Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:52, курсовая работа
Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. В статье 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
Введение………………………………………………………………………....3-4
Глава1. Теоретические основы формирования доходов федерального бюджета РФ.
1.1 Федеральный бюджет: сущность, функции, значение……………....5-10
1.2 Доходы федерального бюджета: состав, структура и источники их формирования………………………………………………………...11-15
Глава2. Аналитическая часть.
1.3 Анализ налоговых поступлений в федеральный бюджет………….16-20
1.4 Анализ неналоговых поступлений в федеральный бюджет…….....21-26
Глава3.Пути увеличения доходов ФБ на перспективу……………………...27-32
Заключение………………………………………………………………33-34
Список литературы………………………………………………………35-36
1.Теоритические основы формирования доходов федерального бюджета.
1.1.Федеральный бюджет: сущность, функции, значение.
Основные функции
управления государством
Через федеральный
бюджет осуществляется процесс
распределения и
Большую роль играет
федеральный бюджет в
Экономическая сущность федерального бюджета находит свое выражение в его функциях.
Бюджет выполняет следующие функции:
1)перераспределение
2)государственное
3)финансовое обеспечение
непроизводственной сферы и
4)контроль за образованием
и использованием
1.Распределительная
функция бюджета проявляется
через формирование и
Перераспределение
национального дохода через
1)образование доходов бюджета;
2)использование бюджетных средств(расходы бюджета).
2.В ходе формирования
доходов бюджета и
Доходы бюджета – это экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами – с другой.
В процессе образования
доходов бюджета происходит
возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятием и населением.
Расходы бюджета
– это экономические отношения,
Путем централизации
в бюджете части финансовых
ресурсов государство получает
возможность обеспечивать
3.Посредством бюджета
национальный доход
Большую роль в экономическом
и культурном строительстве на местах
играет бюджетное регулирование. При
помощи бюджетного регулирования осуществляется
широкомасштабное межтерриториальное
распределение средств, наделение
необходимыми источниками доходов
региональных и местных бюджетов,
которые являются финансовой базой
территориальных органов
4.Контрольная функция
бюджета действует
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.
Обеспечение доходной базы бюджета
тесно связано с проблемой
социальной справедливости, и, хотя невозможно
добиться того, чтобы все граждане
были во всем довольны государством, надо
стремиться к минимизации возможного
недовольства. Поэтому разностороннее
воздействие процесса формирования
доходов бюджета на экономику
и общество предполагает надежное обоснование
всех действий организаций и лиц,
уполномоченных на сбор этих доходов.
Обоснованием должны служить прежде
всего нормы права, законы, в которых
зафиксированы решения
Большое разнообразие экономических
отношений порождает
Система бюджетных доходов формируется исторически, она должна быть достаточно стабильной, чтобы иметь возможность опираться на уже сложившиеся традиции, но вместе с тем она и подвижна, так как происходят существенные изменения в экономике и в обществе, и она должна на них реагировать.
Доходы бюджетов в литературе классифицируют по разным признакам:
- по социально-экономическому признаку;
- по условиям зачисления доходов в соответствующие бюджеты;
- по юридическим формам доходов.
По социально-экономическому признаку
доходы бюджетов подразделяются на доходы
от хозяйствующих субъектов вне
зависимости от формы собственности,
на основе которой они осуществляют
хозяйственную (в том числе
В настоящее время в России сложились три основные группы бюджетных доходов: налоги, неналоговые доходы и доходы бюджетных целевых фондов. Кроме этого, имеются еще и безвозмездные поступления. Эти поступления связаны обычно с движением средств между бюджетом и внебюджетными и
бюджетными целевыми фондами, между
разными видами бюджетов внутри бюджетной
системы, с использованием резерва
средств, не включаемого в бюджет.
Могут быть и поступления денег
от отдельных экономических
1.2. Доходы федерального бюджета: состав, структура и источники их формирования.
Бюджет — экономическая категория, т. е. устойчивая общественная связь. По аналогии с финансами федеральный бюджет можно определить какобщественные отношения по поводу формирования и использования централизованной федеральной властью фонда денежных средств.
Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики.
С точки зрения экономической практики федеральный бюджет — важнейший элемент макроэкономической политики. Он обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение.
За счет средств бюджета формируется большая часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.
Параметры бюджета
Таким образом, по своему содержанию федеральный бюджет есть одновременно экономическая категория и инструмент политики.
По своей форме федеральный бюджет есть финансовый план государства, т. е. план сбора и использования финансовых ресурсов в целях обеспечения государственных функций.
С юридической точки зрения федеральный бюджет представляет собой нормативный акт — закон. Он разрабатывается органами исполнительной власти и принимается органами законодательной (или представительной) власти.
Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые.
Налоговые доходы: налог на
доходы (прибыль) предприятий и организаций;
НДС; акцизы; лицензионные и регистрационные
сборы, налог от приватизации и продажи
государственного имущества федерального
значения; налог с доходов от внешней торговли;
налоги на внешнеэкономические операции;
платежи за пользование природными ресурсами.
К неналоговым доходам относятся
доходы от приватизации и продажи собственности
(федеральной), от арендных сборов, пошлин
и др. К ним относятся доходы целевых фондов.
Среди доходов федерального бюджета.
по своей величине и значимости для формирования
доходов всех видов бюджетов РФ выделяются
основные: НДС, налог на прибыль,акцизы,
платежи за пользование природными ресурсами.
Все перечисленные средства - доходы
федерального бюджета., но это не означает,
что все суммы поступлений по ним зачисляются
только в федеральный бюджет. Ежегодно
устанавливаются или пересматриваются
размеры (в %) зачисления доходов в федеральный
бюджет. Доходы федерального бюджета частично
поступают и на формирование доходов нижестоящих
бюджетов.
Основной источник доходов - это налоги.
Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в установленных законом размерах в установленные сроки.
Функции налогов:
Все налоги подразделяются на:
1.федеральные
2.региональные
3.местные
Основные федеральные налоги - это НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, налог с физических лиц и др.
НДС, акцизы, подоходный налог с физических лиц - это регулирующие доходы, которые в виде процентных отчислений поступают также в бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты.
Налоги подразделяются также на прямые и косвенные.
Прямые налоги подразделяются на личные и реальные. Размер личных налогов определяется полученными доходами, реальные налоги исчисляются в зависимости от предполагаемых доходов.
Косвенные налоги подразделяются на универсальные и специальные. Универсальным является налог, которым облагается реализация практически любого товара. Обложению специальными налогами (например, акцизами) подлежит узкий, ограниченный перечень товаров.
По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные. Окладные налоги исчисляются налоговыми органами. К ним относится ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, земельный налог). Налоги, исчисляемые частными лицами, считаются неокладными.
Целевые и общие (нецелевые) налоги.
Налоги не могут увязываться с
определенными расходами
В определенных случаях налог может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения либо отраслей хозяйств или ведомств.
Ординарные и чрезвычайные налоги. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо особых обстоятельств, к которым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы.