Контрольная работа по "Банковскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:33, контрольная работа

Краткое описание

Нормы и институты банковского права содержатся в нормативно-правовых актах, являющихся источниками банковского права. Источники банковского права образуют определенную иерархическую систему, которая состоит из трех уровней:
1) Конституция Российской Федерации[1];
2) банковское законодательство;
3) нормативно-правовые акты Центрального банка РФ.

Содержание

СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ БАНКОВСКОГО ПРАВА………………..2
ЛИКВИДАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА…………………………6
ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ КРЕДИТНОГО ДОГОВОРА……11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

Банковское право. Контр..docx

— 47.35 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Филиал ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Байкальский  государственный университет

экономики и  права» в г. Усть-Илимске

(Филиал ФБГОУ ВПО «БГУЭП»  в г. Усть-Илимске)

 

Кафедра Права и гуманитарных наук

 

 

кОНТРОЛЬНАЯ   работа

 

по дисциплине «БАНКОВСКОЕ ПРАВО»

ВАРИАНТ №9

 

 

 

Руководитель

К.ф.н., доцент                                                                         В.В.Чигарева

Исполнитель

Студент группы   ЮПБу- 11                                               Н.В.Иванишина

Усть-Илимск – 2013

СОДЕРЖАНИЕ

  1. СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ БАНКОВСКОГО ПРАВА………………..2
  2. ЛИКВИДАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА…………………………6
  3. ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ КРЕДИТНОГО ДОГОВОРА……11

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ БАНКОВСКОГО ПРАВА

Нормы и институты банковского  права содержатся в нормативно-правовых актах, являющихся источниками банковского  права. Источники банковского права образуют определенную иерархическую систему, которая состоит из трех уровней:

1) Конституция Российской Федерации[1];

2) банковское законодательство;

3) нормативно-правовые акты Центрального  банка РФ.

В соответствии с пунктом ж) ст. 71 Конституции в ведении РФ, в  частности, находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия и федеральные банки. Статья 75 устанавливает, что рубль является денежной единицей РФ, а также определяет основные функции Центрального банка РФ.

Банковское законодательство включает в себя специальное и общее  законодательство.

К специальному банковскому законодательству относятся федеральные законы, непосредственно посвященные регулированию банковской системы:

1. Федеральный закон «О банках  и банковской деятельности» от 02 декабря 1990 г. № 395-1 регламентирует организационно-правовые основы деятельности кредитных организаций и их объединений; раскрывает содержание банковской деятельности; определяет порядок регистрации, лицензирования и ликвидации кредитных организаций; предусматривает меры по обеспечению защиты прав и интересов клиентов кредитных организаций; содержит общие положения об учете в банках и о надзоре за их деятельностью. [3]

2. Федеральный закон «О Центральном  банке Российской Федерации »  от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ определяет  правовой статус, задачи, функции,  операции и структуру Банка России. Он также закрепляет основы организации денежной системы РФ, определяет инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка; устанавливает механизмы осуществления банковского регулирования и надзора.[4]

3. Федеральный закон «О несостоятельности  кредитных организаций» от 25 февраля  1999 г. № 40-ФЗ устанавливает  порядок и условия осуществления  мер по предупреждению несостоятельности  кредитных организаций, а также  особенности оснований и процедур  признания кредитных организаций  несостоятельными и их ликвидации в порядке конкурсного производства.[5]

4. Федеральный закон «О страховании  вкладов физических лиц в банках  Российской Федерации» от 23 декабря  2003 г. № 177-ФЗ устанавливает  правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках; компетенцию, порядок образования и деятельности Агентства по страхованию вкладов; порядок выплаты возмещения по вкладам; регулирует отношения между участниками системы страхования вкладов. [6]

К общему банковскому законодательству следует отнести федеральные  законы, которые регулируют иные сферы хозяйственной деятельности, но содержат нормы и институты банковского права:

1. Гражданский Кодекс Российской  Федерации включает несколько  глав и параграфов, связанных  с банковской деятельностью: гл. 23 § 6 «Банковская гарантия», гл. 42 § 2 «Кредит», гл. 43 «Финансирование под уступку денежного требования», гл. 44 «Банковский вклад», глава 45 «Банковский счет», гл. 46 «Расчеты», гл. 47 § 3 «Специальные виды хранения».[2]

2. Федеральный закон «О валютном  регулировании и валютном контроле»  от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ определяет  статус Центрального банка как  органа валютного регулирования и контроля, а также статус уполномоченных банков как агентов валютного контроля.[7]

3. Федеральный закон «О кредитных  историях» от 30 декабря 2004 г. №  218-ФЗ регулирует деятельность  бюро кредитных историй по  формированию, хранению и использованию кредитных историй, их взаимоотношения с кредитными организациями и Центральным банком. Данный закон также регламентирует деятельность Центрального каталога кредитных историй, как структурного подразделения Центрального банка РФ.[8]

4. Федеральный закон «О противодействии  легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ определяет права и обязанности кредитных организаций, связанные с осуществлением внутреннего контроля за операциями клиентов и информирования о них соответствующего федерального органа. Закон устанавливает критерии операций, подлежащих контролю, большинство из которых имеет отношение к кредитным организациям.[9]

5. Федеральный закон «О защите  конкуренции на рынке финансовых  услуг» от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ регулирует, в частности, отношения, влияющие на конкуренцию на рынке банковских услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг, а также определяет связанные с этим права и обязанности Центрального банка.[10]

6. Федеральный закон «Об ипотечных  ценных бумагах» от 11 ноября 2003 г.  № 152-ФЗ устанавливает требования  к кредитным организациям при  осуществлении ими деятельности по эмиссии облигаций с ипотечным покрытием.[11]

Третий уровень источников банковского  права составляют многочисленные нормативно-правовые акты Центрального банка РФ. Наиболее важные среди них – Положения и Инструкции, они регламентируют порядок осуществления, документального оформления и учета отдельных банковских операций и сделок. Некоторые из этих документов содержат правила, обязательные не только для кредитных организаций, но и для любых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Для разъяснения порядка проведения некоторых операций или информирования кредитных организаций Центральный банк принимает Указания, рассылает Письма и Телеграммы. Также к источникам относят решения Конституционного Суда РФ; локальные акты кредитных организаций, акты союзов и ассоциаций кредитных организаций; договоры  и обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике и номы международного  
права и международные договора РФ.[12]

Таким образом, можно сделать вывод: источники банковского права – это совокупность официально определенных внешних форм, в которые облекаются нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе банковской деятельности, то есть формы внешнего содержания банковского права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИКВИДАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Ликвидация коммерческого банка  осуществляется в порядке, предусмотренном действующим на территории Российской Федерации законодательством и

нормативными актами об акционерных  обществах и обществах с ограниченной ответственностью с учетом следующих особенностей.

Ликвидация кредитной организации может быть осуществлена в соответствии с решением учредителей (участников, акционеров) или уполномоченного учредительными документами органа юридического лица в связи с (ст. 20 Закона "О банках и банковской деятельности»):[3]

- с окончанием  срока действия юридического  лица;

- достижением  цели, для которой создавалось  юридическое лицо;

- решением  суда о признании регистрации  юридического лица недействительной из-за нарушения законодательства;

- решением  суда в случае, если юридическое  лицо ведет деятельность без  соответствующего разрешения (лицензии);

-  юридическое лицо ведет деятельность, запрещенную законодательством;

-  юридическое лицо допускало многочисленные или серьезные нарушения законодательства;

- в других  случаях, предусмотренных законодательством;[12]

Ликвидация  юридического лица может быть начата уполномоченным государственным органом (например, регистрационной палатой - местного или государственного уровня, налоговой инспекцией и другими). В результате ликвидации юридического лица деятельность юридического лица прекращается без передачи прав и обязательств другим лицам правопреемства (ст.61”Ликвидация юр. лица” ГК РФ), (ст. 20 Закона  “О банках и банковской деятельности).

Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций» закрепил такое важное правило, в соответствии с которым дело о банкротстве может быть возбуждено ( арбитражным судом) только после надлежаще проведенного отзыва у банка лицензии. Правом отзыва лицензий у банков обладает лишь Банк России.[5]

Дело  о банкротстве может рассматривать  только арбитражный суд (оно не может  быть передано в третейский суд), но не по собственной инициативе, а  лишь на основании обращенного к  нему особого заявления с ходатайством объявить определенного должника банкротом. В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)»[5] право обратиться в арбитражный суд с указанным заявлением имеют конкурсные кредиторы:

- в связи с неисполнением денежных обязательств — сам должник, кредитор и прокурор;

- в связи с неисполнением обязательных платежей — должник, прокурор, налоговые и иные уполномоченные законом органы.

В данном Законе (ст. 2) конкурсные кредиторы определены как кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия. В то же время Закон допускает подачу такого заявления в арбитражный суд и иными лицами (в особых случаях, предусмотренных названным Законом).

При рассмотрении дела о банкротстве  кредитной организации применяются процедуры наблюдения и конкурсного производства и не применяются внешнее управление и мировое соглашение (ст. 5 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). Такое решение законодателя в отношении внешнего управления представляется искусственным, а в отношении мирового соглашения — неудачным. В Законе «О реструктуризации кредитных организаций»(ст. 23) эта ошибка исправлена: банк, ликвидируемый по решению и под руководством АРКО, и его кредиторы вправе заключить мировое соглашение.

Из сказанного можно сделать  следующий вывод. На основании российского законодательства ЦБ РФ не вправе исключительно административными методами руководить деятельностью кредитных учреждений, однако, в случае стойкого неисполнения экономических нормативов, регламентирующих деятельность банков, при обнаружении нарушений норм банковского законодательства и др. у кредитного учреждения может быть отозвана банковская лицензия как исключительная мера воздействия.

Лицензия на осуществление банковских операций может быть отозвана в случаях:

  1. установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
  2. задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;
  3. установления фактов недостоверности отчетных данных;
  4. осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;
  5. неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры воздействия, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  6. неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, являющегося основанием для подачи заявления о возбуждении в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации.

Кроме этого, основанием для отзыва лицензии может быть решение учредителей  о реорганизации (в случае прекращения деятельности юридического лица) или ликвидации банка. Ходатайства подготавливаются ГТУ ЦБР и направляются в центральный аппарат ЦБ РФ для принятия соответствующего решения.

Решение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций принимается Комитетом в соответствии с Положением Банка России «О Комитете банковского надзора Банка России», утвержденным Приказом банка России от 18.12.96 г. 02-463.

На основании решения Комитета издается приказ ЦБ РФ об отзыве лицензии на осуществление банковских операций. После издания приказа кредитная организация не вправе совершать операции, предусмотренные данной лицензией. Сообщение об отзыве у коммерческого банка лицензии на осуществление банковских операций ЦБ РФ публикуется в официальном органе Центрального банка Российской Федерации — «Вестнике Банка России», территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации по месту расположения банка и его филиалов — в местных средствах массовой информации.[15]

Информация о работе Контрольная работа по "Банковскому праву"