Доходы регионального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функции. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5
1.1 Сущность доходов регионального бюджета…………………………………..5
1.2 Налоговые доходы регионального бюджета …………………………………11
1.3 Неналоговые доходы регионального бюджета ………………………………16
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ДИНАМИКА ЗА 2010-2012 ГОДЫ 19
2.1. Общая характеристика динамики бюджета Омской области за 2010-2012 годы 19
2.2. Структура бюджета Омской области за 2010-2012 гг 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.Сат Лена.docx

— 97.19 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5

1.1 Сущность доходов регионального бюджета…………………………………..5

1.2 Налоговые доходы регионального бюджета …………………………………11

1.3 Неналоговые доходы регионального бюджета ………………………………16

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ДИНАМИКА ЗА 2010-2012 ГОДЫ 19

2.1. Общая характеристика динамики бюджета Омской области за 2010-2012 годы 19

2.2. Структура бюджета Омской области за 2010-2012 гг 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который  воспринимается как важнейший юридический  закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству  для удовлетворения его объективных  потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функции. Бюджетный  кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны,  рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо  отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда  не существует, т.к. по мере поступления  доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования  и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как  по объему, так и по срокам поступления  и использования.

Региональный бюджет играет важную экономическую, социальную и  политическую роль в воспроизводственном  процессе. Доходы регионального бюджета  – это  финансовая основа выполнения органами государственной власти субъектов  РФ своих расходных обязательств. При этом приоритет краткосрочных целей над долгосрочными опасен для экономики страны. Ошибочно полагать, что эффективный бюджет – это только эффективное расходование. Структура доходной части регионального бюджета отражает степень реализации приоритетных целей и задач, определенных для оздоровления экономики. Всё это актуализирует проблему эффективного построения структуры доходов бюджета.

Таким образом, цель настоящей курсовой работы – рассмотреть сущность и структуру доходов регионального бюджета, проанализировать динамику доходных статей бюджета Омской области за 2010-2012 годы.

В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты формирования доходов бюджетов субъектов РФ;
  2. Выявить динамику  и исполнение доходов бюджета Омской области за 2009-2011 годы;
  3. Рассмотреть основные проблемы и пути совершенствования системы формирования доходов региональных бюджетов РФ.

Объект курсовой работы – доходная часть бюджета Омской области.

Данная курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

1.1 Сущность  доходов регионального бюджета

 

Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных  в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют  продукцию, финансовые посредники предоставляют  финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и  расходуют его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных  институциональных единиц, которые  получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между всеми институциональными единицами, и концентрируется часть  имеющихся в стране финансовых ресурсов[21, c.231].

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Доходы  бюджета выражают экономические  отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные  виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет[14, c. 178].

По своему материально-вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

Рассмотрение доходов  регионального бюджета имеет большое значение. Оно формирует представление об источниках, позволяющих спланировать бюджет как фонд денежных средств, «заложить» в него ресурсы, необходимые для финансового обеспечения задач и функций субъекта РФ.

Категория «доходы регионального  бюджета» является одной из базовых  бюджетно-правовых категорий. Это объясняется  тем, что в основу сущности бюджетных  доходов положены особенности бюджета  как централизованного денежного фонда, сосредоточивающего финансовые ресурсы для функционирования субъекта РФ как правового акта, утвержденного в законодательном порядке.

Статья 6 БК  РФ определяет доходы бюджета как поступающие  в бюджет денежные средства, за исключением  средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета [1, гл. 1. ст. 6].

Значение доходов бюджета  для функционирования субъекта РФ предопределяется их юридическими и экономическими характеристиками.

В силу того, что бюджет субъекта РФ как составная часть бюджетной  системы РФ имеет экономические  характеристики, то поступающие в  него доходы необходимо рассматривать  с экономической точки зрения. Экономическая наука определяет доходы как сумму денежных поступлений  от всех возможных источников. Из данного  определения вытекают и экономические  признаки доходов – экономическая  обоснованность, объем поступлений, коммерческая деятельность в качестве источника формирования дохода.

Возникновение и развитие отношений формирования бюджетных  доходов подчиняется определенному  правовому режиму. Правовой режим  доходов регионального бюджета  обусловлен их юридическими признаками (денежный характер, безвозмездность и безвозвратность, публично-правовой характер, обязательность) [24, С. 246].

Охарактеризуем указанные  выше признаки доходов региональных бюджетов.

1. Денежный характер.

В статье 6 БК РФ доходы бюджета  обозначены как «денежные средства». Отсюда следует возможность рассмотрения в качестве доходов региональных бюджетов лишь те поступления, которые  носят денежный характер. Однако для  пополнения бюджетов используется имущество, поступающее в собственность  субъекта РФ в установленных законодательством  случаях. Например, в собственность  РФ, субъектов РФ и муниципальных  образований переходит имущество  в качестве наследства по завещанию  [2, гл. 61. ст.1116].

Из буквального толкования статьи 6 БК РФ следует отнесение  к доходам региональных бюджетов только денежных средств, само имущество  не может рассматриваться в качестве бюджетного дохода. Таковым служат денежные средства, поступающие в  собственность субъекта РФ в реализации имущества (продажи полученного  в порядке наследования имущества, сдачи его в аренду и т.д.).

2. Безвозвратность доходов.

Безвозвратность доходов  означает, что денежные средства, поступившие  в законном порядке, в собственность  субъектов РФ не подлежат возврату субъектам, предоставившим данные средства. Поступившие в бюджет денежные средства, к примеру в виде налогов, подлежат возврату только в случае излишне  уплаченной суммы налога [3, гл. 12, ст. 78].

3. Безвозмездность доходов  бюджета.

Данная характеристика заключается  в том, что денежные средства поступают  в бюджет субъекта РФ без ответного  предоставления каких либо благ или  услуг их плательщику.

4. Публично-правовой характер  бюджетных доходов.

Отношения, которые связаны  с поступлением доходов в бюджет, относятся к отношениям, существующим исключительно в правовой форме. Взимание платежей в пользу субъектов  РФ в целях формирования доходов  бюджета должно соответствовать  нормам права. Неукоснительное подчинение формирования доходов бюджета правовым нормам – неотъемлемая черта их публично-правового характера.

5.  Обязательность формирования  доходов бюджета.

Этот признак вытекает из публично-правового характера  доходов бюджета субъекта РФ. Данный признак состоит в том, что  субъекты РФ не свободны в волеизъявлении на получение доходов. Они не могут  отказаться от получения доходов, не вправе по своему усмотрению решать, получать доходы или нет.

Итак, доходы субъектов РФ – это опосредуемые экономическими отношениями распределения национального  дохода денежные средства, поступающие  в бюджет субъектов РФ в целях  финансирования общественно значимых потребностей, выполнения задач органов  власти субъектов РФ и характеризующиеся  свойствами безвозмездности и безвозвратности, обязательности, а также подверженностью  детальной нормативной правовой регламентации [24, С. 252].

Доходы  бюджета классифицируются по различным  признакам. По источникам образования  они делятся на налоги с юридических  лиц, налоги с населения, займы, поступления  от реализации государственной собственности  и др. По методу взимания – на налоговые  и неналоговые; по видам налогов  – на акцизы, НДС, налог на прибыль, подоходный налог и др.

Налоги, участвуя в перераспределении новой  стоимости – специального дохода – выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые  формируют их общественное содержание. Оно дает возможность проникнуть во внутреннюю их природу, раскрыть эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия  налогов на производственные отношения  в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства.

Кроме общественного  содержания налоги имеют материальную основу, т.е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. При перераспределении  национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в  форме налогов со всего населения  страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения имеет одностороннее движение стоимости (от налогоплательщика к государству) без эквивалентного обмена.

Налоговые доходы государства формируются  за счет новой стоимости, созданной  в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Они становятся собственностью государства и используются для военно-политических и социально  – экономических мероприятий.

Налоги, будучи особой сферой производственных отношений, являются своеобразной экономической  категорией с устойчивыми внутренними  свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся  в процессе изъятия части стоимости  национального дохода в пользу общегосударственных  потребностей. Эти налоговые отношения  как часть финансовых отношений  находятся в постоянном изменении.

Налоги  – не только экономическая категория, но и финансовая категория: они выражают общие свойства, присуще всем финансовым отношениям, имеют свои отличительные  признаки и черты, собственную форму  движения, т.е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Функции налогов выявляют их социально –  экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют две функции: фискальную и регулирующую, каждая из которых  проявляет особую ее сторону как  финансовой категории.

Налоги  и их функции отражают базисные отношения, которые используются государством в налоговой политике через широкий  арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, способов обложения, льгот и т.п.), сопоставляющий налоговый механизм.

Информация о работе Доходы регионального бюджета