Доходы государственного бюджета Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 21:22, реферат

Краткое описание

Доходы бюджета — часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе распределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Формой проявления этих отношений служат различного вида платежи предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением — денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

Вложенные файлы: 1 файл

2 ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

 

2 ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Доходы бюджета — часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе распределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Формой проявления этих отношений служат различного вида платежи предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением — денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

Бюджетные доходы, с одной  стороны, «являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса», а с другой — «выступают объектом дальнейшего распределения, сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения» [13, ст. 27].

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых в обществе экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы предприятий являлось государство, доходы бюджета в основном базировались на денежных накоплениях этих предприятий. Переход на рыночные системы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловило коренное изменение системы доходных поступлений. Она стала строиться на базе налоговых платежей; взаимоотношений предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом .

При формировании доходов  основного финансового плана государства (регионов) возникают финансовые взаимоотношения между участниками процесса. Это дает основание рассматривать доходы как экономическую категорию — совокупность денежных отношений по поводу изъятия и централизации части финансовых ресурсов в бюджет. Такие отношения всегда имеют распределительный характер, стоимостную форму, и их обязательным участником является государство. Именно государство для образования доходов своего бюджета вступает в финансовые взаимоотношения с отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода.

Формы и методы образования  доходов бюджета изменяются под  воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди них первостепенное влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений, финансовой науки.

Не менее важное воздействие  на доходы имеют сложившаяся конкретная экономическая и социальная ситуация, экономическая политика в данном периоде, выбранные приоритеты развития общества, стратегия достижения намечаемых задач и др.

 Однако в любом случае главное назначение мобилизованных доходов - создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности.

Назначение доходов — покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений. В этом заключается не только фискальное назначение доходов, но и их стимулирующая функция, обеспечивающая расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета.

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь «доходы бюджетов классифицируются по следующим группам» [14, ст. 23]:

-налоговые доходы;

-взносы на государственное социальное страхование;

-неналоговые доходы;

-безвозмездные поступления.

Налоговые доходы включают в себя:

-республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами;

-пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин);

-проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом.

Пени и проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом учитываются в доходах бюджетов по подразделам классификации доходов бюджетов, предусмотренным для налогов, сборов (пошлин), за несвоевременную уплату которых начисляются пени или по которым предоставляются отсрочка и (или) рассрочка уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговый кредит.

К неналоговым доходам  относятся:

-доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

-штрафы;

-другие неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от:

-иностранных государств;

-международных организаций;

-другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.

Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканских органов государственной власти и управления. Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение в области хозяйственного, культурного строительства и обороны. Через республиканский бюджет обеспечивается перераспределение финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития. 

В доходы республиканского бюджета включаются: 

- доходы государственных целевых бюджетных фондов; 

- доходы свободных экономических зон; 

- трансферты, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами.

Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории. 

К местным бюджетам относятся: областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. 

В соответствии с территориальными уровнями местных Советов бюджеты делятся на: 

- бюджеты первичного уровня: сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения); 

- бюджеты базового уровня: районные и городские; 

- бюджеты областного уровня. 

Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим образом. По установленным нормативам между республиканским и местными бюджетами распределяются налог на добавленную стоимость, а также налог на прибыль организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь. Полностью зачисляются в республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в местные бюджеты — подоходный налог, налоги на собственность, а также налог на прибыль иных организаций, не указанных выше.

Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных единиц не включаются в бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц. 

Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе нормативов бюджетного обеспечения на одного жителя, иных социальных нормативов. 

Динамику доходов консолидированного бюджета за 2010—2012 гг. рассмотрим в таблице 2.1

 

Таблица 2.1—Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь (в фактически действовавших ценах; миллиардов рублей)

 

2010

2011

2012

Доходы консолидированного бюджета

48754

85608

141810

в том числе:

республиканского бюджета

30270

54190

78631

местных бюджетов

27976

48400

63179


Источник—[15]

 

По итогам 2012 года доходы консолидированного бюджета составили 141810 млрд. руб. и увеличились по сравнению с 2011 годом на 56202 млрд. руб., с 2010 годом—на 93056 млрд. руб.

За 2012 год в республиканский бюджет поступило 88631 млрд. руб., что на  24441 млрд. руб.больше, чем в 2011 году и на 48361 млрд. руб.— чем в 2010 году.

Доходы местных бюджетов за 2012 год составили 53179 млрд. руб., что на 14779 млрд. руб. больше, чем за 2011 год  и на 35203 млрд. руб. — чем в 2010 году.

Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90 %) формируется за счет налоговых поступлений, что видно по данным таблицы 2.2.

 

Таблица 2.2—  Распределение доходов консолидированного бюджета по уровням бюджетной  системы.

 

2010

2011

2012

Доходы

в том числе:

48754

85608

141810

Налоговые доходы

в том числе:

44875

73446

129930

налоги на доходы и  прибыль

из них:

11822

18564

30400

подоходный налог с  физических лиц

5381

9316

15430

налог на прибыль

5580

8689

14130

налоги на собственность

1850

2549

840

налоги на товары (работы, услуги)

из них:

22981

34755

67588

налог на добавленную стоимость

16226

26499

47133

акцизы

4350

5599

11324

экологический налог

439

350

561

налоговые доходы от вэд

5776

15147

25402

Неналоговые доходы

2434

12001

11880


Источник—[23]

 

За 2012 год в бюджет поступило 19930 млрд. руб. налоговых доходов. По сравнению с  2011 годом поступления увеличились на 56484 млрд. руб., с 2010 годом — на 85055 млрд. руб.

Неналоговые доходы за 2012 год сложились в сумме 11880 млрд. руб., и по сравнению с 2011 годом снизились на 121 млрд. руб.

Формирование  налоговых доходов за 2012 год главным образом обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость— 47133 млрд. руб., (по сравнению с 2011 годом поступления увеличились на 20634 млрд. руб.), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности—25402 млрд. руб. (по сравнению с 2011 годом возросли на 10255 млрд. руб.)

Анализируя  структуру доходов государственного бюджета, становится очевидным, что  в 2012 году по сравнению с предшествующими  годами произошло снижение удельного веса прямых налогов на 0,15% (за счет снижения ставки налога на прибыль). Доля косвенных же налогов в доходах государственного бюджета увеличилась на 1,85%.

Итак, главное  назначение мобилизованных доходов — создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления

осуществлять  свои функции, удовлетворять общегосударственные  потребности.

Назначение  доходов также — покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов,

увеличение  поступлений в бюджет. Именно поэтому, следующим важным шагом является анализ налоговой политики Республики Беларусь.


Информация о работе Доходы государственного бюджета Республики Беларусь