий развития страны, рыночной картины и осуществляемой экономической политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов сказывается на экономических процессах. Доходы бюджета выражают экономические отношения, появляющиеся у государства с организациями, предприятиями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат разные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, которые поступают в бюджетный фонд.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 380.14 Кб (Скачать файл)

Введение

Бюджет на всех его ступенях играет немаловажную роль в развитии государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Его можно назвать эпицентром финансовой системы, так как именно с момента принятия государством этого документа, финансы приобретают общие черты. Государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и с его помощью организует перераспределение общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей. В настоящее время отличительной чертой бюджетов многих государств является их растущая роль в перераспределении национального дохода.

Материальной основой, позволяющей образовать главный централизованный фонд денежных средств, который обеспечивает финансирование нужд государства и выполнение его функций и задач, являются доходы федерального бюджета. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества опускают больше из своих доходов. Структура доходов изменчива и зависит от определенных экономических условий развития страны, рыночной картины и осуществляемой экономической политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов сказывается на экономических процессах. Доходы бюджета выражают экономические отношения, появляющиеся у государства с организациями, предприятиями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат разные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, которые поступают в бюджетный фонд.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что тема «Доходы Федерального Бюджета» весьма актуальна и требует особого внимания и подробного рассмотрения.

 

Глава I

 

    1. Налоговые доходы как основа федерального бюджета.

 

§1. Доходы бюджета

 

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 6 БК)1.

В зависимости от порядка формирования государственных доходов их подразделяют на централизованные и децентрализованные. Деление государственных доходов на централизованные и децентрализованные показывает соотношение источников удовлетворения общегосударственных и совместных интересов.

Централизованные государственные доходы формируются, как правило, за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности или платежей населения. Децентрализованные государственные доходы - формируются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. 
Основное место среди централизованных государственных доходов занимают доходы бюджета, с помощью которых решают экономические и социальные задачи развития общества. Так же к централизованным государственным доходам относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов - социального страхования, пенсионного, фонда занятости населения и др.

 

Все источники государственных доходов делятся на:

    • внутренние;
    • внешние.

К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, которые создаются внутри страны и используются государством для выполнения соответствующих ему функций. 

К внешним относится национальный доход, а в исключительных случаях и национальное богатство другой страны, если они перенимаются в форме государственных займов.

Состав государственных доходов в большей степени обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства.

§2. Методы мобилизации доходов в бюджет

В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги в различных формах, займы и эмиссии. Совокупность всех видов государственных доходов составляет систему государственных доходов, призванную решать не только фискальные, но и экономические задачи, то есть побуждать рост производства и увеличение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, способствовать ускорению научно-технического прогресса.

Важное значение в доходах бюджета имеют налоги. Это главный метод мобилизации доходов в условиях частной собственности и рыночных взаимоотношений.

Налоговые доходы – это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. К налоговым доходам федерального бюджета относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные налоги и сборы, а также пени и штрафы.2

В настоящее время действуют такие федеральные налоги:

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы;

3. налог на доходы физических  лиц;

4. единый социальный налог;

5. налог на прибыль организаций;

6. налог на добычу полезных  ископаемых;

7. водный налог;

8. сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов;

9. государственная пошлина;

10. налоги, предусмотренные специальными  налоговыми режимами.

 

§3. Налог. Функции

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований3 
Суть и внутренний состав налогов проявляются в их функциях и в той «работе», которую они осуществляют. Выделяют следующие функции налогов:

  • фискальная
  • регулирующая
  • социальная
  • контрольная

 

Фискальная функция

В первую очередь налоги выполняли фискальную функцию во всех государствах при всех общественных стадиях — изъятие части доходов предприятий и граждан для поддержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет своих источников доходов, либо они слишком малы для обеспечения достойного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи, многие учебные заведения и т. п.).

Налогам присуща главная роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но главное не это. Государственный бюджет можно сформировать и без них.

Регулирующая функция

Дает возможность регулировать доходы различных слоев населения, она направлена на корректирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг, а через платежеспособность населения – на регулирование рынка спроса и предложения.

Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими способами – путем применения отработанной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических способов занимают налоги. Изменяя налоговые ставки, льготы и штрафы, условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство формирует условия для быстрого развития отдельных отраслей и производств, способствует решению важных для общества проблем.

Социальная (перераспределительная) функция

За счет налогов в государственном бюджете концентрируются средства, распределяемые на решение народнохозяйственных проблем (как производственных, так и социальных), финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан и направляет ее на развивание производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с большими сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.).

В нынешних условиях внушительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, замедление которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Выстроенная налоговая система придает рыночной экономике социальную направленность, путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления внушительной части средств бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, имеющих необходимость в социальной защите.

Контрольная функция

Заключается в том, что проявляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сравнения с нуждами государства в финансовых ресурсах. Благодаря такой функции оценивается эффективность каждого налогового канала, определяется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

§4. Классификация налогов

В соответствии с НК РФ выделяют такие виды налогов как:

      • федеральные;
      • региональные;
      • местные

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и также обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Правительство субъектов Федерации обладает правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги определяются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в соответствии с НК РФ имеют право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

 

§5. Особенности прямых и косвенных налогов. Их роль в формировании доходов бюджета

По характеру налогового изъятия налоги делятся на:

  • прямые
  • косвенные

Прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика4. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.

Преимущество прямых налогов состоит в том, что их легче приспособить к определенным условиям - размеру семьи, доходу, возрасту, и, в более общим смыслом – платежеспособности

Прямые налоги подразделяются на:

  • налоги с фактического дохода, уплачиваемые с действительно полученного дохода в соответствие с фактической платежеспособностью налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог, налог на доходы от капитала и др.);

  • налоги с предполагаемого дохода, который может быть получен от того или иного объекта налогообложения (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.)

  • Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги часто называются налогами на потребление, опосредованно включаются в цену товара (работы, услуги) в форме надбавки и оплачиваются потребителями. Эти налоги назначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога проявляется продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель.

К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;

  • акцизы;

  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взыскания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения уклонения от их уплаты. Для государства эти налоги «на руку» еще и потому, что их зачисления в казну прямо не зависят от финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях ухудшения производства и даже убыточной работы организаций.

Из-за этих характеристик косвенного налогообложения государству приходится использовать и прямые налоги, чтобы под налоговым воздействием оказалось большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все вместе это образовывает достаточную устойчивость налоговых поступлений и тут же обостряет зависимость количества уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

 

§6. Основные направления совершенствования системы налогообложения в России на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов

Налоговая политика государства в ближайшие время также проводится в обстоятельствах дефицита федерального бюджета. В связи с этим главной задачей Правительства РФ является образование действенной и устойчивой налоговой системы, которая обеспечит бюджетную стабильность на ближайшее и на дальнейшее будущее.

Намечается предпринимать усилия, которые устремлены на умножение доходного потенциала налоговой системы. Изначально, это подъем доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, которая возникает при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новоиспеченной системе налогообложения недвижимого имущества. Отдельным течением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для увиливания от налогообложения.

Информация о работе Доходы Федерального бюджета