Доходы федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. В статье 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3-4
Глава1. Теоретические основы формирования доходов федерального бюджета РФ.
1.1 Федеральный бюджет: сущность, функции, значение……………....5-10
1.2 Доходы федерального бюджета: состав, структура и источники их формирования………………………………………………………...11-15
Глава2. Аналитическая часть.
1.3 Анализ налоговых поступлений в федеральный бюджет………….16-20
1.4 Анализ неналоговых поступлений в федеральный бюджет…….....21-26
Глава3.Пути увеличения доходов ФБ на перспективу……………………...27-32
Заключение………………………………………………………………33-34
Список литературы………………………………………………………35-36

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 27.22 Кб (Скачать файл)

 

1.Теоритические  основы формирования доходов федерального бюджета.

1.1.Федеральный  бюджет: сущность, функции, значение.

   Основные функции  управления государством возложены  на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения  общегосударственных мероприятий  формируется централизованный финансовый  фонд – федеральный бюджет. В  статье 71 Конституции РФ зафиксировано,  что в ведении Российской Федерации  находятся федеральный бюджет, федеральные  налоги и сборы, федеральные  фонды регионального развития.

   Через федеральный  бюджет осуществляется процесс  распределения и перераспределения  внутреннего валового продукта  и созданного национального дохода  страны между отраслями народного  хозяйства, регионами и социальными  слоями населения. На федеральный  бюджет возложено финансирование  общегосударственных органов власти  и управления, мероприятий, связанных  с обеспечением обороноспособности  государства, развитием науки,  подготовки высококвалифицированных   специалистов.

   Большую роль играет  федеральный бюджет в поддержании  и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Экономическая сущность федерального бюджета находит свое выражение  в его функциях.

Бюджет выполняет следующие  функции:

1)перераспределение национального  дохода;

2)государственное регулирование  и стимулирование экономики;

 

 

3)финансовое обеспечение  непроизводственной сферы и осуществление  социальной политики государства;

4)контроль за образованием  и использованием централизованных  фондов денежных средств. 

   1.Распределительная  функция бюджета проявляется  через формирование и использование  централизованных фондов денежных  средств по уровням государственной  и муниципальной власти и управления. С помощью бюджета государство  регулирует хозяйственную жизнь  страны, экономические отношения,  направляя бюджетные средства  на поддержку или развитие  отраслей, регионов. Регулируя таким  образом экономические отношения,  государство способно целенаправленно  ускорять или сдерживать темпы  производства, рост капиталов и  частных сбережений, изменять структуру  спроса и потребления.

   Перераспределение  национального дохода через бюджет  имеет две взаимосвязанные стадии:

1)образование доходов  бюджета;

2)использование бюджетных  средств(расходы бюджета).

   2.В ходе формирования  доходов бюджета и использования  бюджетных средств решаются задачи  государственного регулирования  экономических и социальных процессов  в стране.

   Доходы бюджета  – это экономические отношения  между государством, с одной стороны,  и хозяйствующими субъектами  и гражданами – с другой.

   В процессе образования  доходов бюджета происходит императивное  изъятие в пользу государства  части национального дохода. На  этой основе 

 

 

возникают финансовые взаимоотношения  государства с предприятием и  населением.

   Расходы бюджета  – это экономические отношения,  возникающие между государством, с одной стороны, организациями,  учреждениями и гражданами –  с другой, в ходе использования  централизованных фондов денежных  средств.

   Путем централизации  в бюджете части финансовых  ресурсов государство получает  возможность обеспечивать денежными  средствами общегосударственные  потребности – ускоренное развитие  прогрессивных отраслей народного  хозяйства, воспроизводство квалифицированной  рабочей силы, развитие науки  и техники, обеспечение обороноспособности  страны.

3.Посредством бюджета  национальный доход перераспределяется  по территории страны, а также  из производственной в непроизводственную  сферу, для чего за счет бюджета  создаются денежные фонды для  финансирования потребностей в  области здравоохранения, образования,  культуры, управления, обороны.

Большую роль в экономическом  и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При  помощи бюджетного регулирования осуществляется широкомасштабное межтерриториальное распределение средств, наделение  необходимыми источниками доходов  региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой  территориальных органов власти; тем самым укрепляется их связь  со всей экономикой страны.

4.Контрольная функция  бюджета действует одновременно  с распорядительной и предполагает  возможность и обязанность государственного  контроля за поступлением и  использованием бюджетных средств.

 

   Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. 

Обеспечение доходной базы бюджета  тесно связано с проблемой  социальной справедливости, и, хотя невозможно добиться того, чтобы все граждане были во всем довольны государством, надо стремиться к минимизации возможного недовольства. Поэтому разностороннее воздействие процесса формирования доходов бюджета на экономику  и общество предполагает надежное обоснование  всех действий организаций и лиц, уполномоченных на сбор этих доходов. Обоснованием должны служить прежде всего нормы права, законы, в которых  зафиксированы решения законодательной  и исполнительной власти по данному  вопросу. Сбор доходов бюджета требует  соответствующей организации, и  во всех странах имеются специальные  ведомства, занятые этим важным делом, часто их бывает несколько. В России, к примеру, за поступление бюджетных  доходов отвечают федеральные службы по налогам и сборам и по таможенным доходам.

 

 

Большое разнообразие экономических  отношений порождает множественность  видов доходов в хозяйстве, а  отсюда следует и необходимость  иметь систему доходов бюджета, так как отдельные виды бюджетных  доходов существенно различаются  по объектам получения, способам взимания, по своей социальной и экономической  значимости.

Система бюджетных доходов формируется  исторически, она должна быть достаточно стабильной, чтобы иметь возможность  опираться на уже сложившиеся  традиции, но вместе с тем она  и подвижна, так как происходят существенные изменения в экономике  и в обществе, и она должна на них реагировать.

Доходы бюджетов в литературе классифицируют по разным признакам:

-   по социально-экономическому признаку;

-   по условиям зачисления доходов в соответствующие бюджеты;

-   по юридическим формам доходов.

По социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются на доходы от хозяйствующих субъектов вне  зависимости от формы собственности, на основе которой они осуществляют хозяйственную (в том числе предпринимательскую) деятельность, и от граждан. По юридическим  формам доходы бюджетов подразделяются на налоговые и неналоговые.

В настоящее время в России сложились  три основные группы бюджетных доходов: налоги, неналоговые доходы и доходы бюджетных целевых фондов. Кроме  этого, имеются еще и безвозмездные  поступления. Эти поступления связаны  обычно с движением средств между  бюджетом и внебюджетными и 

 

 

бюджетными целевыми фондами, между  разными видами бюджетов внутри бюджетной  системы, с использованием резерва  средств, не включаемого в бюджет. Могут быть и поступления денег  от отдельных экономических субъектов. В целом эта статья доходов  в консолидированном бюджете  составляет менее процента общей  величины доходов. Выделение третьей  группы – доходов бюджетных целевых  фондов – объясняется нынешней спецификой политической и финансовой жизни  России, эти доходы не имеют принципиального  отличия от налогов и неналоговых  платежей по своему экономическому смыслу, поэтому фактически выступают две  самостоятельные группы доходов  бюджета – налоги и неналоговые  платежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Доходы федерального  бюджета: состав, структура и источники  их формирования.

   Бюджет — экономическая категория, т. е. устойчивая общественная связь. По аналогии с финансами федеральный бюджет можно определить какобщественные отношения по поводу формирования и использования централизованной федеральной властью фонда денежных средств.

   Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики.

   С точки зрения экономической практики федеральный бюджет — важнейший элемент макроэкономической политики. Он обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение.

   За счет средств бюджета формируется большая часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.

   Параметры бюджета непосредственно  воздействуют на важнейшие макроэкономические  показатели — объемы инвестиций  и производства, доходы населения, уровень занятости, процентную ставку, валютный курс.

   Таким образом, по своему содержанию федеральный бюджет есть одновременно экономическая категория и инструмент политики.

   По своей форме федеральный бюджет есть финансовый план государства, т. е. план сбора и использования финансовых ресурсов в целях обеспечения государственных функций.

 

 

С юридической точки зрения федеральный  бюджет представляет собой нормативный  акт — закон. Он разрабатывается  органами исполнительной власти и принимается  органами законодательной (или представительной) власти.

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые.

Налоговые доходы: налог на доходы (прибыль) предприятий и организаций; НДС; акцизы; лицензионные и регистрационные сборы, налог от приватизации и продажи государственного имущества федерального значения; налог с доходов от внешней торговли; налоги на внешнеэкономические операции; платежи за пользование природными ресурсами. 
    К неналоговым доходам относятся доходы от приватизации и продажи собственности (федеральной), от арендных сборов, пошлин и др. К ним относятся доходы целевых фондов. 
   Среди доходов федерального бюджета. по своей величине и значимости для формирования доходов всех видов бюджетов РФ выделяются основные: НДС, налог на прибыль,акцизы, платежи за пользование природными ресурсами. 
   Все перечисленные средства - доходы федерального бюджета., но это не означает, что все суммы поступлений по ним зачисляются только в федеральный бюджет. Ежегодно устанавливаются или пересматриваются размеры (в %) зачисления доходов в федеральный бюджет. Доходы федерального бюджета частично поступают и на формирование доходов нижестоящих бюджетов.

   Основной источник  доходов -  это налоги.

 

 

 

   Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в установленных законом размерах в установленные сроки.

Функции налогов:

  1. Фиксальная функция – главная. Она способствует формированию доходов территориальных бюджетов. Фискальную функцию выполняют земельный налог, налоги на имущество, налог на рекламу.
  2. Функция перераспределения ресурсов между отраслями, т.е. налоги стимулируют одни виды деятельности и ограничивают другие.
  3. Контрольная функция – обеспечивает контроль за поступлением налогов и сборов в бюджет и правильностью их ичисления.

   Все налоги подразделяются  на:

1.федеральные

2.региональные

3.местные

   Основные федеральные  налоги - это НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, налог с физических лиц и др.

НДС, акцизы, подоходный налог  с физических лиц - это регулирующие доходы, которые в виде процентных отчислений поступают также в  бюджеты субъектов Федерации  и в местные бюджеты.

Налоги подразделяются также на прямые и косвенные.

 

 

Прямые налоги подразделяются на личные и реальные. Размер личных налогов  определяется полученными доходами, реальные налоги исчисляются в зависимости  от предполагаемых доходов.

Косвенные налоги подразделяются на универсальные и специальные. Универсальным  является налог, которым облагается реализация практически любого товара. Обложению специальными налогами (например, акцизами) подлежит узкий, ограниченный перечень товаров.

По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные. Окладные налоги исчисляются налоговыми органами. К ним относится ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, земельный налог). Налоги, исчисляемые  частными лицами, считаются неокладными.

Целевые и общие (нецелевые) налоги. Налоги не могут увязываться с  определенными расходами бюджета, они обеспечивают общую совокупность всех расходов государства.

В определенных случаях налог может  носить целевую направленность, обусловленную  интересами определенных групп населения  либо отраслей хозяйств или ведомств.

Ординарные и чрезвычайные налоги. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо особых обстоятельств, к  которым могут относиться стихийные  бедствия, войны, блокады, техногенные  аварии и катастрофы.

Информация о работе Доходы федерального бюджета