Доходы и расходы бюджетов. Бюджетный дефицит.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 23:11, реферат

Краткое описание

По социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются на доходы от хозяйствующих субъектов, вне зависимости от формы собственности, на основе которой они осуществляют хозяйственную (в том числе предпринимательскую) деятельность, и доходы от граждан.
По условиям зачисления доходов в соответствующие бюджета доходы подразделяются на закрепленные и регулирующие.

Содержание

1. Доходы и расходы бюджетов..................................................................................................2
1.1 Бюджетная классификация....................................................................................................3
2. Бюджетный дефицит................................................................................................................5

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 36.62 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

1. Доходы и расходы  бюджетов..................................................................................................2

1.1 Бюджетная классификация....................................................................................................3

2. Бюджетный дефицит................................................................................................................5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Доходы  и расходы бюджетов 

Каждый бюджет, вне зависимости  от его уровня в бюджетной системе, состоит из доходов и расходов. Первичным источником доходов бюджетов является национальный доход общества, а расходы бюджетов, находясь в тесной взаимосвязи с доходами, определяются задачами, стоящими перед государством и муниципальными образованиями (местным самоуправлением).

Доходы бюджетов классифицируют по разным признакам:

- по социально-экономическому  признаку;

- по условиям зачисления  доходов в соответствующие бюджета;

- по юридическим формам  доходов

По социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются на доходы от хозяйствующих субъектов, вне зависимости от формы собственности, на основе которой они осуществляют хозяйственную (в том числе предпринимательскую) деятельность, и доходы от граждан.

По условиям зачисления доходов  в соответствующие бюджета доходы подразделяются на закрепленные и регулирующие.

По юридическим формам доходы бюджетов подразделяются на налоговые  и неналоговые.

Новое бюджетное законодательство детально регламентирует доходы и расхода  бюджетов. Многие положения, выработанные наукой финансового права, получили в БК РФ законодательное закрепление.

БК РФ устанавливает не только общие положения о формировании доходов бюджетов, вне зависимости  от их уровня в бюджетной системе, но и регламентирует доходы отдельных  видов бюджетов: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

 

 

 

 

 

 

1.1 Бюджетная  классификация

Все доходы и расходы в  бюджетах располагаются по единой бюджетной  классификации.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением обьектам классификации группировочных кодов.

Бюджетная классификация  обеспечивает сопоставимость показателей  бюджетов всех уровней. В соответствии с Федеральным законом «О бюджетной  классификации» от 15.08.1996г. №115-ФЗ состав бюджетной классификации может  быть представлен схемой на Рис.2.

 

Рис.2 Состав бюджетной классификации 

 

Бюджетная классификация  в части обозначенной на схеме  номерами 1, 2, 3, 4, 6 является единой и  используется при составлении, утверждении  и исполнении бюджетов всех уровней  и составлении консолидированных  бюджетов всех уровней.

Законодательные (представительные) органы субьектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов могут производить дальнейшую детализацию обьектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Классификации, обозначенные на схеме номерами 5, 7, 8 используются при составлении, утверждении и  исполнении только федерального бюджета.

Ведомственная классификация  бюджетов РФ утверждается законодательными (представительными органами субьектов РФ.

Ведомственная классификация  местных бюджетов утверждается решениями  соответствующих органов местного самоуправления.

Классификация доходов  бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных системах РФ, определяющих источники их формирования.

Функциональная  классификация расходов бюджета  РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающих направление средств на выполнение основных функций государства.

Ведомственная классификация  бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов субьектов РФ, отражающей распределение бюджетных ассигнований по непосредственным получателям средств из бюджетов субъектов федерации.

Экономическая классификация  бюджетов РФ - это группировка расходов всех уровней по их экономическому содержанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бюджетный дефицит

Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами  называется профицитом бюджета. Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита в следующей последовательности: (1) сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности; (2) сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов (для федерального бюджета); (3) предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; (4) увеличить расходы бюджета, в том числе, за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если  эти меры по каким-то причинам осуществлять нецелесообразно, следует сократить  налоговые доходы бюджета путем  внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство.

Наиболее  часто встречающаяся в экономической  практике сложная ситуация — это  дефицит бюджета, т. е. превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов — это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов — это критический дефицит.

Дефицит государственного бюджета - это финансовое явление, не обязательно относящееся  к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет  государства, которое в те или  иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Однако, качество самого дефицита может  быть разным:

-дефицит может  быть связан с необходимостью  осуществления крупных государственных  вложений в развитие экономики;

-дефицит возникает  в результате чрезвычайных обстоятельств  (войны, крупных стихийных бедствий  и т. п.), когда обычных резервов  становится недостаточно и приходится  прибегать к источникам особого  рода;

-дефицит может  отражать кризисные явления в  экономике, ее развал, неэффективность  финансово-кредитных связей, неспособность  правительства держать под контролем  финансовую ситуацию в стране.

Таким образом, бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует  результат этих изменений. Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся  экономики с устойчивыми, а главное,  эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые страны.

Возникновение дефицита обусловливается многими  причинами, среди которых можно  выделить следующие: спад общественного  производства, завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск "пустых" денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной ("легальной") лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в "тени".

Основные причины бюджетного дефицита отдельных стран можно объединить в три группы.

1.Необходимость  осуществления крупных государственных  вложений в развитие экономики.  В этом случае дефицит отражает  не кризисное течение общественных  процессов, а государственное  регулирование экономической конъюнктуры,  стремление обеспечить прогрессивные  сдвиги в структуре общественного  производства. Еще Дж.М.Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости. И в этом, безусловно, есть рациональное зерно.

2. Результат чрезвычайных  обстоятельств (войны, крупных  стихийных бедствий и т.п.), когда  обычных резервов становится  недостаточно и приходится прибегать  к источникам дохода особого  рода.

3. Кризисные явления  в экономике, неэффективность  финансово-кредитных связей,  неспособность правительства держать под контролем экономические процессы.

За  все послевоенные годы (1945-1990 гг.) вплоть до 1990 года включительно бюджет России утверждался с профицитом, не было дефицита. Начиная с 1991 года, т. е. с началом реформирования экономики, бюджет РФ стал дефицитным. Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита в России в 90-е годы явились:

1.Низкая эффективность  общественного производства, усугубляемая  малой результативностью внешнеэкономических  связей.

2. Нерациональная  структура бюджетных расходов, усиленная  стремлением жить не по средствам,  осуществляя крупные государственные  инвестиции и огромные военные  расходы, оказывая помощь (нередко  безвозмездную) развивающимся странам  и т. п.

3. Неэффективный  бюджетный механизм, не позволяющий  государству использовать его  в качестве стимула развития  экономики и социальной сферы.

В 90-е  годы дефицит государственного бюджета  России достиг уровня 20% доходов и  превысил 5% ВВП. Основными причинами  его были низкая эффективность производства, большие расходы на конверсию, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные  бюджетные механизмы, разрыв хозяйственных  связей вследствие распада СССР. В  постсоветской России лишь в федеральном  бюджете на 2001 г. расходы уравновешены доходами, но 80—90% бюджетов субфедерального  уровня дефицитны. 

 

Бюджетный кодекс  РФ регламентирует условия,  противодействующие возникновению дефицита бюджетов, определяет его границы. Так, текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

Размер  дефицита бюджета субъекта РФ не может  превышать 5% объема доходов бюджета  субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Поступления  из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.

Размер  дефицита местного бюджета не может  превышать 3% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней. Поступления  из источников финансирования дефицита местного бюджета могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

Дефицит и профицит являются объектом управления в целях достижения равновесия между доходами и расходами бюджета. Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета рекомендуется осуществить сокращение профицита в следующей последовательности:

1)сократить привлечение  доходов от продажи государственной  собственности, сократить привлечение  доходов от реализации государственных  запасов и резервов;

2)предусмотреть  направление бюджетных средств  на дополнительное погашение  долговых обязательств;

3)увеличить расходы  бюджета, в том числе за счет  передачи части доходов бюджетам  других уровней.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, то законом о  бюджете должны быть утверждены источники  финансирования (покрытия) дефицита бюджета.

Крайне  отрицательные последствия (финансовые, экономические, социальные) огромного  бюджетного дефицита настоятельно требует  осуществления системы мер по его преодолению, проведения активной финансовой политики, использования  общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом. Стремление к равновесию бюджетных доходов  и расходов путем сбалансированности государственного бюджета - это сегодня  одна из главных задач. 

 

 
Источники финансирования дефицита бюджета

Причин бюджетного дефицита может быть много:

- спад общественного  производства;

- рост предельных  издержек общественного производства;

- массовый выпуск  «пустых» денег;

- излишне, неоправданно  раздутые социальные программы;

- возросшие затраты  на финансирование ВПК;

- оборот «теневого»  капитала в огромных масштабах.

Возможными  причинами бюджетного дефицита являются и огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения,  потери произведенной продукции и многое другое, не поддающееся общественному учету. Но важнейшее значение имеет возрастание затрат государства в различных сферах социально-экономической жизни, затраты на содержание армии и увеличение военных расходов, затраты на содержание возрастающей численности государственного аппарата. Возрастание бюджетных расходов не компенсируется величиной налоговых поступлений, в силу чего сохраняется и растет бюджетный дефицит.

Информация о работе Доходы и расходы бюджетов. Бюджетный дефицит.