Значение бюджетного контроля в условиях бюджетной реформы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 00:16, контрольная работа
Краткое описание
Контроль как форма управления публичными финансами пронизывает всю сущность организации и реализации публичной власти, присутствует как в рамках функционирования государственного механизма, так и при осуществлении местного самоуправления. Правовую основу государственного и муниципального бюджетного контроля составляют Конституция, БК, Закон о Счетной палате, нормативные правовые акты Правительства РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, бюджетное законодательство субъектов РФ, уставы муниципальных образований и нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………. 3 Понятие и формы и значение бюджетного контроля …….……………….. 5 2.Бюджетный контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами……...…………………………………………13 3. Бюджетный контроль, осуществляемый органами исполнительной власти……………………………………………………………….…………… 25 Заключение …………………………………………………………………….. 36 Список литературы ………………………………
3. Бюджетный контроль, осуществляемый
органами исполнительной власти……………………………………………………………….……………
25
Заключение ……………………………………………………………………..
36
Список литературы ……………………………………………………………..
37
ВВЕДЕНИЕ
Контроль как форма управления
публичными финансами пронизывает всю
сущность организации и реализации публичной
власти, присутствует как в рамках функционирования
государственного механизма, так и при
осуществлении местного самоуправления.
Правовую основу государственного
и муниципального бюджетного контроля
составляют Конституция, БК, Закон о Счетной
палате, нормативные правовые акты Правительства
РФ, конституции (уставы) субъектов РФ,
бюджетное законодательство субъектов
РФ, уставы муниципальных образований
и нормативные правовые акты органов местного
самоуправления, регулирующие бюджетные
отношения.
Из федеративной природы Российской
Федерации и единства ее бюджетной системы
вытекает необходимость наличия общих
требований к организации и осуществлению
контрольной деятельности в сфере бюджета.
Эти требования составляют правовую основу
финансового контроля в Российской Федерации
и являются обязательными для всех субъектов
бюджетных правоотношений. Они имеют прямое
действие на всей территории РФ и не должны
нарушаться при законодательном регулировании
финансового контроля на соответствующих
уровнях публичной власти.
Статья 7 БК устанавливает, что
к ведению Российской Федерации в области
регулирования бюджетных отношений относится
определение основ составления и рассмотрения
проектов бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ, утверждения и исполнения
бюджетов всех уровней бюджетной системы
РФ, утверждения отчетов об их исполнении
и осуществления контроля за их исполнением.
Применительно к финансовому контролю
такие основы содержатся во многих главах
БК, поскольку контроль органически связан
и проходит почти по всем стадиям бюджетного
процесса. Однако свое концентрированное
выражение они находят в гл. 26 БК, которая
построена по принципу перечисления органов,
осуществляющих государственный и муниципальный
финансовый контроль на соответствующем
уровне бюджетной системы РФ с учетом
принципа разделения властей и уровней
бюджетной системы РФ.
Понятие и формы бюджетного
контроля
Государственный и муниципальный
бюджетный контроль - это сфера государственно-правовой
деятельности, которая включает контроль
формирования и исполнения бюджетов, эффективного
использования государственных и муниципальных
средств, проведение экспертно-аналитических
мероприятий по финансово-бюджетным вопросам.
Целью государственного и муниципального
бюджетного контроля является обеспечение
законного и эффективного формирования
и использования средств бюджетов всех
уровней бюджетной системы РФ.
Основное предназначение государственного
и муниципального контроля обусловливает
следующие его задачи:
- контроль формирования и исполнения
бюджетов;
- контроль эффективного использования
государственных и муниципальных средств
и государственной и муниципальной собственности;
- контроль составления бюджетной
отчетности и ведения бюджетного учета;
- разработка стандартов и процедур
осуществления государственного и муниципального
бюджетного контроля;
- подготовка предложений по
повышению эффективности и результативности
использования государственных и муниципальных
средств и государственной и муниципальной
собственности;
- проверка состояния внутреннего
контроля в исполнительных органах государственной
власти и местных администрациях.
Являясь видом государственно-правовой
деятельности, бюджетный контроль основывается
на определенных принципах. В настоящее
время не все основные идеи бюджетного
контроля закреплены законодательством,
часть принципов выводится из целей и
задач органов государственной власти
и местного самоуправления, статуса органов
бюджетного контроля. Другие принципы
обусловлены вхождением бюджетного контроля
в систему финансового контроля. Исходные
начала государственного и муниципального
бюджетного контроля можно подразделить
на принципы организации и принципы осуществления
бюджетного контроля.
Принципами организации государственного
и муниципального бюджетного контроля
являются:
1) разграничение деятельности
органов государственного и муниципального
бюджетного контроля в соответствии
с разделением функций и полномочий
законодательных (представительных) органов
государственной власти и местного
самоуправления и исполнительных
органов (местных администраций);
2) разграничение функций
и полномочий между органами
государственного бюджетного контроля
РФ, органами государственного бюджетного
контроля субъектов РФ и органами
бюджетного контроля муниципальных
образований;
3) скоординированность действий
органов государственного и муниципального
бюджетного контроля с целью исключения
дублирования в их деятельности и обеспечения
единой системы государственного и муниципального
бюджетного контроля на всех уровнях государственной
власти и местного самоуправления.
Осуществление государственного
и муниципального бюджетного контроля
подчинено следующим принципам:
- законность;
- объективность;
- эффективность;
- гласность в сочетании с соблюдением
государственной, коммерческой и иной
охраняемой законом тайны;
- системность и плановость
в деятельности органов государственного
и муниципального бюджетного контроля;
- принятие в соответствии с
компетенцией мер по устранению выявленных
нарушений бюджетного законодательства.
Основными формами проведения
контрольно-бюджетных мероприятий являются
ревизии и проверки.
Ревизия представляет собой комплекс
действий по документальному и фактическому
контролю всех финансовых и хозяйственных
операций, совершенных проверяемой организацией
за определенный период времени.
Проверка представляет собой действия
по документальному и фактическому контролю
отдельных финансовых и хозяйственных
операций, совершенных проверяемой организацией
за определенный период времени. Самостоятельным
видом проверки выступает проверка эффективности
использования государственных и муниципальных
средств и собственности, представляющая
собой контрольные и экпертно-аналитические
мероприятия по сбору доказательств, необходимых
для формирования заключения относительно
экономичности и результативности использования
проверяемой организацией государственных
и муниципальных средств.
Государственный и муниципальный
бюджетный контроль классифицируется
по различным основаниям на несколько
групп.
По времени
проведения государственный и муниципальный
бюджетный контроль подразделяется на
предварительный, текущий и последующий.
Предварительный бюджетный
контроль проводится до совершения финансовых
операций - в ходе обсуждения и утверждения
проектов законов (решений) по финансовым
вопросам; оценки финансовых разделов
бизнес-планов предприятий; прогнозирования
поступлений налоговых платежей в бюджеты
и т.д. Важное значение предварительный
контроль имеет при оценке экономических,
правовых и политических последствий
финансовых законопроектов; при введении
в действие новых финансово-правовых норм,
регулирующих финансовую деятельность
хозяйствующих субъектов. Предварительная
реализация государством или муниципальным
образованием своих контрольных функций
имеет большое значение для предупреждения
правонарушений и способствует укреплению
финансовой дисциплины.
Результаты предварительного
финансового контроля внешне могут быть
оформлены в виде экспертных заключений
по проектам соответствующих бюджетов
и внебюджетных фондов, смет государственных
и муниципальных предприятий, по проектам
нормативных правовых актов всех уровней,
затрагивающих бюджетные расходы или
иные вопросы публичной финансовой деятельности.
Так, ст. 195 БК устанавливает предварительный
финансовый контроль, осуществляемый
Счетной палатой РФ относительно бюджетных
документов: проект федерального закона
о федеральном бюджете на очередной финансовый
год направляется на заключение в Счетную
палату РФ.
Текущий бюджетный контроль
проводится во время осуществления каких-либо
финансовых операций: зачисления бюджетных
доходов, финансирования государственных
расходов, межбюджетного кредитования,
исполнения бюджетов и т.д. Текущий бюджетный
контроль реализуется как в деятельности
контролирующих органов специальной компетенции,
так и в ходе рассмотрения отдельных вопросов
бюджетной деятельности на заседаниях
комитетов, комиссий, рабочих групп, законодательных
(представительных) органов государственной
власти и представительных органов местного
самоуправления, в ходе парламентских
слушаний и в связи с депутатскими запросами.
Особенностью текущего бюджетного
контроля является его проведение в ходе
реализации хозяйственных или финансовых
операций, т.е. в процессе ежедневной работы
финансовых органов. Поэтому иначе его
называют оперативным финансовым контролем.
Он основывается на бюджетном учете, первичных
документах, инвентаризациях, порядке
ведения кассовых операций, что позволяет
и контролирующим органам, и подконтрольным
субъектам быстро реагировать на изменения
в бюджетной деятельности, предупреждать
нарушения законодательства и предотвращать
потери и убытки.
Последующий бюджетный контроль
проводится после завершения финансовых
операций путем анализа и ревизии бухгалтерской
и финансовой документации, проведения
внешнего аудита отчетов об исполнении
бюджетов, государственных внебюджетных
фондов, отраслевых целевых программ или
смет государственных (муниципальных)
унитарных предприятий.
Главной целью последующего
бюджетного контроля является оценка
результатов финансовой деятельности
и эффективности использования бюджетных
средств. Основным критерием последующего
бюджетного контроля следует считать
максимальную полноту охвата проверками,
ревизиями и другими методами всей финансовой
деятельности контролируемого субъекта.
В ходе осуществления бюджетного
контроля по окончании отчетного периода
определяется состояние бюджетной дисциплины,
выявляются правонарушения и закладывается
база для дальнейшего совершенствования
бюджетного процесса. Последующий контроль
отличается углубленным анализом бюджетной
деятельности какого-либо субъекта за
определенный период и позволяет выявить
степень эффективности проведенных ранее
предварительного и текущего бюджетного
контроля.
Бюджетный контроль выступает
разновидностью государственно-правовой
деятельности и одновременно разновидностью
управленческой деятельности государства
в финансовой сфере, поэтому в зависимости
от субъектов, осуществляющих государственный
и муниципальный бюджетный контроль, выделяют:
- контроль законодательных
(представительных) органов государственной
власти и органов местного самоуправления;
- контроль органов исполнительной
власти и администраций муниципальных
образований;
- контроль, осуществляемый
главными распорядителями бюджетных средств,
главными администраторами доходов бюджета
и главными администраторами источников
финансирования дефицита бюджета;
- контроль специально образованных
контрольных и финансовых органов субъектов
РФ и муниципальных образований;
- внутренний финансовый аудит.
В зависимости
от статуса и функций проверяющих органов бюджетный контроль подразделяется
на внутренний и внешний.
Внутренний бюджетный контроль
- это всегда контроль исполнительной
власти, поскольку именно эти органы осуществляют
функции по исполнению бюджетов. Внутренний
бюджетный контроль представляет собой
неотъемлемую часть процесса управления
и призван обеспечить органам исполнительной
власти конкретность и компетентность
руководства. Этот вид контроля осуществляется
органом, подведомственным проверяемому
органу.