Заемный капитал, формы, цена и условия привлечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических вопросов привлечения заемного капитала белорусскими предприятиями, разработка рекомендаций по выбору заемного источника финансирования.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- исследовать сущность заемного капитала предприятия;
- рассмотреть способы привлечения капитала;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование привлечения и использования заемного капитала;
- провести анализ использования заемных средств в ОАО «Могилевский мясокомбинат»;
- предложить рекомендации по повышению эффективности использования заемным капиталом на рассматриваемом предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА 7
1.1 Понятие и формы заемного капитала 7
1.2 Способы привлечения заемных средств 10
1.3 Нормативно-правовое регулирование привлечения и использования заемного капитала 18
2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ НА ОАО «МОГИЛЕВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» 23
2.1 Организационно - экономическая характеристика предприятия ОАО Могилевский мясокомбинат» 23
2.2 Анализ динамики, состава, структуры и цены источников заемного капитала предприятия 29
2.3 Анализ кредитоспособности предприятия 34
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ НА ОАО «МОГИЛЕВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Giris_Anny в метод кабинет.doc

— 615.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. В современных условиях перед белорусскими предприятиями остро стоит проблема привлечения ресурсов для финансирования процессов обновления основных средств, расширения производства и совершенствования национальной экономики в целом. Эта проблема особенно актуальна в нынешней ситуации, когда руководство страны поставило задачу увеличения темпов роста национальной экономики.

Значительная часть отечественных компаний продолжает рассчитывать на собственные средства в тот момент, когда существует возможность эффективного привлечения инвестиционных ресурсов с целью увеличения темпов экономического роста предприятия.

В настоящее время основными способами привлечения заемного капитала являются банковский кредит, эмиссионное финансирование, лизинг. В большинстве случаев в качестве заемных источников предприятия используют банковский кредит, что объясняется относительно большими финансовыми ресурсами белорусских банков, а также тем, что при получении банковского кредита нет необходимости публичного раскрытия информации о предприятии. Здесь снимается часть проблем, обусловленных спецификой банковского кредитования, что связано с упрощенными требованиями к заявочным документам, с относительно короткими сроками рассмотрения заявок на выдачу кредита, с гибкостью условий заимствования и форм обеспечения займов, с упрощением доступности денежных средств и.т.д. 

Руководители большинства компаний не хотят раскрывать финансовую информацию о своих предприятиях, а также проводить изменения в финансовой политике. Как следствие - тот факт, что только 3% белорусских компаний используют эмиссионное финансирование.

Лизинг, как и эмиссионное финансирование, использует меньшая доля предприятий. Его катализатором является спрос, а на этапе развития экономики этот важный элемент рыночных отношений только начинает набирать обороты.

Необходимость выявления причин, влияющих на развитие рынка заемного капитала, а также условий, способствующих эффективному привлечению заемного капитала белорусскими предприятиями для увеличения темпов роста, придают теме курсовой работы особую актуальность.

Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических вопросов привлечения заемного капитала белорусскими предприятиями, разработка рекомендаций по выбору заемного источника финансирования.

 

Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:

- исследовать сущность заемного капитала предприятия; 

- рассмотреть способы привлечения капитала;

- рассмотреть нормативно-правовое регулирование привлечения и использования заемного капитала;

- провести анализ использования заемных средств в ОАО «Могилевский мясокомбинат»;

- предложить рекомендации  по повышению эффективности использования заемным капиталом на рассматриваемом предприятии.

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие на предприятии в процессе привлечения заемного капитала.

Объектом исследования является финансово – хозяйственная деятельность ОАО «Могилевский мясокомбинат».

При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:  сравнение, диалектический, системный, синтез, графический способ, табличный способ, аналитический, динамический анализ, структурный анализ.

Теоретической базой курсовой работы послужили: учебная, научная, методическая и статистическая литература по исследуемой тематике. В практической части курсовой работы были использованы  документы предприятия, которые послужили основой для детального анализа деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА

 

    1. Понятие и формы заемного капитала

Заемный капитал - капитал, полученный в виде долгового обязательства. В отличие от собственного капитала, имеет конечный срок и подлежит безоговорочному возврату. Обычно предусматривается периодическое начисление процентов в пользу кредитора. Примеры: облигации, банковский кредит, различные виды небанковских займов, кредиторская задолженность [12, с. 86].

Повышение эффективности бизнеса в отраслях промышленного комплекса невозможно только в рамках собственных ресурсов предприятий. Для расширения их финансовых возможностей необходимо привлечение дополнительных заемных средств с целью увеличения вложений в собственный бизнес, получения большей прибыли. В связи с этим управление формированием заемного капитала - одно из важнейших функциональных направлений регулирования корпоративных финансов.

Проблема обеспечения промышленного предприятия финансовыми ресурсами как долгосрочного характера, так и краткосрочного характера является актуальной для осуществления процесса расширенного воспроизводства. Источниками заемного капитала могут стать средства, привлекаемые на рынке ценных бумаг, и кредитные ресурсы. Выбор источника долгового финансирования и стратегия его привлечения определяют базовые принципы и механизмы организации финансовых потоков предприятия. Эффективность и гибкость управления формированием заемного капитала способствуют созданию оптимальной финансовой структуры капитала предприятия [18, с. 112].

Целью управления формированием заемного капитала предприятия является определение его наиболее рационального источника заимствования, способствующего повышению стоимости собственного капитала предприятия.

Сущность управления этим процессом проявляется в реализации следующих функций: оперативных, связанных с непосредственным управлением денежными потоками; координационных, обеспечивающих анализ потребности в заемных средствах, их структурирование по форме и условиям привлечения; контрольных, обеспечивающих оценку эффективности привлечения предприятием заемных средств; регулирующих, включающих разработку мероприятий, направленных на повышение эффективности форм и условий реализации займовых операций предприятия.

Основными принципами управления формированием заемного капитала предприятия являются: принцип соответствия - предполагает, что стратегия управления формированием заемного капитала предприятия должна соответствовать его общей стратегии управления капиталом; принцип финансовой обусловленности - позволяет реализовать существующую непосредственную связь между финансовыми решениями при формировании стратегии привлечения заемных средств предприятием и эффективностью его деятельности; принцип динамизма управления займовыми операциями предприятия - обусловлен быстрой адаптацией к изменениям факторов внешней и внутренней среды бизнеса; принцип вариантности - определяется необходимостью выбора формы и условий привлечения предприятием заемных средств в результате сопоставления альтернативных вариантов [20, с.66].

Выбор рационального источника финансирования деятельности предприятия определяется количественными (среди которых цена привлечения, требующая минимизации) и качественными (степень формализованное, персонификации, наличие нормативно-правовых барьеров и др.) показателями его доступности.

Методика принятия финансовых решений в области привлечения предприятием заемных средств должна быть основана на следующих принципах: невозможности точного расчета реальной будущей доходности капитала и принятия единственно правильного решения; существенное влияние принятого решения на поведение и ожидания субъектов внешней среды; корректировка финансового решения в зависимости от текущей ситуации, что не устранит полностью последствия ранее принятых неправильных решений. Использование без залоговых инструментов является одним из способов снижения цены привлекаемых предприятием финансовых ресурсов. Стратегия выхода предприятия на рынок публичных заимствований должна быть основана на поэтапном освоении финансовых инструментов.

На начальном этапе формирования кредитной истории предприятию целесообразно эмитировать такие ценные бумаги, которые позволяют максимально снизить транзакционные издержки выпуска и обращения, а в условиях сформировавшейся (положительной) кредитной истории -ценные бумаги с минимальной премией инвесторам за риск. Приоритетным направлением совершенствования процесса формирования заемного капитала предприятия является развитие инфраструктуры фондового рынка с целью снижения рисков посредством создания централизованных расчетно-депозитарной и клиринговой структур, улучшения механизма защиты прав всех участников займовых операций, а также осуществления контроля за финансово-инвестиционными потоками.

Методы и источники финансирования деятельности предприятия определяют формы привлечения заемных средств. При всем многообразии форм привлечения капитала целесообразно выделить следующие наиболее крупные группы: банковские кредиты, займы не кредитных учреждений (коммерческие кредиты), корпоративные облигации.

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемного капитала. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственных средств, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном итоге - повысить рыночную стоимость предприятия [19, с.94].

Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслей народного хозяйства объем используемых заемных финансовых средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим привлечение и использование заемных финансовых средств является важнейшим аспектом финансовой деятельности предприятия, направленной на достижение высоких конечных результатов хозяйствования.

Можно выделить различные формы привлечения заемных средств. Так, заемный капитал привлекается для обслуживания хозяйственной деятельности предприятия в следующих основных формах:

а) в денежных средствах в национальной валюте;

б) в денежных средствах в иностранной валюте;

в) в товарной форме (в виде поставок с отсрочкой платежа сырья, материалов, товаров);

г) в форме предоставления к использованию на арендной основе основных фондов;

д) в иных формах (предоставление с отсрочкой платежа отдельных нематериальных активов и т. п.).

Выбор форм привлечения заемных средств осуществляется предприятием самостоятельно, исходя из целей и специфики его хозяйственной деятельности.

Исходя из состава заемных средств, в финансовой практике основными кредиторами предприятия являются:

а) коммерческие банки и другие учреждения, предоставляющие кредиты в денежной форме (ипотечные банки, трастовые компании и т. п.);

б) поставщики и покупатели продукции (коммерческий кредит поставщиков и авансовые платежи покупателей);

в) фондовый рынок (выпуск облигаций и других ценных бумаг, кроме акций) и другие источники [12, с.88].

Источниками заемного капитала выступают:

·       финансовые учреждения, которые предоставляют бизнесу денежные займы (ипотечные банки, трастовые компании и т. п.);

·       поставщики компании, которые поставляют ей с отсрочкой платежа материалы, сырье, различные товары;

·       покупатели продукции компании, которые работают с ней по предоплате.

Также источником заемного капитала может быть фондовый рынок, использующие такие финансовые инструменты, как облигации и различные ценные бумаги [21, c. 102].

Таким образом, заемный капитал - капитал, полученный в виде долгового обязательства. В отличие от собственного капитала, имеет конечный срок и подлежит безоговорочному возврату. Обычно предусматривается периодическое начисление процентов в пользу кредитора. Выбор рационального источника финансирования деятельности предприятия определяется количественными (среди которых цена привлечения, требующая минимизации) и качественными (степень формализованное, персонификации, наличие нормативно-правовых барьеров и др.) показателями его доступности. Можно выделить различные формы привлечения заемных средств. Выбор форм привлечения заемных средств осуществляется предприятием самостоятельно, исходя из целей и специфики его хозяйственной деятельности.

 

1.2 Способы привлечения заемных средств

В какой бы форме не привлекались заемные средства, они должны быть обеспечены соответствующими активами предприятия. Особое значение обеспеченность соответствующими ликвидными активами приобретает при привлечении заемных средств в денежной форме (при их привлечении в товарной форме обеспечением выступают сами товары, а при их привлечении в форме арендуемого имущества — сами арендуемые основные фонды) [17, c.53].

По степени обеспечения заемных средств, привлекаемых в денежной форме, служащего гарантией полного и своевременного их возврата, выделяют следующие виды (рисунок 1.1):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 – Виды заемных средств в денежной форме

Информация о работе Заемный капитал, формы, цена и условия привлечения