Индикативное планирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Процесс реформирования российской экономики, направленный на создание основ либерального рыночного хозяйства, проводился в условиях резкого снижения роли государственного регулирования. Демонтаж существующих, пусть и несовершенных плановых структур, осуществлялся без создания новых, способных эффективно управлять воспроизводственными процессами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Возможность государственного планирования в рыночной экономике 5
1.2 Причины возникновения, понятие и сущность индикативного
планирования 10
1.3 Функции индикативного планирования 15
2 АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНА 19
2.1 Эволюция форм индикативного планирования в зарубежных странах 19
2.2 Процесс реализации индикативного плана 22
2.3 Недостатки индикативной формы планирования 29
3 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа (ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ)-1.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                           3

1 ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ                                                                                         5

1.1 Возможность государственного планирования в рыночной экономике                     5

1.2 Причины возникновения, понятие и сущность индикативного

планирования                                                                                                                                 10              

1.3 Функции индикативного планирования                                                                            15

2 анализ Механизма реализации индикативного плана                19

2.1 Эволюция форм индикативного планирования в зарубежных странах                     19

2.2 Процесс реализации индикативного плана                                                                       22

2.3 Недостатки индикативной формы планирования                                                            29

3  формирование системы индикативного планирования       в России                                                                                                                                          32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                             36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                                          38

 

 

 

 

 

 

 

введение

Процесс реформирования российской экономики, направленный на создание основ либерального рыночного хозяйства, проводился в условиях резкого снижения роли государственного регулирования. Демонтаж существующих, пусть и несовершенных плановых структур, осуществлялся без создания новых, способных эффективно управлять воспроизводственными процессами.

Уход от сложившейся системы планирования привел к несогласованности действий государства и отдельных субъектов экономики, резкому падению производства, снижению уровня жизни населения, росту несбалансированности в развитии различных отраслей экономики, увеличению диспропорциональности между накоплением и потреблением, инвестициями, возмещением средств производства, что предопределило объективную необходимость появления новых форм государственной координации экономического развития страны.

Особую значимость в современном хозяйстве принимает ориентирование государством отраслей и фирм на достижение приоритетных стратегических целей, таких как ресурсосбережение, развитие новых производств, повышение конкурентоспособности страны в области высоких технологий, поэтому одним из перспективных форм планирования на сегодняшний день является индикативное планирование, которое  позволяет создать систему прогнозов, воздействий и стимулов, а также согласовать интересы различных социально-экономических групп. Таким образом, исследование индикативного планирования как одного из методов государственного регулирования социально-экономических преобразований представляется актуальным как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Целью работы является обоснование места и роли индикативного планирования в государственном регулировании рыночной экономики, изучение его сущности и выделение особенностей.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  1. обосновать возможность государственного планирования в рыночной экономике;
  2. определить понятие и рассмотреть основные формы макроэкономического планирования;
  3. изучить опыт применения государственного планирования в зарубежных странах;
  4. определить содержание индикативного планирования как формы государственного регулирования экономики;
  5. раскрыть механизм реализации индикативных планов и выявить его недостатки;
  6. определить область применения и условия формирования системы индикативного планирования в России.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе становления и развития индикативного планирования.

Объектом исследования выступает индикативное планирование как метод государственного регулирования экономики.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды основоположников индикативного планирования, выводы отечественных и зарубежных ученых экономистов посвященные вопросам применения индикативного планирования в современном хозяйстве.

Изучение взаимосвязи и взаимозависимости между исследуемыми экономическими явлениями и процессами вызвало необходимость использования исторического, абстрактно-логического подходов. Системный подход позволил определить место и роль индикативного планирования в рыночном хозяйстве, выделить выполняемые им функции.

Информационную базу исследования составили документы и материалы органов государственной власти и управления, монографическая и другая научная и учебная литература по теме работы.

 

1 индикативное планирование в системе государственного регулирования экономики

1.1 возможность государственного планирования в рыночной экономике

Необходимость прогнозирования в рыночной экономике не вызывает сомнения ни у экономистов и производственников, ни у представителей любого направления экономической теории. Вместе с тем споры о том, возможно ли государственное планирование, не стихают в настоящее время. Рассмотрим доводы «за» и «против» государственного планирования.

В отличие от прогноза в основе плана лежит принятая всеми заинтересованными сторонами совокупность действий, т.е. плановых мероприятий по достижению допустимого в будущем выбора, или целей развития страны. Наиболее полное и обобщенное определение макроэкономического планирования дал Л. Йохансен: «Макроэкономическое планирование представляет собой организованную деятельность, осуществляемую центральным планирующим органом или по его поручению для: а) подготовки решений и мероприятий, которые будут реализовываться Центром; б) согласования решений и взаимодействий низших звеньев системы управления (как между собой, так и с центром) в интересах развития социально-экономической системы и отдельных ее элементов как одного целого в соответствии с определенными задачами экономического развития».

Следовательно, возможность государственного планирования обосновывается необходимостью целенаправленного воздействия на развитие социально-экономической системы, координации усилий всех хозяйствующих субъектов или локальных органов управления (отраслей, регионов) для реализации комплексного подхода в управлении социально-экономической системой, согласования экономических задач с более широкими неэкономическими целями развития, в частности развития социальной сферы, достижения экологических целей и т.п.

Также весомый довод в пользу государственного планирования заключается в том, что любой стране нужна общенациональная стратегия структурной перестройки социально-экономической системы. Потребность в этом в бурно развивающемся и изменяющемся мире испытывают все страны. Но для развитых стран с «накатанной» экономикой, гармонически вписанной в мировое разделение труда, это не обязательно означает ликвидацию одних отраслей и появление новых. Суть структурной перестройки в общем случае - это так называемая реаллокация факторов производства, т.е. перераспределение инвестиций и рабочей силы из сфер производства, где они становятся не столь нужными, в сферы социально и стратегически значимые и перспективные.

Однако в условиях современной социально-экономической системы структурные сдвиги не могут состояться достаточно эффективно и быстро сами по себе. Опыт развитых стран показывает, что даже в условиях устоявшихся рыночных и демократических институтов структурные сдвиги должны управляться и планироваться.

Кроме того, лишь государство может эффективно решать такие общенациональные задачи, как:

• рациональное землепользование;

• равномерное развитие регионов страны;

• развитие социальной сферы;

• развитие производственной инфраструктуры.

Все прогрессивные ученые и общественные деятели отмечают, что возросший динамизм изменения социальной инфраструктуры, высокие требования к качеству жизни, содержанию труда, возросшая социальная ориентированность экономики делают необходимым государственное планирование социальных процессов, а не только регулирование. В свою очередь планирование социальной сферы невозможно без планирования производственной сферы.

С целью усиления тезиса о необходимости планирования в масштабе всей страны в литературе приводятся следующие доводы.

♦ Ввиду того что цели развития отраслей, крупных корпораций и регионов зачастую противоречивы и не всегда совпадают с целями развития всей страны, только посредством государственного плана возможны целенаправленное развитие социально-экономической системы страны путем налаживания стабильных и достаточно прозрачных вертикальных связей отраслей, крупных предприятий и их объединений, регионов с органами государственного управления, достижение всеобщего согласия.

♦ Только через государственный план структурная, инновационная и инвестиционная политика государства может быть связана с целями региональной, демографической, социальной, экологической, внешнеэкономической и военно-стратегической политики.

♦ Необходимость государственного планирования для стран, не придерживающихся нейтралитета и имеющих вооруженные силы, обосновывается и тем обстоятельством, что государство должно координировать развитие производственных мощностей предприятий с целью разработки и введения мобилизационного плана (плана особого периода).

♦ Государственный план необходим и для того, чтобы все мероприятия по государственному регулированию социально-экономической системы проводились системно и комплексно в рамках определенной долгосрочной социально-экономической политики государства (стратегии развития), чтобы государственное регулирование не превратилось в «штопанье дыр», а государственные органы не работали в «режиме пожарной команды», а действовали в режиме упреждения дисбалансов и кризисных явлений.

Помимо этого, в кризисных ситуациях и в условиях переходного периода необходима концентрация капиталовложений в направлениях, определенных общенациональными целями, объединение разрозненных усилий различных экономических агентов. Необходимо централизованное управление потреблением, так как в условиях кризиса, как правило, потребление превалирует над накоплениями предприятий и сбережениями населения.

♦ Именно планирование является процессом общественного обсуждения условий нового выбора для экономики и общества, а не макроэкономический прогноз или изолированные меры структурной (промышленной) и региональной политики.

В работах, посвященных проблеме государственного планирования, обосновывается не только необходимость, но и возможность планирования. Основными факторами, содействующими процессу планирования являются следующие:

♦ Увеличение доли ресурсов страны, которыми, так или иначе, распоряжается государство. Кроме государственных ресурсов сюда можно отнести и ресурсы частного сектора экономики, так как правительственные доходы и расходы влияют на использование ресурсов в частном секторе экономики. Причем это влияние тем существеннее, чем мощнее, обширнее государственный сектор.

♦ Интеграция производства, рост уровня организации людей и предприятий в соответствии с социальными и экономическими интересами. Так, через финансово-промышленные группы, крупные корпорации государственные органы могут влиять на обособленных экономических агентов и достигать согласованности в их действиях. Во многих странах такие примеры можно обнаружить в области внешней торговли и банковского дела, а в отдельных странах — в обрабатывающей и горнодобывающей промышленности.

♦ Ускоренное развитие экономической теории на базе использования электронно-вычислительной техники, единой информационной сети страны и даже в мировом масштабе (глобальные сети), расширение круга наблюдений и повышение качества информации.

♦ Усиление солидарности между группами и слоями населения, достижение социального согласия, что делает возможным формирование консультативных групп, состоящих из представителей государственных органов, частного бизнеса, общественности и профсоюзов.

Стоит отметить, что чем выше уровень развития социально-экономической системы, тем интенсивнее и эффективнее протекают интеграционные процессы как на внутреннем рынке, так и на внешнем рынке, обостряются проблемы обеспечения ресурсами, энергетическая и экологическая проблемы, проблемы социальной защиты и развития социальной сферы. В этих условиях все большее значение приобретает общегосударственный план-прогноз, ибо проблемы производства все больше отходят в сферу крупных корпораций, но приобретают особую остроту проблемы распределения и перераспределения ВНП, структурные глобальные проблемы, проблемы законности и вопросы рационального землепользования.

Информация о работе Индикативное планирование в России