Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 23:55, курсовая работа
Цель моей курсовой работы заключается в исследовании доходов федерального бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть, что собой представляют доходы федерального бюджета;
Выяснить, какие существуют виды доходов федерального бюджета;
Проанализировать доходы федерального бюджета за прошедший 2012 год;
Проанализировать структуры и динамики доходов федерального бюджета на 2013–2015 год;
Выявить пути оптимизации доходов федерального бюджета.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические основы доходов федерального бюджета......................5
1.1 Понятие доходов федерального бюджета.......................................................5
1.2 Виды доходов федерального бюджета............................................................9
Глава 2 Особенности формирования доходов федерального бюджета...........15
2.1 Анализ доходов федерального бюджета за 2012 год...................................15
2.2 Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета на 2013–2015 год..................................................................................................................25
Глава 3 Оптимизация доходов федерального бюджета.....................................30
Заключение.............................................................................................................37
Список использованной литературы...................................................................39
Курсовая работа
на тему:
«Доходы федерального бюджета»
Содержание
Введение......................
2.1 Анализ доходов федерального
бюджета за 2012 год...........................
2.2 Анализ структуры и динамики
доходов федерального бюджета
на 2013–2015 год...........................
Глава 3 Оптимизация доходов федерального бюджета.......................
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
Приложение....................
Введение
Доходы федерального бюджета выражают экономические отношения, образующиеся у государства с юридическими и физическими лицами в ходе формирования бюджетного фонда государства. Формой проявления данных экономических отношений являются разнообразные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, которые мобилизуются в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, представляют собой результат распределения стоимости общественного продукта различных участников воспроизводственного процесса друг с другом, а с другой стороны, выступают в качестве объекта последующего распределения сосредоточенной в руках государственной стоимости, поскольку последняя применяется для образования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. Следовательно, доходы федерального бюджета представляют собой важнейшую часть бюджетной системы и экономики в общем.
Исходя из всего вышесказанного, я считаю, что выбранная мною тема «Доходы федерального бюджета» является, несомненно, актуальной.
Объектом исследования моей курсовой работы является федеральный бюджет Российской Федерации.
Предмет исследования – доходы федерального бюджета Российской Федерации.
Цель моей курсовой работы заключается в исследовании доходов федерального бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Решение поставленных задач предопределило следующую структуру данной курсовой работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Общее понятие бюджета
По своему экономическому
содержанию федеральный бюджет является формой образования и
Одной из ключевых статей федерального бюджета являются его доходы.
Доходы бюджета представляют собой довольно сложную категорию, которая изучается на стыке юридической и экономической наук. В экономическом смысле доходы федерального бюджета являются денежными средствами, при помощи которых государство реализовывает собственные функции: содержит государственный аппарат власти и управления, армию, правоохранительные органы, проводит финансирование всех видов образования и пенсионного обеспечения. Экономическая сущность доходов федерального бюджета состоит в их назначении, которое заключается в материальном обеспечении публичных нужд страны. В свою очередь, юридическое содержание понятия «доходы федерального бюджета» отображает порядок формирования данных доходов, правовую природу их образования. В качестве правовой категории доходы федерального бюджета являются узаконенной формой перераспределения части национального дохода в пользу государства.2
В целом доходы федерального
бюджета можно определить как
денежные средства, которые поступают
в федеральный бюджет вследствие
распределения и
Порядок формирования доходов федерального бюджета регулируется на основе четырёх групп принципов, к которым относятся следующие:
1) Принцип законодательного закрепления видов доходов в бюджетном законодательстве и единства бюджетной классификации доходов бюджетов. Бюджетное законодательство применяет единую бюджетную классификацию видов доходов с единообразными кодами бюджетной классификации, с помощью чего обеспечивается сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при составлении и осуществлении бюджетов, а также составлении бюджетной отчётности;
2) Принцип единства системы зачисления и распределения доходов. На основании пункта 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации поступают на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения данными органами согласно нормативам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, закону (решению) о бюджете и другим законам субъектов Российской Федерации и муниципальным правовым актам, принятым согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации;
3) Принцип исключительно индивидуального характера доходов бюджета. Все доходы бюджета являются собственными;
4) Принцип достаточности. Доходы бюджета обязаны обеспечивать исполнение всех расходных обязательств публично-правовых субъектов, их уровень обязан удовлетворять надобностям населения;
5) Принцип действенности системы поступления доходов и их раздела между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Данный принцип предусматривает, первое, своевременное и полное поступление и распределение доходов, второе, удобство расчётов для субъектов, которые перечисляют денежные средства в бюджет, третье, минимизацию затрат на содержание органов, которые обеспечивают поступление и распределение доходов, отсутствие органов с похожими полномочиями;
6) Принцип факультативности фискального характера санкций обозначает, что санкции (штрафы, пени и прочие суммы принудительного взыскания) прежде всего, исполняют пресекательную, компенсационную и карательную функции. Государство не должно привлекать к ответственности в целях пополнения государственной казны.
В любом государстве
применяется своя система
Доходы федерального бюджета Российской
Федерации каждый год ратифицируются
Администратором доходов бюджета является орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетные организации, которые осуществляют согласно законодательству Российской Федерации контроль над верностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учёт, взимание и принятие решений о возврате (зачёте) лишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, которые являются доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если прочее не определено Бюджетным кодексом Российской Федерации;
Доходы бюджета образуются вследствие распределения стоимости внутреннего валового продукта. Основным их материальным источником является национальный доход.
Доходы федерального бюджета отчасти зачисляются на формирование доходов нижестоящих бюджетов. На практике можно встретить и обратное, когда законодательно определяются отчисления в федеральный бюджет части доходов (налогов) регионального уровня, к примеру, по налогу на физических лиц, по арендным доходам, по земельному налогу. Всё это значит, что в Российской Федерации не существует полного закрепления налогов и доходов федерального, регионального и местного уровня за их бюджетами. Действует система отчислений по определяемым законом нормативам от федеральных налогов в региональные, из региональных доходов - в местные бюджеты.
Основные методы, используемые государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов, — налоги, государственный кредит и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и во времени и определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.
Доходы бюджетов формируются
в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
Перечень и ставки налогов определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации;
Основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Они обеспечивают более 9/10 обшей суммы платежей.5
Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС), обеспечивающему большую часть доходов бюджета. По итогам 2012 года НДС включает 35% всех доходов бюджета Российской Федерации. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Страна, вводящая НДС, сразу же получает крупные доходы. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.