Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 16:45, курсовая работа
Важнейшей составной частью проводимых в России социально-экономи-ческих преобразований является реформирование бюджетной системы в целом и одного из ее сегментов - межбюджетных отношений. Об этом и пойдет речь дальше. Необходимо будет изучить суть межбюджетных отношений и их прин¬ципы. Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно новой модели бюджетной системы, адекват¬ной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами. Поэтому так же будут изучены формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов, в соответствии с действующим законодательством, цели, порядок формирования и расходова¬ния средств среди фондов.
Целью курсовой работы является анализ сущности механизма межбюджетных отношений, его структуры и функционирования. Для достижения оной нужно решить ряд задач: рассмотреть особенности межбюджетных отношений; изучить понятие межбюджетных отношений, рассмотреть принципы и элементы.
Введение…………………………………………………………………………… 3
1 Понятие и принципы межбюджетных отношений……………………… ... 4
2 Бюджетное регулирование …………………………………………………… 5
2.1 Понятие и цели бюджетного регулирования……………………………... 5
2.2 Разграничение налоговых доходов между уровнями бюджетной
системы ………………………………………………………………………. .. 5
2.3 Разграничение расходных обязательств Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований…... 7
3 Формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов ……... 11
3.1 Формы межбюджетных трансфертов…………………………………….. 11
3.2 Условия предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с действующим законодательством ………………………………………... 12
3.3 Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской
Федерации……………………………………………………………………. 13
3.4 Федеральный фонд регионального развития…………………………… 13
3.5 Федеральный фонд компенсации………………………………………… . 14
3.6 Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных
р¬айонов……………………………………………………………………….. 15
Заключение………………………………………………………………………. 16
Список использованных источников………………………………………… 17
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
«БРАТСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
менеджмента и информационных технологий
Финансы и кредит
Курсовая работа
Тема
№8
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Пояснительная
записка
Выполнил студент
группы МОз-09
подпись ______________ Е.Н. Третьякова
Руководитель
к.э.н. доцент
Братск
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Понятие и принципы межбюджетных отношений……………………… ... 4
2 Бюджетное регулирование …………………………………………………… 5
2.1 Понятие и цели бюджетного регулирования……………………………... 5
2.2 Разграничение налоговых доходов между уровнями бюджетной
системы ………………………………………………………………………. .. 5
2.3 Разграничение расходных обязательств Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований…... 7
3 Формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов ……... 11
3.1 Формы межбюджетных трансфертов…………………………………….. 11
3.2 Условия предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с действующим законодательством ………………………………………... 12
3.3 Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской
Федерации………………………………………………………
3.4 Федеральный фонд регионального развития…………………………… 13
3.5 Федеральный фонд компенсации………………………………………… . 14
3.6 Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных
районов……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников…………………………………………
17
Введение
Важнейшей составной частью проводимых в России социально-экономических преобразований является реформирование бюджетной системы в целом и одного из ее сегментов - межбюджетных отношений. Об этом и пойдет речь дальше. Необходимо будет изучить суть межбюджетных отношений и их принципы. Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами. Поэтому так же будут изучены формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов, в соответствии с действующим законодательством, цели, порядок формирования и расходования средств среди фондов.
Целью курсовой работы
1 Понятие и принципы
межбюджетных отношений
Межбюджетные отношения — это взаимоотношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с регулированием бюджетных правоотношений, формированием и исполнением соответствующих обязательств бюджетов [1].
Принципы межбюджетных отношений закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации, принятый Государственной Думой 17 июля 1998 года. К ним относятся:
- распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
- равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенство бюджетных прав муниципальных образований;
- выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- равенство всех бюджетов Российской
Федерации во взаимоотношениях с федеральным
бюджетом, равенство местных бюджетов
во взаимоотношениях с бюджетами субъектов
Российской Федерации [2].
2 Бюджетное регулирование
2.1 Понятие и цели бюджетного регулирования
Бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней с целью их сбалансирования [3]. Процесс бюджетного регулирования начинается с того, что все виды государственных расходов распределяются по различным звеньям и уровням бюджетной системы. Например, устанавливается, что судебная система будет финансироваться за счет федерального бюджета, а школы – будут содержаться за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Одновременно все виды бюджетных доходов также распределяются по различным звеньям бюджетной системы. Например, устанавливается, что налог на добавленную стоимость будет зачисляться в доход федерального бюджета, налог на недвижимость – в доход бюджетов субъектов Российской Федерации, налог на рекламу – в доход местных бюджетов.
Цель бюджетного регулирования – обеспечение
надлежащего взаимодействия всех компонентов
бюджетной системы, сбалансирование каждого
его элемента и всей системы в целом с
тем, чтобы данный механизм нормально
функционировал и бесперебойно работал
[4].
2.2 Разграничение налоговых доходов между уровнями бюджетной си стемы
В настоящее время разграничение доходов между федеральным центром и регионами в целом соответствует современному этапу развития федеративных отношений в Российской Федерации. Основные критерии разграничения, нашедшие отражение в Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года:
- высокая степень зависимости налоговых поступлений от экономической конъюнктуры или устойчивый характер их налоговой базы;
- зависимость налоговой базы соответствующего дохода от экономической политики того или иного уровня власти;
- степень неравномерности или равномерность размещения налоговой базы соответствующего налога).
Важным представляется также следующий принцип: при широкой распространенности налоговой базы «крупных налогов» по территории страны такие налоги могут быть совместными, направляемыми в соответствующих долях в разные уровни бюджетной системы, как на постоянной основе, так и используемыми для межбюджетного регулирования, то есть на временной основе.
Бюджетным кодексом предоставлено право субъектам РФ устанавливать своими законами на неограниченный срок единые по типам муниципальных образований нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ.
Согласно п.4 ст. 137 БК РФ изменение дифференцированных нормативов отчислений в бюджеты поселений и муниципальных районов (городских округов) не допускается только в течение одного финансового года. Поскольку целью замены дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными нормативами отчислений от налогов и сборов является создание заинтересованности местных властей в принятии мер, направленных на увеличение налоговой базы, то закрепление их на один год будет недостаточно для достижения данной цели в следующих случаях:
- эффект от применения данного механизма межбюджетного регулирования может быть получен в последующих годах;
- рост налогового потенциала будет сопровождаться
соответствующим уменьшением дотации
на выравнивание бюджетной обеспеченности
[5].
2.3 Разграничение расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Статья 84. Расходные обязательства Российской Федерации
Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:
- принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- заключения Российской Федерацией или от имени Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе:
а) субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, подлежащих в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета;
б) субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.
Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита федерального бюджета. В случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств государственных внебюджетных фондов.
Расходные обязательства Российской Федерации по предоставлению субвенций, предусмотренных абзацами пятым и шестым пункта 1 настоящей статьи, исполняются путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации и (или) местным бюджетам субвенций из Федерального фонда компенсаций в порядке, установленном статьей 133 настоящего Кодекса.
Статья 85. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:
- принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;