Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:40, контрольная работа
Правительство приняло специальное решение, в котором определены основные направления бюджетной реформы (бюджетного процесса) в России, и одним из главных направлений назвало управление результатами бюджетного финансирования. Но более или менее четкое определение этих результатов важно не только само по себе, но и как предпосылка для перехода к систематическому определению эффективности бюджетных расходов. Надо стремиться к сопоставимости затрат и результатов, что в общем виде и составляет исходную базу для определения эффективности бюджетных расходов. Для России это достаточно новая постановка вопроса, но в других развитых странах подобные расчеты проводят уже лет двадцать (в разных странах по-разному).
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Бюджетный контроль в условиях бюджетной реформ……………………...4
1.1 Бюджетная реформа…………………………………………………………..4
1.2 Система органов бюджетного контроля Российской Федерации…………9
1.3 Органы исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющие финансовый контроль в бюджетной сфере…………………………………….12
2. Значение бюджетного контроля в условиях бюджетной реформы……….16
Заключение…………………………………………………………………...…..26
Список используемой литературы…………………………………………..….27
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Выполнил:
Студент V курса
IX семестр
Рахимжанова Диана Нагашваевна
г. Петропавловск, 2013 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Бюджетный контроль в условиях бюджетной реформ……………………...4
1.1 Бюджетная реформа…………………………………
1.2 Система органов
бюджетного контроля
1.3 Органы исполнительной власти
Российской Федерации,
2. Значение бюджетного контроля в условиях бюджетной реформы……….16
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы…………………………………………..….
Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему.
Бюджетный финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств.
Механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы бюджетного финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.
Эффективность финансово-бюджетного
контроля достигается посредством
результативно-ориентированной
1. Бюджетный контроль в условиях бюджетной реформы
1.1 Бюджетная реформа
Состояние финансовой системы России отражает общеэкономическую и социальную ситуацию в стране, которую определили пятнадцатилетние радикальные реформы всех сторон жизни общества с весьма противоречивыми результатами. Финансовая система не может быть лучше того общества, которое она обслуживает, поэтому серьезные улучшения в ней возможны только как результат общего прогресса в экономике, в политическом устройстве, административной структуре общества.
Начиная с 2000 г. наблюдается определенное улучшение положения в стране, и эти сдвиги должны быть учтены в организации общественных финансов. Другими словами, финансовая система также нуждается в совершенствовании, и прежде всего это касается государственных финансов, так как корпоративные финансы плохо или хорошо, но все же приспособились к происшедшим изменениям и стали составным элементом общей рыночной среды. Государственные финансы также должны учитывать эту новую для России экономическую обстановку.
Одним из важных моментов
ответственности
Такие требования к бюджету возникают только в рыночной экономике, так как при централизованном планировании для оценки эффективности бюджета был только один метод: выявление совпадения или расхождения плановых и фактических показателей финансирования по конкретным статьям. Этот метод по инерции остался главным и в период реформ, и фактически таковым явился и в настоящее время, так как традиции использования его очень устойчивы. Только после Второй мировой войны в странах Запада появляются предложения об определении результативности бюджетных расходов, которые в конце концов были официально признаны и стали необходимым элементом планирования и выполнения бюджета.
Западные ученые рассматривали использование этих методов как влияние рыночных подходов на государственные финансы. Ведь в условиях рынка результативность любых денежных расходов - обязательное условие успешной деятельности самостоятельного рыночного субъекта. С такой трактовкой, видимо, следует согласиться, учитывая, однако, что речь идет только о влиянии рыночных отношений, но никак не о переходе на рыночные отношения между государством и членами общества. Государство производит общественные блага и предоставляет их членам общества в подавляющей массе бесплатно. Но это не означает, что оно не должно интересоваться затратами на производство таких благ и конкретными результатами их использования. Понятно, что лучше тот же объем бесплатных благ произвести государству с меньшими затратами.
В какой-то мере это было влияние методов корпоративного бизнеса по рационализации расходов денежных средств. Рыночный подход к государственным финансам в данном случае приносит пользу всему обществу, так как сэкономленные деньги можно направить на решение других проблем.
Что касается российского бюджета, то по отношению к нему такой "рыночный подход" более уместен. Поэтому и стала актуальной проблема бюджетной реформы в России, как только наметилась стабилизация ситуации после периода сумбурных реформ 1990-х гг.
Главная проблема бюджетной реформы - повышение эффективности бюджетных расходов на всех уровнях бюджетной системы. Речь идет, прежде всего, о тех бюджетных средствах, которые расходуются в полном соответствии с утвержденным бюджетом на обозначенные в нем цели. Правда, реформа трактуется широко и предусматривает оценку самих направлений финансирования. В частности, предусматривается сокращение расходов на государственное управление на всех уровнях власти (что означает повышение эффективности аппарата управления). В данном пункте бюджетная реформа пересекается с административной. Этот ее аспект реформы самый очевидный и трудно осуществимый, исходя из опыта, как России, так и других стран.
Предполагается также упорядочить межбюджетные отношения, что поведет к сокращению перелива средств с одного уровня бюджетной системы на другой и повысит заинтересованность мест в усилении финансовой самообеспеченности.
Считается, что реализация задач, поставленных в бюджетной реформе может привести к экономии государственных (общественных) средств в размере 10-15% объема бюджета. Но, конечно, от оценки до реальной экономии дистанция большая. Нужно добиться существенного улучшения организации бюджетного процесса и повышения общей эффективности бюджета. Поскольку он состоит из доходов и расходов, то его воздействие на развитие экономики и общества в целом зависит и от сбора доходов, и от их использования. И та, и другая сторона бюджета влияет на его эффективность. Но в проводимой реформе основное внимание уделяется расходам бюджета как наиболее важному фактору роста его эффективности в современных условиях. Это соответствует и экономическому смыслу бюджета, ибо его главная и самая активная часть - именно расходы.
Хотя наибольшие возможности заключены в повышении эффективности расходов, но здесь же и наибольшие трудности. Главная из них - сложившаяся традиция планирования бюджета "от достигнутого".
Применительно к финансовым отношениям дело осложняется тем, что планирование "от достигнутого" имеет солидный стаж и специальное наименование: "Сметное планирование". Суть его также проста: бюджетные расходы будущего периода определяются на основе отчетных данных за прошлый год плюс какая-то надбавка. Но планирование расходов "от достигнутого" содержит большие возможности для злоупотреблений. Справедливости ради следует сказать, что этот метод был "изобретен" задолго до социализма и широко использовался как в дореволюционной России, так и в других странах. Для него характерно прежде всего то, что он игнорирует конкретные цели и результат расходования государственных средств. Исходной величиной (или базой) является расход средств в прошлом периоде. Его задача - обеспечить финансирование на уровне не ниже отчетного периода за истекший срок. В рамках такого подхода целью финансирования является либо осуществление затрат на прежнем уровне, либо их прирост. Фактически затрата государственных средств выступает как реальная цель бюджетного финансирования. Затраты приравниваются к результатам. Другой особенностью данного подхода является фактическая неограниченность подобного финансирования во времени, чередование плановых и отчетных смет может продолжаться сколь угодно долго и, как правило, сопровождаться увеличением этих расходов из года в год. Поэтому одним из существенных пунктов бюджетной реформы является резкое сужение сферы использования сметного финансирования, или финансирования "от достигнутого", и переход к выделению общественных (государственных) средств по возможности на четко обозначенные цели или результаты. Введен даже соответствующий термин: "БОР", что означает "бюджетирование, ориентированное на результат". Широкое использование его и является предпосылкой увеличения эффективности бюджетных расходов. Но внедрение БОР - очень серьезное и сложное дело. Оно нуждается в активной административной поддержке.
Правительство приняло специальное решение, в котором определены основные направления бюджетной реформы (бюджетного процесса) в России, и одним из главных направлений назвало управление результатами бюджетного финансирования. Но более или менее четкое определение этих результатов важно не только само по себе, но и как предпосылка для перехода к систематическому определению эффективности бюджетных расходов. Надо стремиться к сопоставимости затрат и результатов, что в общем виде и составляет исходную базу для определения эффективности бюджетных расходов. Для России это достаточно новая постановка вопроса, но в других развитых странах подобные расчеты проводят уже лет двадцать (в разных странах по-разному).
Именно бюджет является главным средством воздействия со стороны государства на экономическое развитие. Но для того чтобы стать таким средством, он должен быть увязан с экономическим развитием по доходам и расходам, а это предполагает оценку перспектив и надежный прогноз.
Прогноз бюджета на первоначальной стадии осуществляется по укрупненным показателям, которые конкретизируются по мере приближения к обозначенному году. В процессе такого итеративного прогноза очень важно соблюдение принципа преемственности. Среднесрочное бюджетное планирование предполагает, что ежегодно составляется план-прогноз на несколько лет, допустим, на пять. На первый год составляется не просто прогноз, а план-проект реального бюджета, который будет обсуждаться в органах исполнительной и представительной власти. После обсуждения проект превращается в закон, по которому осуществляется реальное финансирование всех общественных нужд. На следующий год того же пятилетнего периода представляется уже прогноз по более укрупненным позициям, чем в плане, но все же достаточно детальный. И так по всем следующим годам идет укрупнение позиций, по которым прогноз осуществляется, вплоть до последнего пятого года. В самом таком подходе к среднесрочному финансовому планированию ничего нового нет. Но применительно к бюджетному планированию-прогнозированию возникает одно существенное обстоятельство - преемственность показателей прогноза по конкретным годам в рамках ежегодно составляемого глобального прогноза на пятилетний срок.
Если, скажем, конкретный год (допустим, 2010 г.) был третьим годом в пятилетнем прогнозе, составленном в 2007 г., и стал вторым годом в прогнозе, составленным в 2008 г., то между показателями последовательных ежегодных прогнозов для данного 2010 г. должны соблюдаться четкая преемственность и связь. Иначе говоря, прогноз на 2010 г. должен составляться не заново в 2008 г., а опираться на те показатели, которые были для него предусмотрены в предыдущем прогнозе от 2007 г. Это предполагает достаточно высокие точность прогнозов, их качество и соответствующую квалификацию сотрудников. Но без такой преемственности невозможно наладить действенное среднесрочное финансовое планирование.
Бюджетная реформа носит комплексный характер и помимо уже названных направлений включает другие важные мероприятия.
1.2 Система органов бюджетного контроля Российской Федерации
Бюджетный контроль осуществляется органами законодательной (представительной) власти - федеральным и региональными парламентами, представительными органами местного самоуправления, и органами исполнительной власти (Правительство РФ, высшими исполнительными органами власти субъектов РФ и т.д.).
Информация о работе Значение бюджетного контроля в условиях бюджетной