Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 20:54, доклад
Международные финансовые центры, где кредитные учреждения осуществляют операции в основном с нерезидентами и в иностранной для данной страны валюте, достали название финансовых центров «офшор», (off-shor). Они, как правило, служат налоговым приютом, поскольку операции, которые в них осуществляются, не облагаются налогами и свободные от валютных ограничений.
Оффшорный банковский (финансовый) центр — финансовый центр, где можно проводить операции, которые не подпадают под национальное регулирование и не считаются составляющей экономики.
Международные финансовые центры, где кредитные учреждения осуществляют операции в основном с нерезидентами и в иностранной для данной страны валюте, достали название финансовых центров «офшор», (off-shor). Они, как правило, служат налоговым приютом, поскольку операции, которые в них осуществляются, не облагаются налогами и свободные от валютных ограничений.
Оффшорный банковский (финансовый) центр — финансовый центр, где можно проводить операции, которые не подпадают под национальное регулирование и не считаются составляющей экономики.
Основная причина возникновения офшорных финансовых центров (время их появления - после Второй мировой войны) прежде всего заключалась в существовании весьма высоких ставок налогов на доходы банков в развитых странах и странах, которые развиваются.
Причинами привлекательности офшорных финансовых центров как для иностранных, так и для местных субъектов хозяйствования есть:
выполнение посреднических функций для заемщиков и депонентов;
минимальное официальное регулирование;
практически отсутствуют налоги и контроль за управлением портфельными инвестициями;
деятельность иностранных банков на их территории оказывает содействие увеличению занятости местного населения;
повышение уровня жизни в странах размещения офшорных банковских центров благодаря накоплению средств от выдачи лицензий, расходов банков и других платежей.
Суммарная стоимость активов международного офшорного рынка составляла в начале ХХІ ст. приблизительно 6 трлн долл. В среднему 30 % ВВП офшорных финансовых центров приходится на финансовые услуги.
Для многих стран и территорий (например для Багамских островов), создание офшорных финансовых центров стало единым путем развития экономики, учитывая практически полное отсутствие там полезных ископаемых.
К общим чертам офшорных банковских центров можно отнести такие: почти отсутствие регулирования движения средств; международная основа операций; высокоэффективные средства связи и транспортная инфраструктура; надежные взаимоотношения с финансовыми органами власти промышленно развитых стран; внутренняя политическая стабильность; обеспечение тайны соглашений; эффективное функционирование центральных банков; основной или альтернативный английский язык; расположение в часовых поясах, которые находятся между поясами основных рынков; высококвалифицированная рабочая сила.
Международный опыт свидетельствует, что офшорные банки создаются с целью:
получение доступа к международной сети корреспондентских отношений;
обеспечение внешнеторговых сделок материнской компании и афилёваних финансовых и коммерческих структур;
расширение спектра банковских услуг национальных банков;
использование офшорных банков для работы на национальных рынках;
кредитование национальных коммерческих и финансовых структур через офшорные банки с целью минимизации налогообложения в странах с высокими ставками налога на прибыль;
доступ к международным финансовым организациям;
эмиссии финансовых продуктов;
оптимизация внутрифирменных финансовых потоков.
Существуют определенные виды офшорных финансовых центров, среди которых различают так называемые бумажные центры, которые сохраняют документацию, а банковские операции проводят в незначительных размерах или не проводят совсем, и функциональные центры, которые осуществляют депозитные операции и предоставляют займа.
Существует три типа офшорных банковских (финансовых) центров:
I тип — нью-йоркская
модель — предусматривает
II тип — лондонская
модель. В Лондоне, Гонконге финансовые
соглашения свободные от
III тип — «налоговое
хранилище». К данному типу офшорных
рынков относят рынки
К промышленно развитым относятся страны, занимающие доминирующее положение в мировом хозяйстве, входящие в состав Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Данная организация объединяет 30 стран - полноправных членов, деятельность которых направлена на реализацию принципов демократического управления и рыночной экономики, поддерживает активные отношения с другими странами мира, а также неправительственными и общественными организациями. Одним из приоритетных направлений деятельности ОЭСР является проведение форумов, способствующих более тесному взаимодействию налоговых служб. Представители национальных налоговых органов анализируют способы борьбы с уклонением от уплаты налогов, избежания двойного налогообложения, минимизации вызываемого налогами искажения торговых и инвестиционных потоков. Особые меры включают Конвенцию ОЭСР по налоговой модели, руководство по калькуляции трансфертных цен внутри предприятия и сотрудничество со странами, не входящими в ОЭСР, для распространения норм и стандартов ОЭСР.
Во многих развитых странах через налоги перераспределяется до половины всего общественного продукта, произведенного не только непосредственно на их территории, но и корпорациями этих стран за рубежом.
Фактически через налоги государственные органы наиболее развитых стран имеют возможность регулировать и направлять производственные, финансовые и инвестиционные процессы во многих странах мира. В настоящее время формируется мировая система единого налогового процесса, охватывающего территории развитых стран и деятельность корпораций и граждан этих стран на территории других стран.
Существуют значительные отличия в построении налоговых систем промышленно развитых стран. Это связано с разным уровнем основных показателей их финансово-экономической деятельности, соотношением прямого и косвенного налогообложения, источниками обложения, уровнем налоговой культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплиной, мерами ответственности за нарушение налогового законодательства. Однако важнейшим определяющим фактором в развитии налогообложения промышленно развитых стран является тенденция глобализации мировой экономики, нашедшей свое отражение в проводимых налоговых реформах, отражающих стремление к экономическому объединению стран, недопущению двойного налогообложения, расширению международных хозяйственных связей.
На современном этапе развития формирование национальных налоговых систем в основном завершилось, и применяются меры по изменению отдельных составных элементов, способствующих достижению поставленных перед государством задач.
Одной из основных проблем в сфере налогообложения, стоящей перед государствами на данном этапе развития, является преодоление последствий финансового кризиса, сопровождающегося резким сокращением налоговых платежей в бюджетные системы стран с развитой рыночной экономикой. В целях компенсации значительных потерь бюджета, возникших в период замедления темпов экономического роста, правительства разных стран по мере выхода из кризиса вынуждены будут поднять налоги или через установление повышенных ставок, или через увеличение налоговой базы. При этом увеличится разница между налоговыми ставками, принятыми в крупнейших странах мира и офшорных зонах, что может привести к оттоку капитала из промышленно развитых стран.
Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран направлены на предотвращение уклонения от уплаты налогов. Реализация данного направления развития осуществляется через подписание межгосударственных соглашений об обмене информацией, налоговых соглашений.
Мерам по борьбе с уклонением от уплаты налогов был посвящен всемирный форум по финансовой прозрачности и обмену информацией, проведенный ОЭСР, в котором приняли участие представители восьми международных организаций и 68 юрисдикций. Распространению международных стандартов финансовой прозрачности способствует подписание региональных многосторонних соглашений об обмене информацией и деятельность специального наблюдательного совета, основной функцией которого является проверка соблюдения реализации таких соглашений.
Например, в соответствии с подписанным между Берном (Швейцария) и Парижем (Франция) налоговым соглашением правительству Франции были переданы данные о 3000 французских граждан, имеющих секретные счета в банках Швейцарии и подозреваемых в уходе от уплаты налогов. Такого же типа соглашения были подписаны между Швейцарией и США, Германией и Гибралтаром, Великобританией и Лихтенштейном, Германией и Лихтенштейном, США и Лихтенштейном. Люксембург заключил 12 договоров об обмене финансовой информацией, составленных в соответствии с международными стандартами, в том числе с США, Великобританией, Нидерландами, Францией и Данией, готовятся к подписанию договоры с Германией и Бельгией.
Правительства европейских стран в условиях финансового кризиса ощутили значительные сокращения доходов бюджета. Это в определенной степени связанно с мошенничеством в сфере НДС, что по расчетам экспертов Евросоюза соответствует 250 млрд евро ежегодных потерь.
Со стороны Еврокомиссии в августе 2009 г. получили одобрение меры по повышению эффективности сотрудничества между фискальными органами стран ЕС по вопросам контроля за уплатой НДС, что позволит закрепить на законодательной основе работу Eurofisc (децентрализованной сети по обмену информацией между странами - членами ЕС для целей интенсификации административного сотрудничества по вопросам мошенничества с НДС и взимания прямых налогов). Eurofisc была призвана заменить глобальный форум по обмену налоговой информацией, объединивший порядка 84 государств.
Анализ налоговой политики промышленно развитых стран свидетельствует, что одной из главных закономерностей на этапе преодоления последствий финансового кризиса является изменение ставок по таким налогам, как налог на прибыль, НДС, подоходный налог, акцизные платежи.
По странам - членам ОЭСР средняя ставка налога на прибыль корпораций в 2009 г. сократилась до 26,5%. Это вызвано снижением данного основного элемента налогообложения в Чехии и Люксембурге на 1%, Швеции - на 1,7%, Южной Корее - на 3,3%. По остальным странам, входящим в состав ОЭСР, ставка налога на прибыль корпораций уменьшилась незначительно или осталась без изменения.
Многие страны прибегают к использованию налоговой амнистии, т.е. к проведению ряда мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные законодательством сроки платежа.
К таким странам относятся США, Австралия, Великобритания, Италия, Нидерланды.
Таким образом, устанавливая систему налогов для физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной части.
Швеция предлагает ввести в странах ЕС налог на экологически вредную продукцию, а на заседании Европарламента в Страсбурге принят закон, согласно которому владельцы грузовиков будут платить транспортный сбор за шум и загрязнение воздуха. Все это свидетельствует о том, что в решении вопросов налогообложения все чаще проявляется экологическая составляющая, что в свою очередь способствует повышению развития высокотехнологического производства и улучшению жизни населения этих стран.
Данный налог был предложен лауреатом Нобелевской премии американским экономистом Джеймсом Тобином и направлен на ограничение валютных спекуляций. С его помощью может быть сформирован фонд, средства которого будут направлены на решение проблем социальной сферы и вопросов экологии.
Таким образом, конкретные задачи внесения изменений или реформирования налоговой системы в промышленно развитых странах решаются по-разному, однако можно выявить некоторые общие закономерности:
- направление на предотвращение
уклонения от уплаты налогов,
реализуемое через подписание
межгосударственных соглашений
об обмене информацией, налоговых
соглашений, использование налоговой
амнистии и ужесточение
- поиск оптимальной структуры
налогов и сборов путем
- увеличение налоговой нагрузки на финансовый сектор экономики;
- усиление направленности в сторону экологизации налоговых систем.
Разумное сочетание внешней и внутренней налоговой политики, направленной на предотвращение уклонения от уплаты налогов, развитие высокотехнологического производства и улучшение экологической безопасности нации позволит промышленно развитым странам не только компенсировать потери от финансового кризиса, но и заложить основы формирования принципиально нового подхода к построению налоговых систем, направленного в первую очередь на реализацию социально значимых аспектов развития современного общества.