Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 10:29, курсовая работа
Процесс реформирования российской экономики, направленный на создание основ либерального рыночного хозяйства, проводился в условиях резкого снижения роли государственного регулирования. Демонтаж существующих, пусть и несовершенных плановых структур, осуществлялся без создания новых, способных эффективно управлять воспроизводственными процессами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Возможность государственного планирования в рыночной экономике 5
1.2 Причины возникновения, понятие и сущность индикативного
планирования 10
1.3 Функции индикативного планирования 15
2 АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНА 19
2.1 Эволюция форм индикативного планирования в зарубежных странах 19
2.2 Процесс реализации индикативного плана 22
2.3 Недостатки индикативной формы планирования 29
3 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
1.1 Возможность государственного планирования в рыночной экономике 5
1.2 Причины возникновения, понятие и сущность индикативного
планирования
1.3 Функции индикативного
планирования
2 анализ Механизма реализации индикативного плана 19
2.1 Эволюция форм индикативного планирования в зарубежных странах 19
2.2 Процесс реализации
индикативного плана
2.3 Недостатки индикативной
формы планирования
3
формирование системы индикативного планирования
в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
введение
Процесс реформирования российской экономики, направленный на создание основ либерального рыночного хозяйства, проводился в условиях резкого снижения роли государственного регулирования. Демонтаж существующих, пусть и несовершенных плановых структур, осуществлялся без создания новых, способных эффективно управлять воспроизводственными процессами.
Уход от сложившейся системы планирования привел к несогласованности действий государства и отдельных субъектов экономики, резкому падению производства, снижению уровня жизни населения, росту несбалансированности в развитии различных отраслей экономики, увеличению диспропорциональности между накоплением и потреблением, инвестициями, возмещением средств производства, что предопределило объективную необходимость появления новых форм государственной координации экономического развития страны.
Особую значимость в современном хозяйстве принимает ориентирование государством отраслей и фирм на достижение приоритетных стратегических целей, таких как ресурсосбережение, развитие новых производств, повышение конкурентоспособности страны в области высоких технологий, поэтому одним из перспективных форм планирования на сегодняшний день является индикативное планирование, которое позволяет создать систему прогнозов, воздействий и стимулов, а также согласовать интересы различных социально-экономических групп. Таким образом, исследование индикативного планирования как одного из методов государственного регулирования социально-экономических преобразований представляется актуальным как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Целью работы является обоснование места и роли индикативного планирования в государственном регулировании рыночной экономики, изучение его сущности и выделение особенностей.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе становления и развития индикативного планирования.
Объектом исследования выступает индикативное планирование как метод государственного регулирования экономики.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды основоположников индикативного планирования, выводы отечественных и зарубежных ученых экономистов посвященные вопросам применения индикативного планирования в современном хозяйстве.
Изучение взаимосвязи и взаимозависимости между исследуемыми экономическими явлениями и процессами вызвало необходимость использования исторического, абстрактно-логического подходов. Системный подход позволил определить место и роль индикативного планирования в рыночном хозяйстве, выделить выполняемые им функции.
Информационную базу исследования составили документы и материалы органов государственной власти и управления, монографическая и другая научная и учебная литература по теме работы.
1 индикативное планирование в системе государственного регулирования экономики
1.1 возможность государственного планирования в рыночной экономике
Необходимость прогнозирования в рыночной экономике не вызывает сомнения ни у экономистов и производственников, ни у представителей любого направления экономической теории. Вместе с тем споры о том, возможно ли государственное планирование, не стихают в настоящее время. Рассмотрим доводы «за» и «против» государственного планирования.
В отличие от прогноза в основе плана лежит принятая всеми заинтересованными сторонами совокупность действий, т.е. плановых мероприятий по достижению допустимого в будущем выбора, или целей развития страны. Наиболее полное и обобщенное определение макроэкономического планирования дал Л. Йохансен: «Макроэкономическое планирование представляет собой организованную деятельность, осуществляемую центральным планирующим органом или по его поручению для: а) подготовки решений и мероприятий, которые будут реализовываться Центром; б) согласования решений и взаимодействий низших звеньев системы управления (как между собой, так и с центром) в интересах развития социально-экономической системы и отдельных ее элементов как одного целого в соответствии с определенными задачами экономического развития».
Следовательно, возможность государственного планирования обосновывается необходимостью целенаправленного воздействия на развитие социально-экономической системы, координации усилий всех хозяйствующих субъектов или локальных органов управления (отраслей, регионов) для реализации комплексного подхода в управлении социально-экономической системой, согласования экономических задач с более широкими неэкономическими целями развития, в частности развития социальной сферы, достижения экологических целей и т.п.
Также весомый довод в пользу государственного планирования заключается в том, что любой стране нужна общенациональная стратегия структурной перестройки социально-экономической системы. Потребность в этом в бурно развивающемся и изменяющемся мире испытывают все страны. Но для развитых стран с «накатанной» экономикой, гармонически вписанной в мировое разделение труда, это не обязательно означает ликвидацию одних отраслей и появление новых. Суть структурной перестройки в общем случае - это так называемая реаллокация факторов производства, т.е. перераспределение инвестиций и рабочей силы из сфер производства, где они становятся не столь нужными, в сферы социально и стратегически значимые и перспективные.
Однако в условиях современной социально-экономической системы структурные сдвиги не могут состояться достаточно эффективно и быстро сами по себе. Опыт развитых стран показывает, что даже в условиях устоявшихся рыночных и демократических институтов структурные сдвиги должны управляться и планироваться.
Кроме того, лишь государство может эффективно решать такие общенациональные задачи, как:
• рациональное землепользование;
• равномерное развитие регионов страны;
• развитие социальной сферы;
• развитие производственной инфраструктуры.
Все прогрессивные ученые и общественные деятели отмечают, что возросший динамизм изменения социальной инфраструктуры, высокие требования к качеству жизни, содержанию труда, возросшая социальная ориентированность экономики делают необходимым государственное планирование социальных процессов, а не только регулирование. В свою очередь планирование социальной сферы невозможно без планирования производственной сферы.
С целью усиления тезиса о необходимости планирования в масштабе всей страны в литературе приводятся следующие доводы.
♦ Ввиду того что цели развития отраслей, крупных корпораций и регионов зачастую противоречивы и не всегда совпадают с целями развития всей страны, только посредством государственного плана возможны целенаправленное развитие социально-экономической системы страны путем налаживания стабильных и достаточно прозрачных вертикальных связей отраслей, крупных предприятий и их объединений, регионов с органами государственного управления, достижение всеобщего согласия.
♦ Только через государственный план структурная, инновационная и инвестиционная политика государства может быть связана с целями региональной, демографической, социальной, экологической, внешнеэкономической и военно-стратегической политики.
♦ Необходимость государственного планирования для стран, не придерживающихся нейтралитета и имеющих вооруженные силы, обосновывается и тем обстоятельством, что государство должно координировать развитие производственных мощностей предприятий с целью разработки и введения мобилизационного плана (плана особого периода).
♦ Государственный план необходим и для того, чтобы все мероприятия по государственному регулированию социально-экономической системы проводились системно и комплексно в рамках определенной долгосрочной социально-экономической политики государства (стратегии развития), чтобы государственное регулирование не превратилось в «штопанье дыр», а государственные органы не работали в «режиме пожарной команды», а действовали в режиме упреждения дисбалансов и кризисных явлений.
Помимо этого, в кризисных ситуациях и в условиях переходного периода необходима концентрация капиталовложений в направлениях, определенных общенациональными целями, объединение разрозненных усилий различных экономических агентов. Необходимо централизованное управление потреблением, так как в условиях кризиса, как правило, потребление превалирует над накоплениями предприятий и сбережениями населения.
♦ Именно планирование является процессом общественного обсуждения условий нового выбора для экономики и общества, а не макроэкономический прогноз или изолированные меры структурной (промышленной) и региональной политики.
В работах, посвященных проблеме государственного планирования, обосновывается не только необходимость, но и возможность планирования. Основными факторами, содействующими процессу планирования являются следующие:
♦ Увеличение доли ресурсов страны, которыми, так или иначе, распоряжается государство. Кроме государственных ресурсов сюда можно отнести и ресурсы частного сектора экономики, так как правительственные доходы и расходы влияют на использование ресурсов в частном секторе экономики. Причем это влияние тем существеннее, чем мощнее, обширнее государственный сектор.
♦ Интеграция производства, рост уровня организации людей и предприятий в соответствии с социальными и экономическими интересами. Так, через финансово-промышленные группы, крупные корпорации государственные органы могут влиять на обособленных экономических агентов и достигать согласованности в их действиях. Во многих странах такие примеры можно обнаружить в области внешней торговли и банковского дела, а в отдельных странах — в обрабатывающей и горнодобывающей промышленности.
♦ Ускоренное развитие экономической теории на базе использования электронно-вычислительной техники, единой информационной сети страны и даже в мировом масштабе (глобальные сети), расширение круга наблюдений и повышение качества информации.
♦ Усиление солидарности между группами и слоями населения, достижение социального согласия, что делает возможным формирование консультативных групп, состоящих из представителей государственных органов, частного бизнеса, общественности и профсоюзов.
Стоит отметить, что чем выше уровень развития социально-экономической системы, тем интенсивнее и эффективнее протекают интеграционные процессы как на внутреннем рынке, так и на внешнем рынке, обостряются проблемы обеспечения ресурсами, энергетическая и экологическая проблемы, проблемы социальной защиты и развития социальной сферы. В этих условиях все большее значение приобретает общегосударственный план-прогноз, ибо проблемы производства все больше отходят в сферу крупных корпораций, но приобретают особую остроту проблемы распределения и перераспределения ВНП, структурные глобальные проблемы, проблемы законности и вопросы рационального землепользования.