Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 22:30, реферат
Доходы и расходы местных бюджетов формируются по статьям единой бюджетной классификации, установленной Федеральным законом "О бюджетной классификации в РФ", с использованием единой методологии и нормативной базы.
Законодательство разделяет доходы местных бюджетов на собственные и полученные в виде субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий. Однако следует отметить, что, несмотря на декларированную российским законодательством бюджетную самостоятельность органов местного самоуправления, уровень их собственных доходов очень низок. В результате органы местного самоуправления большинства муниципальных образований не в состоянии обеспечить жизнедеятельность населения, прогнозировать и планировать социально-экономическое развитие территорий.
Доходы и расходы местных бюджетов
Доходы и расходы
местных бюджетов формируются по
статьям единой бюджетной классификации,
установленной Федеральным
Законодательство разделяет доходы местных
бюджетов на собственные и полученные
в виде субвенций для осуществления отдельных
государственных полномочий. Однако следует
отметить, что, несмотря на декларированную
российским законодательством бюджетную
самостоятельность органов местного самоуправления,
уровень их собственных доходов очень
низок. В результате органы местного самоуправления
большинства муниципальных образований
не в состоянии обеспечить жизнедеятельность
населения, прогнозировать и планировать
социально-экономическое развитие территорий.
Расходы местных бюджетов делятся на текущие
и капитальные. К первым относятся расходы,
обеспечивающие текущее функционирование
органов местного самоуправления, бюджетных
учреждений, оказание поддержки другим
бюджетам и отдельным отраслям экономики
в форме дотаций, субсидий и субвенций
на текущее функционирование, а также
прочие расходы бюджетов, не включаемые
в капитальные расходы в соответствии
с бюджетной классификацией РФ.
Расходная часть местных бюджетов включает:
- расходы, связанные с решением вопросов
местного значения, установленные законодательством
РФ и субъектов РФ;
- расходы, связанные с осуществлением
отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного самоуправления;
- расходы, связанные с обслуживанием и
погашением долга по муниципальным займам
и ссудам;
- ассигнования на страхование муниципальных
служащих, объектов муниципальной собственности,
гражданской ответственности и предпринимательского
риска;
- иные расходы, предусмотренные уставом
муниципального образования.
В расходной части муниципального бюджета
предусматривается создание резервных
фондов. Их средства расходуются на финансирование
непредвиденных расходов, в том числе
на проведение аварийно-восстановительных
работ по ликвидации последствий стихийных
бедствий и других чрезвычайных ситуаций
в текущем финансовом году. Порядок расходования
средств резервных фондов устанавливается
нормативными актами органов местного
самоуправления.
В местных бюджетах в качестве составной
части могут быть предусмотрены сметы
расходов отдельных населенных пунктов,
не являющихся муниципальными образованиями.
Доходы и расходы местных бюджетов должны
быть сбалансированы, однако большинство
муниципальных образований вынуждено
принимать бюджеты с дефицитом. Бюджетный
кодекс РФ устанавливает пределы возможного
дефицита местного бюджета при его утверждении.
При этом должны быть указаны источники
покрытия дефицита.
Выравнивание бюджетной обеспеченности
муниципальных образований
Муниципальные образования существенно
различаются по своему экономическому
потенциалу. В муниципальных образованиях
- "донорах" собственные доходы превышают
нормативные бюджетные потребности, муниципальные
образования - "реципиенты" нуждаются
в бюджетных дотациях. "Донорами",
как правило, являются крупные города
с эффективно работающими промышленными
предприятиями, а также территории, обладающие
богатыми природными ресурсами. Пока подавляющее
большинство муниципальных образований
- "реципиенты". В отдельных сельских
муниципальных образованиях доля собственных
доходов не превышает 10% минимально необходимых
расходов. В связи с этим возникает проблема
финансовой поддержки государством экономически
слабых муниципальных образований и изъятия
избыточных финансовых средств у доноров.
До последнего времени эта задача решалась
с помощью так называемых регулирующих
налогов, т.е. нормативы отчислений в местные
бюджеты по отдельным налогам могли устанавливаться
субъектами РФ для каждого муниципального
образования в отдельности и ежегодно
пересматриваться. Такая система не стимулировала
органы местного самоуправления к наращиванию
собственных источников доходов, порождая
иждивенческие настроения.
Федеральный закон 2003 года N 131-ФЗ и Бюджетный
кодекс РФ предусматривают установление
единых для муниципальных образований
по всей России нормативов отчислений
в местные бюджеты от федеральных налогов
и сборов и единых для всех муниципальных
образований каждого субъекта РФ нормативов
отчислений в местные бюджеты от региональных
налогов и сборов, а также от долей федеральных
налогов и сборов, закрепленных за бюджетами
субъектов РФ. В связи с этим законодательство
предусматривает введение специальных
процедур выравнивания бюджетной обеспеченности
муниципальных образований, рассмотренных
в главе 6.
Для обеспечения выплаты дотаций экономически
слабым муниципальным образованиям в
бюджете субъекта РФ создается региональный
фонд финансовой поддержки муниципальных
образований. В муниципальных районах
могут образовываться фонды выравнивания
бюджетной обеспеченности поселений,
входящих в их состав.
Новый механизм бюджетного выравнивания
направлен на укрепление экономического
потенциала муниципальных образований
и наращивание ими собственной доходной
базы.