Концепция раскрытия информации на рынке ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 16:58, доклад

Краткое описание

Концепция раскрытия информации лежит в основе любого поступательного общественного развития и опосредует успешное экономическое развитие любого государства. Система раскрытия информации необходима для того, чтобы участники рынка были достаточно информированы о действиях друг друга, что¬бы они принимали решения, основываясь на своих оценках реальных фактов, а не опираясь на слухи и домыслы. Инвестор, который не получит подробной и точной информации о том, на какие цели его деньги будут потрачены, каковы финансовые успехи и промахи объекта его предполагаемых инвестиций, отдаст их туда, где от него не скрывают информацию, а, наоборот, предоставляют ее для того, чтобы он принимал адекватные инвестиционные решения. Поэтому создание системы раскрытия информации жизненно важно как для оживления внутреннего инвестиционного климата, так и для повышения привлекательности российского рынка ценных бумаг для иностранных инвесторов.

Вложенные файлы: 1 файл

Раскрытие информации.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

Концепция раскрытия информации на рынке ценных бумаг

 

Концепция раскрытия информации лежит в основе любого поступательного общественного развития и опосредует успешное экономическое развитие любого государства. Система раскрытия информации необходима для того, чтобы участники рынка были достаточно информированы о действиях друг друга, чтобы они принимали решения, основываясь на своих оценках реальных фактов, а не опираясь на слухи и домыслы. Инвестор, который не получит подробной и точной информации о том, на какие цели его деньги будут потрачены, каковы финансовые успехи и промахи объекта его предполагаемых инвестиций, отдаст их туда, где от него не скрывают информацию, а, наоборот, предоставляют ее для того, чтобы он принимал адекватные инвестиционные решения. Поэтому создание системы раскрытия информации жизненно важно как для оживления внутреннего инвестиционного климата, так и для повышения привлекательности российского рынка ценных бумаг для иностранных инвесторов.

Большинство инвесторов заинтересовано в прозрачности фондового рынка. Суть прозрачности состоит, во-первых, в возможностях доступа к стандартизированной информации о финансовом состоянии, методах управления и работе эмитентов, ценные бумаги которых продаются на открытом рынке; во-вторых, насколько своевременно информация о торговых сделках с ценными бумагами (их котировки, цены, объемы) открывается широкому кругу потенциальных инвесторов. Общепринятое мнение состоит в том, что фондовый рынок «полностью» прозрачен, если информация о ценной бумаге раскрывается в реальном времени; является точной в отношении размера и цены сделки с ценной бумагой (твердые котировки и неисполненные приказы-распоряжения клиента с заранее обозначенными ограничениями по цене покупки и продажи, так и за пределами таких котировок); раскрывается цена и объем завершенных сделок на всех рынках, торгующих этой бумагой, и т. п.

Обязательное раскрытие стандартизированной информации обо всех компаниях, ценные бумаги которых обращаются на рынке, выполняет следующие функции:

  • предоставляет  инвесторам  информацию,  необходимую для принятия взвешенного решения, что способствует росту эффективности рынка и увеличению объемов инвестиций;
  • снижает затраты инвесторов на получение необходимой информации об эмитенте и его финансово-хозяйственной деятельности, что также способствует росту эффективности рынка;
  • позволяет осуществлять инвестиции тем российским и зарубежным инвесторам, у которых существуют строгие стандарты инвестирования, запрещающие инвестировать в компанию, если она не раскрывает информацию о себе на регулярной основе;
  • защищает инвесторов от мошенничества, препятствует случаям использования конфиденциальной информации инсайдерами и разрешает проблему конфликта интересов, обеспечивая общественный контроль за действиями руководства предприятия;
  • стимулирует конкуренцию между предприятиями, раскрывая информацию о предприятиях и оценивая их достижения, и тем самым способствует укреплению эффективности рынка;
  • защищает клиентов и кредиторов тех компаний, которые должны   раскрывать   финансовую   информацию,   предоставляя этим лицам информацию, позволяющую им принять решение, стоит ли им иметь дело с этой компанией;
  • повышает добросовестность и ответственность руководства предприятий.

Действующий перечень требований к составу и объему раскрываемой информации, а также способы ее раскрытия требует Доработки. Некоторые из обязательных требований по составу раскрываемой информации, возможно, могут нанести вред коммерческой деятельности компаний. В связи с этим необходимо продолжить работу над критериями отнесения информации к существенной с точки зрения инвесторов. Требуют совершенствования и существующие способы раскрытия информации на фондовом рынке. Задержки в раскрытии информации и отсутствие эффективной процедуры, гарантирующей ее поиск и получение, Приводят к тому, что подлежащая раскрытию информация зачастую «превращается» фактически в инсайдерскую информацию и используется обладающими ею лицами для достижения собственных коммерческих интересов вопреки интересам акционеров и иных владельцев ценных бумаг компании. Положение усугубляется отсутствием в законодательстве РФ юридического определения инсайдерской информации и ответственности за ее использование с целью извлечения незаконной выгоды.

Одним из главных способов раскрытия информации на рынке ценных бумаг должно стать раскрытие информации в электронной форме через сеть Интернет. Существенным продвижением в этом направлении стало принятие Федерального закона «Об электронной цифровой подписи», закрепившего такие понятия, как «электронный документ» и «электронная цифровая подпись». С введением в действие указанного Закона реальной перспективой стал перевод сбора и представления раскрываемой информации с бумажной на электронную форму, что повышает как оперативность раскрытия информации, так и эффективность контроля за ее раскрытием.

Существует по крайней мере два основных фактора, которые должны побуждать руководителей предприятий-эмитентов к раскрытию информации:

инвестиционный,

законодательный.

Массовая приватизация в начале 1990-х годов в России привела к созданию 30 тыс. ОАО, которые начали конкурировать между собой за инвестиции. Впоследствии к ним добавилось еще несколько сот тысяч АО. Устаревшее оборудование и технологии, либо отсутствие даже этого, заставляют их искать инвестиции на модернизацию и дальнейшее развитие, которые невозможно найти без раскрытия информации о себе и своих планах. Эта причина является внутренним мотивом раскрытия информации самими предприятиями.

Основными законодательными актами, устанавливающими требования по раскрытию информации, являются законы «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ, а также Закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ.

Конкретные механизмы раскрытия информации регулируются нормативными актами ФСФР России и некоторых других министерств и ведомств. Например, Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Приказом ФСФР от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз-н; Постановление ФКЦБ от 12 августа 1998 г. № 32 «Об утверждении Положения о порядке раскрытия информации о существенных фактах (событиях и действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг»; Постановление ФКЦБ от 11 августа 1998 г. № 31 «Об утверждении Положения о ежеквартальном отчете эмитента эмиссионных ценных бумаг»; Приказ Минфина РФ от 6 апреля 2001 г. № 30н «Об утверждении Стандартов раскрытия информации о ценных бумагах субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумагах, содержащейся в решении о выпуске ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг»; Положение ЦБ РФ от 2 июля 1998 г. «О раскрытии информации Банком России и кредитными организациями - участниками финансовых рынков» и ряд других подзаконных актов.

Согласно ст.92 Закона «Об акционерных обществах», открытое общество обязано ежегодно публиковать в средствах массой информации, доступных для всех акционеров данного общества, годовой отчет общества, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Согласно ст. 16 Закона «О бухгалтерском учете», открытые акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. При этом публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах, журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность.

В соответствии со ст.30 Закона «О рынке ценных бумаг», под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. Соответственно общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с законодательством.

Закон «О рынке ценных бумаг» содержит подробные требования к:

    • решению о выпуске ценных бумаг;
    • сертификату эмиссионной ценной бумаги;
    • проспекту ценных бумаг;
    • раскрываемой информации о выпуске ценных бумаг;
    • отчету об итогах выпуска ценных бумаг.

Кроме этого, гл. 7 Закона «О рынке ценных бумаг» посвящена общим требованиям ко всем случаям раскрытия текущей информации эмитентом ценных бумаг, владельцем ценных бумаг и профессиональным участником рынка ценных бумаг.

 

Раскрытие информации эмитентом ценных бумаг

Эмитенты ценных бумаг обязаны осуществлять раскрытие информации на каждом этапе эмиссии ценных бумаг в случаях, когда государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг. При этом при раскрытии эмитентами информации на этапах эмиссии путем ее опубликования в периодическом печатном издании, а также в сети Интернет эмитенты обязаны использовать то же периодическое печатное издание, а также те же страницы в сети Интернет, которые использовались для раскрытия информации на предыдущем этапе эмиссии ценных бумаг.

В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие текущей информации в двух основных формах:

• ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных  бумаг (ежеквартальный отчет);

• сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенных фактах).

Ежеквартальный отчет должен содержать информацию, состав и объем которой соответствуют требованиям Закона «О рынке ценных бумаг», предъявляемым к проспекту ценных бумаг, за исключением информации о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг. В состав ежеквартального отчета за первый квартал также включается годовая бухгалтерская отчетность за последний завершенный финансовый год. Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.

Следует иметь в виду, что ежеквартальный отчет должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), подтверждающими тем самым достоверность всей содержащейся в нем информации. Лица, подписавшие ежеквартальный отчет, несут ответственность за полноту и достоверность сообщенных в нем сведений.

Сообщениями о существенных фактах признаются:

    • сведения о реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ;
    • сведения о фактах, повлекших разовое увеличение или уменьшение стоимости активов эмитента более чем на 10%, о фактах, повлекших разовое увеличение чистой прибыли или чистых убытков эмитента более чем на 10%, о фактах разовых сделок эмитента, размер которых либо стоимость имущества по которым составляет 10% и более от активов эмитента по состоянию на дату сделки;
    • сведения о выпуске эмитентом ценных бумаг, о начисленных и/или выплаченных доходахпо ценным бумагам эмитента;
    • сведения о появлении в реестре эмитента лица, владеющего более чем 25% его эмиссионных ценных бумаг любого от дельного вида;
    • сведения о датах закрытия реестра, о сроках исполнения обязательств эмитента перед владельцами, о решениях общих собраний;
    • сведения о принятии уполномоченным органом эмитента решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг.

Сообщения о существенных фактах должны направляться эмитентом в ФСФР или уполномоченный ФСФР орган, а также публиковаться эмитентом не позднее пяти дней с момента наступления этих фактов в печатных средствах массовой информации распространяемых тиражом, доступным для большинства владельцев ценных бумаг эмитента.

Согласно Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Приказом ФСФР от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз-н (п.1.8)), эмитент обязан обеспечить доступ любому заинтересованному лицу к информации, содержащейся в каждом из сообщений, в том числе в каждом из сообщений о существенных фактах, публикуемых эмитентом, а также в зарегистрированных решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекте ценных бумаг и в изменениях и/или дополнениях к ним, отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, а также в ежеквартальном отчете, путем помещения их копий по адресу (в месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа эмитента (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа эмитента - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени эмитента без доверенности), по которому осуществляется связь с эмитентом, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а до окончания срока размещения - также в местах, указанных в рекламных сообщениях эмитента, содержащих информацию о размещении ценных бумаг.

Необходимо подчеркнуть, что эмитент обязан предоставлять копию каждого сообщения, в том числе копию каждого сообщения о существенном факте, публикуемого эмитентом, а также копию зарегистрированных решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекта ценных бумаг и изменений и/или дополнений к ним, отчета об итогах выпуска ценных бумаг, а также копию ежеквартального отчета владельцам ценных бумаг эмитента и иным заинтересованным лицам по их требованию за плату, не превышающую расходы по изготовлению такой копии, в срок не более семи дней с даты предъявления требования.

Информация о работе Концепция раскрытия информации на рынке ценных бумаг