ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный
университет
им. Н.И. Лобачевского»
ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Финансы государства»
Тема: «Местные налоги их роль
в формировании доходов местных бюджетов
системы РФ (на примере бюджета г.Нижний
Новгород)»
Выполнила:
студентка 3 курса, группы 13М11,
заочной формы обучения,
направление «Менеджмент»
Сагдиева А. Р.
Проверила:
Кравченко В.С.
Оценка:
Нижний Новгород
2014
Оглавление
Введение
Среди экономических рычагов,
при помощи которых государство воздействует
на экономику, важное место отводится
налогам. В условиях рыночной экономики
любое государство широко использует
налоговую политику в качестве определенного
регулятора воздействия на негативные
явления рынка.
Налоги являются необходимым
звеном экономических отношений в обществе
с момента возникновения государства.
Развитие и изменение форм государственного
устройства всегда сопровождаются преобразованием
налоговой системы.
В современном цивилизованном
обществе налоги – основная форма доходов
государства. Поскольку экономическая
сущность налогов характеризуется денежными
отношениями, складывающимися у государства
с юридическими и физическими лицами,
эти денежные отношения объективно обусловлены
и имеют специфическое назначение – мобилизацию
денежных средств в распоряжение государства.
За счет налоговых платежей
и сборов формируются финансовые ресурсы
государства, обеспечивается формирование
доходов бюджетной системы, которые используются
органами государственной власти и местного
самоуправления для финансирования необходимых
расходов. Доходы бюджетов формируются
в соответствии с бюджетным и налоговым
законодательством Российской Федерации.
Налоги имеют решающее значение
в доходах бюджетов всех уровней, но при
этом следует различать местное налогообложение
и государственное. Если государственному
налогообложению присущ упор на фискальную
функцию, то местное налогообложение во
главу угла ставит функцию регулирования
развития местного сообщества.
Анализ финансового положения
муниципальных образований свидетельствует
о том, что практически во всех субъектах
Российской Федерации доходы местных
бюджетов не соответствуют потребностям
органов местного самоуправления для
реализации ими
собственных полномочий, осуществления
капитальных вложений для развития и модернизации
объектов жилищно-коммунального хозяйства,
образования, здравоохранения и других
объектов социальной инфраструктуры.
Поэтому тема данной курсовой
работы является весьма актуальной.
Целью курсовой работы является
рассмотреть и выявить роль местных налогов
в формировании доходов местного бюджета
муниципального образования.
Исходя из цели, сформированы
задачи:
- рассмотреть теоретические
основы бюджетного процесса в масштабах
страны и масштабах местных образований
- выявить теоретические и исторические
аспекты местного налогообложения
- выяснить, как проходит налогообложение
в городском округе Нижний Новгород, а
также определить роль в формировании
доходов бюджета города.
Бюджетный процесс в Российской
Федерации и его организация
Бюджетное устройство
Российской Федерации
В формировании и развитии экономической
и социальной структуры общества большую
роль играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках принятой на каждом
историческом этапе политики. Одним из
механизмов, позволяющих государству
проводить экономическую и социальную
политику, является финансовая система
общества и входящий в ее состав — государственный
бюджет.
Бюджет — это форма образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения
задач и функций государства и местного
самоуправления.
С помощью государственного
бюджета государственные власти получают
финансовые ресурсы для содержания государственного
аппарата, армии, осуществления социальных
мероприятий, реализации экономических
задач, т.е. для выполнения государством
возложенных на него функций.
Государственный бюджет, являясь
основным финансовым планом государства,
дает органам власти реальную экономическую
возможность осуществления властных полномочий.
Бюджет отражает размеры необходимых
государству финансовых ресурсов и определяет
тем самым налоговую политику в стране.
Бюджет фиксирует конкретные направления
расходования средств, перераспределение
национального дохода и внутреннего валового
продукта, что позволяет ему выступать
в качестве эффективного регулятора экономики. [10, c. 237].
Бюджетная система Российской
Федерации – система, основанная на экономических
отношениях и государственном устройстве
Российской Федерации, регулируемая нормами
права совокупность федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов и бюджетов государственных
внебюджетных фондов.
В бюджетную систему России,
как федеративного государства, входят
бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными
частями:
- федеральный бюджет;
- региональные бюджеты субъектов
РФ - республиканские бюджеты республик
в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские
бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;
- бюджеты местных административно-территориальных
образований - районные бюджеты сельских
районов, городские бюджеты городов (кроме
Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты
районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных
пунктов. [6, c.225]
Бюджеты, входящие в бюджетную
систему Российской Федерации, самостоятельны
и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты
субъектов Российской Федерации не включаются
в федеральный бюджет, а местные бюджеты
не включаются в региональные бюджеты.
По существу федеральный бюджет
является главным законом экономической
жизни государства, в котором фиксируются
не только цифры доходов и расходов казны,
но и все остальные параметры экономического
развития.
Бюджет субъекта Российской
Федерации и местный бюджет – формы образования
и расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам их ведения. [10, c. 228]
Отсюда видно, бюджетное устройство
РФ определяется ее государственным федеративным
устройством – в унитарных государствах
бюджетная система имеет два уровня –
государственный бюджет и местный бюджет.
Бюджетное законодательство РФ содержит
понятие «консолидированный бюджет» –
свод бюджетов всех уровней бюджетной
системы на соответствующей территории.
Совершенно обособленным понятием
в структуре бюджетного устройства России
является понятие консолидированного
бюджета.
Консолидированный бюджет Российской
Федерации — это свод бюджетов всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации.
Консолидированный бюджет Российской
Федерации включает федеральный бюджет
и консолидированные бюджеты субъектов
Российской Федерации. В свою очередь
консолидированный бюджет субъекта Российской
Федерации включает бюджет субъекта Российской
Федерации и местные бюджеты. [2,с. 67]
Консолидированные бюджеты
Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации не рассматриваются и не утверждаются
законодательными органами власти всех
уровней. Эти бюджеты являются в первую
очередь статистическим сводом бюджетных
показателей, характеризующим агрегированные
данные по доходам и расходам, источникам
поступления средств и направлениям их
использования по территории в целом Российской
Федерации и отдельных субъектов Российской
Федерации.
Показатели консолидированных
бюджетов используются в бюджетных и финансовых
планировании и прогнозировании (при разработке
прогнозов экономического и социального
развития государства, территорий используются
финансовые показатели, в основе которых
показатели консолидированных бюджетов).
А также при анализе формирования и использования
финансового фонда страны (суммы всех
финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную
систему). Показатели консолидированных
бюджетов используются при расчетах, характеризующих
различные виды обеспеченности жителей
страны, территорий, например, бюджетные
расходы на одного жителя на медицинское
обслуживание, образование. [6, c. 198]
Рассмотрим понятия доходы
и расходы бюджета.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие
в безвозмездном и безвозвратном порядке
в соответствии законодательством в распоряжение
органов государственной власти соответствующего
уровня.
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые
на финансовое обеспечение задач и функций
государства и местного самоуправления.
Основным источником формирования
рассматриваемых доходов является национальный доход, причем в сферу бюджетного перераспределения
попадают его конкретные компоненты:
- предпринимательская прибыль
(промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей;
- заработная плата работников
сферы материального и нематериального производства.
Денежные средства юридических
лиц, сбережения населения, иностранный
капитал (посредством продажи на финансовом
рынке государственных облигаций; получения
кредита под залог пакета акций крупных
предприятий; получения государственных
займов от отдельных государств либо от
международных финансово-кредитных учреждений)
отражают кредитный метод формирования
бюджетных ресурсов, предполагающий возвратность
заимствований и платность за их использование.
Виды доходов бюджетов:
- налоговые (федеральные, региональные
и местные налоги и сборы, штрафы и пени),
- неналоговые, безвозмездные
перечисления, а также обособленно учитываются
доходы целевых бюджетных фондов.
К неналоговым доходам относятся
доходы:
- от использования, продажи и
иного возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной
или муниципальной собственности;
- от платных услуг, оказанных
государственными или муниципальными
органами власти и учреждениями;
- средства, полученные в результате
применения мер гражданско-правовой, административной
и уголовной ответственности (штрафы,
конфискации, компенсации, возмещение
ущерба);
- финансовая помощь и бюджетные
ссуды от бюджетов других уровней и др.
- иные неналоговые доходы.
Помимо собственных, в бюджетах
2-го и 3-го уровней выделяют т.н. регулирующие доходы - федеральные или региональные
налоги и платежи, по которым устанавливаются
процентные нормативы отчислений в бюджеты
субъектов или местные бюджеты на финансовый
год или на долговременной основе (не менее
чем на 3 года) по разным видам таких доходов
(в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий
бюджет). До принятия Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство
и бюджетная практика постоянно «размывали»
эти два понятия - собственные и регулирующие
доходы. Бюджетный кодекс РФ разделяет собственные и
регулирующие доходы по периоду их установления: собственные
доходы определяются на постоянной основе;
регулирующие доходы устанавливаются
на год или на долговременной основе (не
менее чем на 3 года). Отличие собственных
и регулирующих доходов бюджетов определяется
также видом нормативного документа, который
их устанавливает. Так, собственные доходы
регламентируются бюджетным и налоговым
законодательством в целом, а регулирующие
доходы — законодательством Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации
о соответствующем бюджете на очередной
год.
Расходы бюджета, являясь важной
составной частью государственных расходов
в целом, выражают экономические отношения,
возникающие в связи с использованием
средств общегосударственного денежного
фонда. Формой проявления этих отношений
выступают конкретные виды бюджетных
расходов, причем их многообразие обусловлено
действием целого ряда факторов: природой,
функциями государства, уровнем социально-экономического
развития страны, разветвленностью связей
бюджета с национальной экономикой, административно-территориальным
устройством государства и т.п. Различное
сочетание названных факторов порождает
ту или иную систему расходов конкретного
бюджета на определенном этапе общественного
развития. По своему материально-вещественному
воплощению бюджетные расходы представляют
собой денежные средства, направляемые
на финансовое обеспечение задач и функций
государства и местного самоуправления.
Расходы бюджетов в зависимости
от их экономического содержания подразделяются
на текущие расходы (обеспечение текущих
потребностей) и капитальные (инвестиционные
нужды и прирост запасов).
Формы расходов бюджетов:
- ассигнования на содержание
бюджетных учреждений;
- оплата по государственным
(муниципальным) контрактам;
- трансферты населению;
- ассигнования на осуществление
полномочий, передаваемых на другие уровни
власти и на компенсацию дополнительных
расходов, возникающих из-за решений вышестоящих
органов власти;
- бюджетные кредиты юридическим
лицам;
- субвенции и субсидии, юридическим
и физическим лицам;
- инвестиции в уставные капиталы
юридических лиц;
- бюджетные ссуды, дотации, субвенции
и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным
фондам;
- кредиты иностранным государствам;
- средства на обслуживание и
погашение долговых обязательств.